Центильные таблицы для мальчиков артериального давления

Центильные таблицы – различие показателей для мальчиков и девочек
Каждая мама считает, что именно ее ребенок идеален, но эта уверенность не должна мешать родителям наблюдать за правильностью роста и развития малыша. Благодаря антропометрическим данным центильных таблиц можно определить соответствие показателей норме.
При несоответствии данных вашего малыша стандартам, представленным в таблице, не стоит паниковать. Слишком низкие или высокие показатели могут быть связаны не с нарушением нормального развития, а с индивидуальными особенностями ребенка и его генетики.
Что такое центильные таблицы?
Центилем называется показатель определенной величины, которую имеют все обследуемые контрольной группы. Центильная таблица представляет собой систематизированные статистические данные о развитии детей различных возрастов. Данные о средних показателях для мальчиков и девочек представлены в отдельных таблицах.
На процесс формирования организма влияет множество факторов:
- Нормальное питание – при нарушении рациона организм ребенка не обеспечивается питательными веществами, витаминами и минералами в необходимом количестве или, наоборот, получает их в избыточном объеме, что влияет на рост и развитие.
- Наследственность — если параметры родителей не соответствуют усредненным стандартам, то с большой долей вероятности ребенок будет иметь генетическую предрасположенность к увеличению или уменьшению основных показателей.
- Гормональный фон – при нарушении синтеза гормонов в гипофизе, надпочечниках, щитовидной, поджелудочной и половых железах происходят сдвиги в формировании различных систем организма.
- Внешние факторы – на развитие ребенка оказывают влияние уровень физических нагрузок, длительность ночного отдыха, психологический комфорт и отсутствие стрессов. При сильно повышенных психических нагрузках рост ребенка значительно замедляется.
- Влияние на рост и развитие могут также оказать условия окружающей среды.
Очень большое влияние на рост и размеры ребенка оказывает половая принадлежность: мальчики растут гораздо быстрее маленьких представительниц прекрасной половины человечества. Исключение составляет только пубертатный период, в который девочки вступают в среднем на 2-3 года раньше. После вступления в подростковый возраст мальчики быстро догоняют сверстниц.
В центильных таблицах представлены показатели детей от первого месяца жизни и до 17 лет. Хотя в большинстве случаев врачи пользуются ими только для оценки развития детей раннего возраста (чаще до года). Выглядеть таблицы могут по-разному, но суть остается неизменной: средние значения – это норма, верхние и нижние показатели свидетельствуют о том, что, возможно, существуют нарушения развития.
Принципы составления центильных таблиц
В 1993 году ВОЗ после оценки интерпретации антропометрических данных, полученных в результате обследования детей, заявила о том, что они неадекватно отражают процесс развития ребенка. После этого оценивания было принято решение о необходимости применения новых кривых развития, и с 1997 по 2003 год было проведено многоцентровое исследование показателей развития. Результаты были использованы для построения новых центильных таблиц, которые используются во всем мире.
Для подростков данные в таблицах не обновлялись с 1970-х годов.
В связи с тем, что исследования проводились в каждой стране, данные таблиц немного отличаются в зависимости от региона. Например, в России используются исследования, проводившиеся в Новосибирске с 2000 по 2013 год, в них участвовало 2005 детей (1070 мальчиков, 935 девочек).
Что такое графики физического развития?
График развития ребенка – это графическое выражение центильных таблиц. Его значения определяются пятью линиями:
- зеленые – средние значения;
- красные – показатели в пределах нормы;
- черные – границы нормы.
Индивидуальный график развития вашего ребенка строится по его показателям, отмеченным в определенном возрасте.
Какая информация содержится в таблицах?
В центильных таблицах содержатся данные о физическом развитии детей определенного пола и возраста. К таким данным относятся:
- рост (длина тела) – измеряется при помощи специальных ростомеров;
- вес (масса тела) – каждый ребенок проходит взвешивание;
- окружность головы;
- окружность груди;
- отношение веса к росту (индекс массы тела).
Интерпретация центильных кривых
Данные обследованных детей одного возраста и пола выстраивают в порядке возрастания и вносят в таблицу. Выделяют 7 областей показателей в зависимости от количества центилей в оценке.
№ | Область | Количество центилей | Примечания |
1 | Слишком низких величин | до 3 | Группа диагностики, требующая повышенного внимания |
2 | Низких параметров | 3-10 | Группа внимания, которой показано дополнительное обследование при наличии подозрений на различные патологии |
3 | Величин ниже среднего | 10-25 | Гармоничное развитие с отставанием от средних показателей |
4 | Средних значений | 25-75 | Соответствующее возрасту гармоничное физическое развитие |
5 | Величин выше среднего | 75-90 | Гармоничное формирование с опережением нормы |
6 | Высоких показателей | 90-97 | Детки с такими показателями также входят в группу внимания |
7 | Сверхвысоких значений | выше 97 | Группа диагностики, включающая детей с высоким физическим развитием и требующих особенного внимания врачей |
Как использовать таблицы?
В строке, соответствующей возрасту вашего ребенка, необходимо определить, между какими значениями находятся показатели малыша, и оценить результат.
- От -1 SD до +1 SD – относится к области средних значений (около 50 деток из 100 обладают подобными показателями).
- От -3 SD до -1 SD, а также от +1 SD до +3 SD – величины выше и ниже среднего, они являются вариантом нормы. Такое же физическое развитие практически у 43-47% малышей.
- Ниже -3 SD или выше +3 SD – слишком низкие или высокие значения антропометрических показателей, в этой ситуации лучше обратиться к лечащему врачу, однако от 3% до 7% детей с такими же результатами замеров абсолютно здоровы.
Что делать при отклонениях от нормы?
В первую очередь не надо волноваться. Если такие результаты вызваны заболеваниями, то патологии будут выявлены при дальнейшем обследовании, от которого не стоит отказываться. Каждой мамочке важно помнить, что показатели центильных таблиц – это не диагноз, они лишь говорят о том, что стоит более внимательно отнестись к «нестандартному» ребенку.
Оценка физического развития направлена на то, чтобы помочь родителям вовремя обратить внимание на несоответствия и выяснить их причину, которая может не иметь ничего общего с патологическими состояниями.
Источник
Норма давления у детей: центильная таблица
Норма давления у детей зависит от пола и возраста. Ниже представлена центильная таблица на которую ориентируются многие специалисты. Основной столбец со значением в 50 центили. Значения по крайним столбикам – это уже является отклонением от средней нормы.
Таблица не предназначена для самостоятельной диагностики. Если Вас беспокоит давление ребенка, то обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Дополнительную информацию о нормах можно узнать в статье «Пульс и артериальное давление у ребенка».
Систолическое (верхнее) артериальное давление у детей
Возраст (годы) | Пол | Центили | ||||||
5 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 95 | ||
7 | М | 84 | 92 | 99 | 105 | 109 | 118 | 123 |
Ж | 93 | 95 | 100 | 105 | 113 | 116 | 118 | |
8 | М | 92 | 95 | 98 | 106 | 113 | 120 | 124 |
Ж | 91 | 92 | 98 | 105 | 113 | 119 | 121 | |
9 | М | 92 | 94 | 99 | 105 | 112 | 117 | 121 |
Ж | 92 | 94 | 102 | 107 | 115 | 118 | 121 | |
10 | М | 92 | 95 | 100 | 106 | 112 | 120 | 123 |
Ж | 93 | 95 | 99 | 105 | 110 | 119 | 123 | |
11 | М | 79 | 80 | 86 | 96 | 113 | 131 | 134 |
Ж | 94 | 96 | 102 | 107 | 113 | 121 | 128 | |
12 | М | 73 | 79 | 90 | 99 | 118 | 125 | 137 |
Ж | 90 | 94 | 101 | 110 | 115 | 122 | 125 | |
13 | М | 83 | 87 | 98 | 111 | 123 | 128 | 132 |
Ж | 97 | 99 | 104 | 110 | 118 | 122 | 126 | |
14 | М | 92 | 95 | 104 | 113 | 127 | 133 | 149 |
Ж | 97 | 100 | 104 | 112 | 117 | 123 | 130 | |
15 | М | 96 | 103 | 109 | 118 | 127 | 141 | 151 |
Ж | 100 | 101 | 106 | 112 | 119 | 127 | 131 | |
16 | М | 102 | 103 | 110 | 118 | 122 | 135 | 143 |
Ж | 98 | 101 | 107 | 112 | 117 | 128 | 130 | |
17 | М | 98 | 103 | 107 | 115 | 123 | 135 | 140 |
Ж | 97 | 99 | 104 | 111 | 116 | 121 | 128 |
Диастолическое (нижнее) давление у детей
Возраст (годы) | Пол | Центили | ||||||
5 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 95 | ||
7 | М | 45 | 50 | 53 | 58 | 64 | 72 | 73 |
Ж | 46 | 49 | 56 | 62 | 66 | 71 | 76 | |
8 | М | 44 | 49 | 56 | 62 | 66 | 71 | 76 |
Ж | 46 | 49 | 54 | 60 | 66 | 71 | 75 | |
9 | М | 50 | 53 | 56 | 61 | 65 | 71 | 73 |
Ж | 48 | 53 | 57 | 63 | 67 | 70 | 74 | |
10 | М | 49 | 52 | 55 | 62 | 67 | 71 | 74 |
Ж | 47 | 51 | 56 | 61 | 66 | 71 | 75 | |
11 | М | 26 | 30 | 40 | 49 | 72 | 81 | 86 |
Ж | 47 | 49 | 56 | 61 | 67 | 73 | 75 | |
12 | М | 21 | 31 | 41 | 50 | 73 | 82 | 86 |
Ж | 46 | 50 | 56 | 62 | 69 | 73 | 78 | |
13 | М | 33 | 39 | 47 | 64 | 77 | 84 | 87 |
Ж | 46 | 50 | 57 | 65 | 72 | 77 | 82 | |
14 | М | 40 | 46 | 57 | 70 | 81 | 87 | 92 |
Ж | 50 | 54 | 60 | 67 | 71 | 75 | 77 | |
15 | М | 49 | 55 | 65 | 75 | 81 | 90 | 98 |
Ж | 57 | 58 | 63 | 68 | 73 | 77 | 79 | |
16 | М | 53 | 58 | 66 | 71 | 76 | 83 | 84 |
Ж | 54 | 57 | 63 | 68 | 73 | 78 | 82 | |
17 | М | 55 | 57 | 64 | 71 | 75 | 83 | 83 |
Ж | 56 | 57 | 61 | 68 | 72 | 75 | 79 |
Автор: Николаева О. П.
Корректор: Астарова Р. Н.
Дата публикации 15.04.2017
Перепечатка без активной ссылки запрещена!
Внимание! Это ВАЖНО!
Вся информация в статье, а также нормы и таблицы представлены только для общего ознакомления. Она не дает оснований ставить себе диагноз или назначать лечение самостоятельно. Всегда обращайтесь к врачу!
Источник
Источник
Таблицы артериального давления у детей по возрасту — средние значения, которые считаются нормой у мальчиков и девочек. Что влияет на этот показатель у малышей и подростков, как его измерять, что поможет предотвратить гипертонию или гипотонию?
Артериальное давление у детей
Кровь, проходя через кровеносную систему, давит на стенки сосудов. Уровень давления зависит от диаметра сосудов, их эластичности, интенсивности сердечных сокращений, густоты крови.
Артериальное давление измеряют по двум показателям: систолическое («верхнее») и диастолическое («нижнее»).
Систолическим (САД) называют сопротивление сосудов в момент сокращения сердечной мышцы, когда кровь выталкивается в аорту. Диастолическое (ДАД) — давление в момент между сокращениями сердца, когда кровь растекается по капиллярам.
Артериальное давление — важный показатель работы организма, в первую очередь сердечно-сосудистой системы. У здоровых людей этот уровень относительно постоянен. Давление колеблется под воздействием стрессов, переутомления, многих других факторов. Если отклонения разовые и небольшие, то тревожиться не о чем. Если давление «скачет» часто и значительно, необходимо обращаться к врачу.
У детей сосуды тоньше, уже, но эластичнее и тонус их ниже, поэтому систолическое (верхнее) давление у малышей меньше.
Ребенок растет, растет кровеносная система, объем крови становится больше, а стенки сосудов толще, давление становится выше. Нормы давления у детей разных возрастов зависят от нескольких факторов: от наследственности, пола, роста, веса, режима питания, физической активности, даже от климата, в котором живет ребенок.
Как правильно измерить давление
Давление у детей измеряют несколькими способами. Врач-неонатолог быстро измеряет давление у грудничка, надавив пальцем на артерию и прослушав в ней пульс. Систолическое давление у новорожденных при необходимости проверяют с помощью ультразвука.
Обычный и самый простой способ — измерение при помощи тонометра. Современные тонометры бывают механическими, электромеханическими и электронными.
Чтобы измерение было максимально точным, используйте специальные детские манжетки (они входят в комплект тонометра многих производителей), которые плотно облегают предплечье ребенка. Если «взрослая» манжетка окажется велика, то измерить давление правильно вы не сможете.
Артериальное давление у детей — величина «подвижная», поэтому для объективной картины важно помнить:
- наиболее объективные показатели давления — с утра; если измеряете днем, то пусть как минимум час ребенок проведет спокойно;
- в течение дня мерить давление не менее чем через час после еды;
- перед измерением ребенку необходимо сходить в туалет: наполненный мочевой пузырь «повысит» результат;
- малышам до двух лет давление измеряют лежа; если ребенок сидит, его рука должна спокойно лежать на ровной поверхности внутренней стороной ладони вверх;
- давление измеряют на обеих руках; в дальнейшем контрольный показатель тот, который выше;
- измеряют давление 3 раза с интервалом в 5 минут, верным считается среднее значение.
Таблицы норм АД у детей и подростков
До года
Давление у новорожденных малышей зависит от течения родов — у недоношенных значения АД ниже.
У новорожденных до года нормы артериального давления, их динамика, одинаковы для мальчиков и девочек.
Норма давления у детей от рождения до 1 года:
Возраст | Систолическое («верхнее») давление | Диастолическое («нижнее») давление |
---|---|---|
0-2 недели | 60-95 | 40-55 |
2-4 недели | 80-110 | 40-74 |
4-8 недель | 82-112 | 40-75 |
8 недель – 6 месяцев | 85-115 | 50-75 |
6 месяцев – 1 год | 86-116 | 55-78 |
От 1 года до 11 лет
После года на показатели АД влияет пол ребенка, причем в одни периоды (в 5-8 лет и после 16) показатели бывают выше у мальчиков, в другие (в 3-4 года и в 13-14) — у девочек.
Норма давления у ребенка от 1 до 3 лет:
Пол | Систолическое («верхнее») давление | Диастолическое («нижнее») давление |
---|---|---|
Мальчики | 80-93 | 41-52 |
Девочки | 77-91 | 41-52 |
Норма давления у ребенка от 3 до 6 лет:
Пол | Систолическое («верхнее») давление | Диастолическое («нижнее») давление |
---|---|---|
Мальчики | 80-104 | 41-59 |
Девочки | 77-101 | 41-59 |
Верхние и нижние значения нормы давления у детей 7 лет в таблице для мальчиков и девочек:
Пол | Систолическое («верхнее») давление | Диастолическое («нижнее») давление |
---|---|---|
Мальчики | 90-106 | 47-67 |
Девочки | 85-105 | 47-69 |
Норма давления у ребенка 8 лет в таблице:
Пол | Систолическое («верхнее») давление | Диастолическое («нижнее») давление |
---|---|---|
Мальчики | 92-110 | 48-70 |
Девочки | 90-110 | 50-71 |
Рекомендуемая педиатрами норма давления у ребенка 9 лет в таблице (мальчики и девочки):
Пол | Систолическое («верхнее») давление | Диастолическое («нижнее») давление |
---|---|---|
Мальчики | 93-113 | 49-72 |
Девочки | 92-112 | 40-73 |
Ориентировочный диапазон нормы давления у ребенка 10 лет в таблице (мальчики и девочки):
Пол | Систолическое («верхнее») давление | Диастолическое («нижнее») давление |
---|---|---|
Мальчики | 93-113 | 50-73 |
Девочки | 92-114 | 49-72 |
Норма давления у ребенка 11 лет в таблице:
Пол | Систолическое («верхнее») давление | Диастолическое («нижнее») давление |
---|---|---|
Мальчики | 91-111 | 48-68 |
Девочки | 95-111 | 51-71 |
Переходный возраст и артериальное давление
Переходный возраст — период гормональной перестройки организма — наступает у детей в разное время, но девочки обычно опережают ровесников-мальчиков. В пубертатный период скачки давления случаются у многих подростков, и этот процесс требует контроля.
Норма давления у ребенка 12 лет в таблице:
Пол | Систолическое («верхнее») давление | Диастолическое («нижнее») давление |
---|---|---|
Мальчики | 96-116 | 50-68 |
Девочки | 93-117 | 52-73 |
Норма давления у подростков от 13 до 16 лет:
Пол | Систолическое («верхнее») давление | Диастолическое («нижнее») давление |
---|---|---|
Мальчики | 95-128 | 53-78 |
Девочки | 96-125 | 52-81 |
Причины скачков артериального давления у ребенка
Есть целый ряд внешних факторов, приводящих к повышению или понижению давления и не носящих патологический характер:
- активное движение: если измерить давление ребенку, который только что бегал, играл, вы получите повышенный результат;
- полный мочевой пузырь: давит на сосуды, вызывая повышение АД;
- много соли или сахара в рационе повышают давление;
- нерегулярное питание — переедание или длительное голодание;
- эмоциональное перенапряжение, стресс чреваты как повышением, так и понижением давления;
- перегрев;
- обезвоживание;
- курение, алкоголь;
- употребление сладкого чая, кофе, энергетических и других напитков, содержащих кофеин;
- атмосферные перепады (смена давления, ветреная погода и т. д.).
Формула давления
Все существующие нормы АД у детей по возрастам обозначают допустимый диапазон значений. Средние показатели систолического артериального давления вычисляют по формулам.
Для малышей до года: 76 + 2n, где n — число месяцев от рождения.
Пример: малышу 4 месяца, значит, САД 76 + 8 = 84.
Диастолическое давление у грудничков составляет от 2/3 до 1/2 систолического.
Формула после года: 90 = 2n, где n — число лет.
Пример: ребенку 4 года, значит, САД 90 + 8 = 98.
Диастолическое давление у детей после года: 60 + возраст (в годах).
Цифры, рассчитанные таким образом, очень приблизительные. Отклонения на 10-15 мм — допустимая норма.
Повышенное давление
Если давление у ребенка повысилось однократно и по понятной причине (например, побегал, а потом выпил целую бутылку кока-колы), то достаточно устранить причину (отдохнуть и не пить сладкую газировку), и все придет в норму.
Если вы намерили у ребенка повышенное давление несколько раз, это серьезно, срочно обращайтесь к врачу.
Какие симптомы говорят о повышении давления:
- тошнота;
- одышка;
- головокружение;
- покраснение лица;
- тремор рук;
- чувство тяжести, дискомфорта в затылке;
- кровотечение из носа.
У грудных малышей, которые еще не умеют объяснять, что их беспокоит, такие симптомы выражаются в отказе от еды, плаксивости, общей вялости.
Повышение АД — симптом многих серьезных болезней:
- сахарный диабет;
- патологии щитовидной железы;
- болезни надпочечников и почек;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- ожирение;
- наследственная предрасположенность.
Пониженное давление
Низкое давление (гипотония) не менее опасно, чем высокое (гипертония).
Симптомы гипотонии:
- слабость;
- сонливость;
- пульсирующая боль в висках;
- тошнота;
- головокружение;
- бледность кожи;
- боль, дискомфорт в области сердца;
- ощущение нехватки кислорода.
Маленькие дети при понижении давления становятся вялыми, капризными, плаксивыми, не играют, отказываются от еды, часто зевают.
Если нет случайных причин, и давление было измерено правильно, гипотония — возможный симптом:
- анемии;
- вирусных инфекций;
- сердечно-сосудистых патологий;
- авитаминоза;
- опухолей;
- патологий щитовидной железы;
- ожирения;
- дисфункции надпочечников.
Профилактика проблем с давлением
Когда случаются скачки давления, устранять симптомы с помощью лекарств — малоэффективный путь.
Долгий и трудоемкий, но более надежный — профилактика:
- Физическая активность. Заниматься спортом необходимо, так тренируются не только руки и ноги, но и сердце и сосуды. Главное — не бросаться в крайности. Чрезмерные физические нагрузки, особенно в детстве, так же вредны,как и гиподинамия.
- Правильное питание. Меньше соли и сахара, больше продуктов, содержащих клетчатку, сложные углеводы и белки в оптимальном соотношении. Поддержание нормального веса — лучшая профилактика проблем с давлением.
- Полноценный отдых. Важно хорошо высыпаться — не менее 8 часов в сутки, а детям — не менее 10. И никаких компьютеров за полночь!
- Избегайте стрессов. Для современных детей это трудно осуществимо, но старайтесь не перегружать свое чадо эмоционально: недостаточно хорошо написанная контрольная или не сданный экзамен — еще не конец света. Школьникам, особенно подросткам пубертатного периода, трудно справиться с нервным напряжением, и оно чревато серьезными болезнями.
Берегите себя и своих детей!
Источник
Центильные таблицы физического развития мальчиков
Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.
Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.
Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это – зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го – низкий, 10-25-го – ниже среднего, 25-75-го – средний, 75-90-го – выше среднего, 90-97 – высокий и последних трех ребят – очень высокий.
Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.
По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.
Пример оценки физического развития новорожденного мальчика
Рост-длина – 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса – 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди – 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы – 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка – умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».
Центильные таблицы физического развития девочки
Приведя свою малышку на прием к педиатру, который взвесит ее и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашей девочки.
По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.
Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.
Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это – зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы
Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го – низкий, 10-25-го – ниже среднего, 25-75-го – средний, 75-90-го – выше среднего, 90-97 – высокий и последних трех ребят – очень высокий.
Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.
По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.
Источник