Артериальное давление 8 класс

Очень важным показателем состояния организма человека является давление крови.
Кровяное давление создаётся силой сокращения желудочков сердца и сопротивлением стенки сосуда.
В разных сосудах оно неодинаково. Разность давления в различных участках кровеносной системы обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам из области большего давления в область меньшего.
Наиболее высоко давление крови в аорте ((120) мм рт. ст.). По мере продвижения крови по сосудам оно постепенно уменьшается, достигая наименьшей величины в верхней и нижней полых венах. В крупных венах грудной полости давление практически равно атмосферному. Давление крови в капиллярах снижается до (15) мм рт. ст.
Если давление крови резко снижается (например, при больших потерях крови), то ткани (прежде всего мозг) перестают получать достаточное количество кислорода и питательных веществ. Человек становится вялым, сонливым, ему трудно усваивать новую информацию и вспоминать ранее изученный материал. При значительном снижении давления крови происходит потеря сознания, и, если не принять мер для поднятия давления, человек может погибнуть.
В том случае, когда давление в кровеносных сосудах сильно повышается и они не выдерживают большую нагрузку, возникает угроза разрушения капилляров — кровоизлияние.
Кровяное давление обычно измеряют в плечевой артерии с помощью манометра.
У здоровых людей в состоянии покоя в среднем давление равно (120) мм рт. ст. в момент сокращения сердца (максимальное давление), а в момент расслабления — (70)–(80) мм рт. ст. при расслабленном сердце (минимальное давление).
Стойкое повышение артериального давления у человека называют гипертонией.
Стойкое понижение артериального давления у человека называют гипотонией.
Скорость тока крови — важный показатель кровообращения.
По различным участкам кровеносного русла кровь течёт с разной скоростью, которая зависит от сопротивления, оказываемого стенками сосудов, и от суммарной площади поперечного сечения всех сосудов.
В аорте скорость тока крови наибольшая — примерно (0,5) м/с.
Суммарный просвет всех капилляров примерно в (1000) раз больше просвета аорты, поэтому кровь течёт в них намного медленнее — примерно (0,5)–(1,2) мм/с.
Медленное течение крови по капиллярам способствует обмену веществ и газов между тканями и кровью: питательные вещества успевают проникнуть в клетки, а продукты их жизнедеятельности и углекислый газ — поступить в кровь.
Перераспределение крови в организме
Снабжение кровью различных органов зависит от интенсивности их работы. К работающему органу, нуждающемуся в кислороде и питательных веществах, притекает больше крови, чем к органу, находящемуся в покое. Так, при выполнении физической работы к мышцам притекает большое количество крови. При этом уменьшается её приток к органам пищеварения. То есть, в организме всё время происходит перераспределение крови: через одни органы её протекает больше, а через другие — меньше.
Изменение кровоснабжения органа связано с изменением просветов его сосудов. Просвет кровеносных сосудов регулируется и нервной системой (сокращением мышечных стенок сосудов под влиянием импульсов, приходящих по симпатическим нервам из центральной нервной системы — эти изменения происходят рефлекторно), и биологически активными веществами (гуморальная регуляция).
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
Источник
Тема урока: «Кровяное давление. Пульс»
Развивающие: развитие внимания, мыслительных способностей учащихся, логического мышления, памяти, подвижности нервной системы (реакция); умения делать выводы на основе сравнения.
Воспитательные: привитие навыка самоконтроля; воспитание собранности, сосредоточенности; самостоятельного мышления; санитарно-гигиенических навыков; привычки к здоровому образу жизни, потребности к физическому совершенствованию, к систематическому занятию физкультурой и спортом для нормальной работы собственного организма.
Таблицы с изображением сердца, кругов кровообращения, фаз сердечного цикла; прибор для измерения кровяного давления (тонометр), секундомер, тетради для ПР. Р., учебник.
Тип урока: комбинированный.
I. Повторение темы предыдущего урока «Работа сердца». Актуализация знаний учащихся.
Письменный опрос.
Установить правильную последовательность движения крови по БКК.
Капилляры 2. Левый желудочек 3. Правое предсердие 4. Полая вена 5.Аорта
Установить правильную последовательность движения крови по МКК.
Легочная артерия 2.правый желудочек 3. Левое предсердие 4. Легочная вена 5. капилляры
II. Изучение новой темы.
-Обратите внимание на слова, которые написаны после темы урока: «Сейчас нельзя обойтись без знаний физики, если ты хочешь достигнуть ясности относительно физиологических вопросов…».
Эти слова были написаны немецким врачом и естествоиспытателем Ю. Майером, человеком, который впервые четко сформулирован закон сохранения энергии. На протяжении многих веков биология была лишь описательной наукой и практически не объясняла причин большинства явлений, происходящих в живом организме.
Человек и его организм – это часть природы, поэтому все, что в нем происходит, подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки химия, физика. Тема нашего урока сегодня” тесно переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления движения. А рассмотрим мы с вами сегодня закономерности движения крови по телу человека.
Все физические процессы, которые лежат в основе жизнедеятельности организма, изучает новая наука, получившая название биофизика.
Сегодня у нас с вами очень много вопросов, которые нам предстоит решить.
Объяснение нового материала.
Формулирование проблем темы на уроке:
– Какая физическая (гидродинамическая) причина заставляет кровь течь в кровеносных сосудах беспрерывно и даже снизу вверх, преодолевая силу тяжести?
Причины движения крови по сосудам:
Основной причиной движения крови является работа сердца, благодаря которой в артериях создается давление.
При сокращении сердечной мышцы давление крови в левом желудочке доходит до 140-150 мм рт. ст. Под таким давлением кровь поступает в аорту, где давление ее уже несколько ниже 130—140 мм рт.ст. И чем дальше движется кровь, тем ниже и ниже становится давление. В артериях оно составляет 120-130 мм рт.ст. Особенно резко давление падает в мелких артериях – до 60-70 мм рт. ст., а в капиллярах—до 30-40 мм рт. столба. В мелких венах давление 5-10 мм рт. ст., а в крупных венах оно может быть даже отрицательным (ниже атмосферного почти на 5 мм).
За счет разницы давления крови в сосудах, последняя устремляется в область более низкого давления, т. е. течет от артерий к венам.
Артериальное давление
Величина артериального кровяного давления — показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца. У здорового человека при выталкивании крови из желудочков сердца оно составляет в плечевой артерии 120 мм рт. ст., а при их расслаблении 70 мм рт. ст. При заболеваниях сердца и сосудов величина артериального давления может сильно измениться. Обычно артериальное давление измеряют в плечевой артерии с помощью специального прибора.
Демонстрация приборов и измерения артериального давления.
После сокращения желудочков, когда кровь поступила в аорту и артерии и полулунные клапаны закрылись, давление достигает наибольшей величины. Такое давление называют верхним, или систолическим давлением. Затем оно начинает уменьшаться и в момент паузы сердца достигает минимальной величины. Это давление называют нижним, или диастолическим.
Уровень кровяного давления у человека с возрастом меняется. От 16 до 50 лет давление равно 110-126 мм рт.ст. К 60 годам оно повышается до 135-140 ммрт.ст. Если кровяное давление поднимается выше 150 мм рт.ст., это уже заболевание — гипертония, если же давление ниже 110 мм рт.ст. — это гипотония.
Ученые опытным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше этого возраста приходится применять другую формулу.)
АД верхнее (сист) = 1,7 х возраст + 83.
АД нижнее (диаст) = 1,6 х возраст + 42.
(АД — артериальное давление, возраст берется в целых годах.) Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает” верхнее давление, а знаменатель нижнее, то есть в данном случае АД = 110/65.
Колебания давления должны изменяться в определенных границах. Если они выходят за эти пределы, превышая норму, сосуды могут не выдержать, разорваться, что нередко приводит к гибели больного. Если поражены, сосуды, мозга, наступает инсульт; если поражены сосуды сердца — происходит инфаркт, повреждение определенного участка сердечной мышцы. Когда человек выздоравливает после инфаркта, этот участок все равно больше не функционирует, так как мышечная ткань замещена рубцовой соединительной тканью, которая не способна сокращаться. Если давление опускается ниже нормы, кровоснабжение органов затруднено, страдают головной мозг, сердце, почки и другие органы. Повышенное давление ведет к гипертонии, пониженное — к гипотонии. Оба заболевания достаточно опасны и требуют лечения, иногда длительного.
Пульс.
– самостоятельное чтение статьи о пульсе в учебнике.
– вместе с учителем учащиеся выясняют, что такое пульс.
Сокращаясь, сердечная мышца оказывает сильное давление на находящуюся в желудочках кровь. Под давлением кровь из левого желудочка поступает в аорту, стенки которой обладают высокой эластичностью. Поэтому, когда кровь поступает в аорту, она начинает расширяться и расширяется до тех пор, пока приток крови не прекратится. После этого силы упругости растянутой стенки аорты, стремясь вернуть ее к первоначальным размерам, выжимают кровь в более удаленный от сердца участок артерии (обратному току препятствует клапан). Этот участок артерии растягивается, и все повторяется сначала. Поэтому после каждого сокращения сердца вдоль деформации, подобно тому, как распространяются волны по натянутой струне или на поверхности воды от брошенного в нее камня.
Распространяющиеся вдоль артерии колебания ее стенок получили название артериального пульса. Его можно ощутить, если на артерию, находящуюся вблизи поверхности тела (например, у запястья), положить палец.
Закрепление изученного материала.
– Каковы причины движения крови по сосудам?
– Что такое пульс?
– Где и как его подсчитать?
– Чем опасно повышение давления?
ПР. Р.№ 4
Тема «Подсчет ударов пульса в покое или при физической нагрузке».
Цель: определить зависимость пульса от физических нагрузок.
Ход работы:
1. Измерьте пульс в состоянии покоя. Результат зафиксируйте в таблице.
2. Сделайте 20 приседаний в среднем темпе. Быстро сядьте на стул и
подсчитайте число пульсовых ударов за 10 секунд сразу после нагрузки, затем спустя 180 секунд.
Все результаты занесите в таблицу.
Домашнее задание.
Источник
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация на тему “Движение крови по сосудам” (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Движение крови по сосудам.
2 слайд
Описание слайда:
ПРИЧИНЫ ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТЕЙ ПО СОСУДАМ: Для движения жидкости по сосудам необходима энергия, создающая давление. Жидкость двигается из мест с большим давлением в места с меньшим давлением. Скорость течения жидкости зависит от суммарного поперечного сечения сосудов. Чем меньше суммарное поперечное движение сосудов, тем больше скорость течения жидкости.
3 слайд
4 слайд
Описание слайда:
Причины движения крови по сосудам. Кровяное давление – давление крови на стенки кровеносных сосудов. Разность давления в артериях и венах, является основной причиной непрерывного движения крови по сосудам. Кровь перемещается к месту наименьшего давления. Наиболее высокое давление в аорте, меньше в крупных артериях, еще меньше в капиллярах и самое низкое в венах.
5 слайд
Описание слайда:
Кровяное давление у человека измеряют с помощью ртутного или пружинного тонометра в плечевой артерии (артериальное давление). Максимальное (систолическое) давление – давление во время систолы желудочков (110-120мм.рт.ст.) Минимальное (диастолическое) давление – давление во время диастолы желудочков (60-80 мм.рт.ст.) Пульсовое давление – разность между систолическим и диастолическим давлением.
6 слайд
Описание слайда:
Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом. Ученые опытным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше этого возраста эта формула не подходит). АД верхнее = 1,7 х возраст + 83 АД нижнее = 1,6 х возраст + 42 (АД –артериальное давление, возраст берется в целых годах)
7 слайд
Описание слайда:
Для 14 лет АД верхнее = 106,8 АД нижнее = 64,4 АД = 106,8 / 64,4
8 слайд
Описание слайда:
Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки. Практическая работа. Измерьте длину ногтя от корня, до прозрачной части, которую обычно срезают. Это путь который проходит кровь, от корня ногтя до конца ногтевого ложа. Выдавите кровь из сосудов ногтевого ложа, нажимая на ноготь, ноготь должен побелеть. Прекратите давить на ноготь большого пальца и подсчитайте, через сколько секунд он снова покраснеет. За это время кровь успевает заполнить сосуды ногтевого ложа. Узнайте скорость крови по формуле V = L / t, где V – скорость крови, L – длина пути, t – время.
9 слайд
Описание слайда:
Движение крови по сосудам возможно благодаря разности давлений в начале и в конце круга кровообращения. Кровяное давление в аорте и крупных артериях составляет 110-120 мм.рт.ст. (т.е. на 110-120- мм.рт.ст. выше атмосферного). В артериях 60-70 В артериальном и венозном концах капилляра – 30-15 соответственно. В венах конечностей 5-8 скорость крови: в аорте (наибольшая)- 0,5 м/с; в полых венах – 0,2 м/с; в капиллярах (наименьшая) – 0,5-1,2 мм/с.
10 слайд
Описание слайда:
Колебания давления должны изменяться в определенных границах. Если колебания превышают норму, сосуды могут не выдержать, разорваться, что нередко приводит к гибели больного. Инсульт – поражение сосудов мозга. Инфаркт – поражение определенного участка сердечной мышцы. После инфаркта, пораженный участок не функционирует, т.к. мышечная ткань замещена рубцовой соединительной тканью, которая не способна сокращаться.
11 слайд
Описание слайда:
Гипертония – повышение кровяного давления Повышение артериального давления происходит при тяжелой физической нагрузке С возрастом эластичность стенок артерий уменьшается, поэтому давление в них становится выше.
12 слайд
Описание слайда:
Гипотония – понижение кровяного давления. Гипотония симптомы: -слабость и усталость; -раздражительность; -повышенная чувствительность к жаре (в частности — плохое самочувствие в бане); -при физической деятельности самочувствие лучше; -сердцебиение при физических нагрузках; Понижение наблюдается при больших кровопотерях, сильных травмах, отравлениях и др.
13 слайд
Описание слайда:
После физических нагрузок! У тренированного и здорового человека верхнее давление поднимается высоко, а нижнее – нет! Если нижнее тоже поднимается, то это указывает о низкой динамической активности.
14 слайд
Описание слайда:
Артериальный пульс – ритмичные колебания стенок артерий в результате поступления крови в аорту при систоле левого желудочка. Пульс можно обнаружить на ощупь там, где артерии лежат ближе к поверхности тела: в области лучевой артерии нижней трети предплечья, в поверхностно-височной артерии и тыльной артерии стопы.
15 слайд
Описание слайда:
Измерение пульса на лучевой артерии (практическая работа в парах) Пережмите артерию в точке В, так чтобы движение крови прекратилось. Убедимся, что в точке А пульс не пропадает, хотя кровь остановлена. Зажмем артерию в точке А. Сомкнем ее стенки и остановим пульсовую волну. Вывод – Чтобы узнать, остановлена ли кровь, надо прощупывать пульс ниже перетяжки.
16 слайд
Описание слайда:
Частота пульса (сердечных сокращений) позволяет судить о здоровье человека, о работе его сердца. Если число сердечных сокращений после нагрузки увеличилось в 1,3 раза и меньше, то хорошие показания; Если более, чем в 1,3 раза – относительно посредственые показания (недостаточность движений, гиподинамия). В норме сердечная деятельность после нагрузки должна вернуться к исходному уровню за 2 минуты! Если раньше – очень хорошо, позже – посредственно, а если более, чем за 3 минуты, то это указывает на плохое физическое состояние.
17 слайд
Описание слайда:
Опыт Моссо. Количество крови в организме может перераспределяться. Чтобы это доказать познакомимся с опытом. Итальянский учёный Анджело Моссо положил человека поверх больших, но очень чувствительных весов так, что головная и противоположная половины туловища были строго уравновешены. Когда учёный предложил испытуемому решить математическую задачу, весы потеряли равновесие? Почему? (Кровь приливает к головному мозгу, так как активизируется деятельность головного мозга.) Куда будет идти приток крови, если человек обедает, делает зарядку? Известно, что во время сна количество крови в головном мозге уменьшается на 40%. Почему взволнованный человек не может уснуть?
18 слайд
Описание слайда:
Основные понятия темы: Артериальное кровяное давление Верхнее (систолическое) Нижнее (диастолическое) Гипертония Гипотония Инсульт Инфаркт Частота пульса (сердечных сокращений)
19 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание Проверить изменение скорости кровотока при никотиновом голоде и после курения (с.91 учебника) на курящих взрослых с большим стажем курения. Из приложения в учебнике (с.262) проанализировать фокус с монетой и объяснить его. параграф №19, р.т. №69,70,72 Синквейн по теме регуляция работы сердца
20 слайд
Описание слайда:
Спасибо! Надеюсь работа вам понравилась!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Данная работа исполбзуется мною при преподование темы “Движение крови по сосудам” в 8-м классе, по учебникам И.Н.Пономаревой.
Цель урока: Сформировать понятие о движении крови, в результате деятельностного подхода к обучению.
Задачи урока:
1. Разъяснить причину движения крови и природы пульса, при проведении практических работ.
2. Дать научное определение понятиям инсульт и инфаркт.
3. Сформировать навыки проведения измерения давления, функциональных проб и расчеты нормативных данных для самоконтроля своего здоровья.
Оставьте свой комментарий
Источник