Малкина пых психосоматика гипертония

Малкина пых психосоматика гипертония thumbnail

Ирина Малкина-Пых

ПСИХОСОМАТИКА

Об авторе

Малкина-Пых Ирина Германовна – психолог, доктор физико-математических наук по специальности «биофизика».

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор И.П. Волков;

доктор медицинских наук, профессор С.А. Кулаков.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга представляет собой справочное пособие по эффективным техникам, применяемым в различных психотерапевтических направлениях и школах при лечении психосоматических расстройств. Она будет полезной для практиков – врачей и психологов, желающих повысить эффективность своей работы с психосоматическими пациентами.

Психосоматика (греч. psyche – душа, soma – тело) – направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы.

Любое психосоматическое заболевание является свойством человеческого организма как системы. Оно не выводится по отдельности ни из психических, ни из физиологических (включая наследственные) свойств индивида, его невозможно объяснить путем исследования свойств какой-то одной подсистемы – психической или соматической. Только взаимодействие между этими подсистемами и окружающей средой может привести к новому состоянию организма, определяемому как психосоматическое заболевание. И только понимание этих связей может дать возможность эффективно воздействовать на возникшее заболевание, в том числе и методами психотерапии.

Внутренние конфликты, невротические типы реакций или психореактивные связи обусловливают картину органического страдания, его длительность, течение и, возможно, резистентность к терапии. Психосоматические соотношения, возникающие у больных, традиционно рассматриваются в пределах двух основных подходов. В рамках первого из них, психоцентрического, анализируется влияние на возникновение, клинические проявления, течение и прогноз заболевания острого и хронического психического стресса, а также разнообразных характеристик, связанных с психическим статусом пациента. В числе последних рассматриваются конституциональные особенности личности, интерпретируемые в рамках психодинамического и психометрического подходов, концепции алекситимии, специфических «профилей личности», поведенческого типа А, а также коморбидные рассматриваемому заболеванию психические расстройства (аффективные, тревожно-фобические и др.). В рамках второго, соматоцентрического, подхода изучаются нозогенные реакции – влияние особенностей клинических проявлений и течения болезни на субъективное восприятие пациентом своего заболевания и особенности психических расстройств, манифестация которых связана с соматическим страданием (соматогении и психогенные состояния, обусловленные комплексом психотравмирующих событий, связанных с соматическим заболеванием).

Настоящий справочник написан в рамках первого из указанных подходов, психоцентрического, что и определило подбор и расстановку материала в книге. Исходя из этого подхода, в книге не рассматриваются соматические аспекты возникновения и лечения психосоматических заболеваний.

Буквальное значение термина «психотерапия» связано с двумя его толкованиями, базирующимися на переводе греческих слов psyche – душа и therapeia – забота, уход, лечение: «исцеление душой» или «лечение души». Сам термин «психотерапия» был введен в 1872 году Д. Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело» и стал широко популярен с конца XIX века.

В настоящее время известно и осуществляется на практике около 400 разновидностей психотерапии для взрослых пациентов и примерно 200 – для детей и подростков (Kazdin, 1994). Вместе с тем существуют основные психотерапевтические подходы, существенно различающиеся по своим концептуальным основам. Различия касаются описания личности, механизмов ее развития, патогенеза неврозов, механизмов терапии и оценки ее эффективности. Рассматриваемые в данном справочнике виды психотерапии имеют разные «мишени» психотерапевтического воздействия. Так, «мишень» в биоэнергетическом анализе – тело, в пациент-центрированной терапии – переживания (не просто испытываемые эмоции, а проживаемый опыт), в когнитивной терапии – неадаптивные мысли и представления, и т. д.

Психотерапевтические подходы можно условно разделить на две группы: директивная терапия, ориентированная на проблему, и недирективная, ориентированная на пациента. Для школ, относящихся к первому типу, характерна установка на обязательное «погружение» пациента в проблему. Если пациент не желает «погружаться», это трактуется как сопротивление терапии. «Ходить кругами» вокруг проблемы пациента, не входя, не углубляясь в нее, считается неэффективным. В психотерапии второго типа, напротив, пациент свободен в выборе того, о чем говорить с терапевтом и сколько уделять ей времени. Если он не говорит о своей проблеме, это рассматривается не как сопротивление, а как законное право говорить о том, о чем он сам желает.

Читайте также:  При гипертонии лечение народными средствами

Условно различают клинически-ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. В клинически-ориентированной психотерапии традиционно используются такие методы, как гипноз, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения. В личностно-ориентированной психотерапии обнаруживается огромное разнообразие методов и приемов, основанных на концептуальных моделях множества школ и течений.

Тем не менее можно говорить о наличии ключевой и ведущей идеи, объединяющей почти все имеющиеся в психотерапии подходы – стремления помочь развитию личности путем снятия ограничений, запретов и комплексов. В основе психотерапии лежит идея о возможности изменения, трансформации человеческого «Я» в динамично изменяющемся мире. Иными словами, речь идет о воздействии на те или иные составляющие самосознания.

На сегодняшний день так и не сформулировано четкое общепризнанное определение психотерапии, способное охватить все ее виды и формы. Можно говорить о существовании медицинской, психологической, социологической и философской моделей психотерапии.

В узком смысле слова (медицинская модель) психотерапия понимается как комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека. Такая психотерапия используется при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Но в науке имеет место и психологическая модель психотерапии, а значит, ее можно рассматривать как направление деятельности практического психолога. Практический психолог использует те же методы, что и клинический психотерапевт. Разница заключается прежде всего в их нацеленности. Важнейшая задача психолога состоит не в снятии или облегчении симптомов болезни, а в создании условий для оптимального функционирования личности и ее развития. Всемирная Организация Здравоохранения в преамбуле к своей Декларации указывает: «Здоровье – это не отсутствие болезни или физического недостатка, а состояние физического, умственного и социального благополучия». В этом контексте можно говорить о том, что психотерапия направлена на поддержание общей гармонии самочувствия в широком смысле слова, а не на «излечение», «исправление» или «коррекцию» каких-либо расстройств.

Расширительное понимание области применения психотерапии закреплено в Декларации по психотерапии, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге в 1990 году. В этой декларации зафиксировано следующее:

Источник

Скачать бесплатно книгу "Психосоматика", Малкина-Пых И. Г.Год выпуска: 2004

Автор: Малкина-Пых И. Г.

Жанр: Психиатрия, психология

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Настоящий справочник написан в рамках первого из указанных подходов, психоцентрического, что и определило подбор и расстановку материала в книге. Исходя из этого подхода, в книге не рассматриваются соматические аспекты возникновения и лечения психосоматических заболеваний.
Буквальное значение термина «психотерапия» связано с двумя его толкованиями, базирующимися на переводе греческих слов psyche — душа и therapeia — забота, уход, лечение: «исцеление душой» или «лечение души». Сам термин «психотерапия» был введен в 1872 году Д. Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело» и стал широко популярен с конца XIX века.
В настоящее время известно и осуществляется на практике около 400 разновидностей психотерапии для взрослых пациентов и примерно 200 — для детей и подростков (Kazdin, 1994). Вместе с тем существуют основные психотерапевтические подходы, существенно различающиеся по своим концептуальным основам. Различия касаются описания личности, механизмов ее развития, патогенеза неврозов, механизмов терапии и оценки ее эффективности. Рассматриваемые в данном справочнике виды психотерапии имеют разные «мишени» психотерапевтического воздействия. Так, «мишень» в биоэнергетическом анализе — тело, в пациент-центрированной терапии — переживания (не просто испытываемые эмоции, а проживаемый опыт), в когнитивной терапии — неадаптивные мысли и представления, и т. д.
Психотерапевтические подходы можно условно разделить на две группы: директивная терапия, ориентированная на проблему, и недирективная, ориентированная на пациента. Для школ, относящихся к первому типу, характерна установка на обязательное «погружение» пациента в проблему. Если пациент не желает «погружаться», это трактуется как сопротивление терапии. «Ходить кругами» вокруг проблемы пациента, не входя, не углубляясь в нее, считается неэффективным. В психотерапии второго типа, напротив, пациент свободен в выборе того, о чем говорить с терапевтом и сколько уделять ей времени. Если он не говорит о своей проблеме, это рассматривается не как сопротивление, а как законное право говорить о том, о чем он сам желает.
Условно различают клинически-ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориен-тированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. В клинически-ориентированной психотерапии традиционно используются такие методы, как гипноз, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения. В личностно-ориентированной психотерапии обнаруживается огромное разнообразие методов и приемов, основанных на концептуальных моделях множества школ и течений.

Читайте также:  Санатории лечение гипертонии татарстан

Содержание справочника

ОБЩАЯ ПСИХОСОМАТИКА

Глава 1. ПСИХОСОМАТИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
1.1.Психосоматические теории и модели

1.2.Стратегии поведения при стрессе
Глава 2. ДИАГНОСТИКА В ПСИХОСОМАТИКЕ
2.1. Диагностическая беседа
2.2. Психологические тесты в психосоматической практике

2.2.1. Торонтская алекситимическая шкала
2.2.2. Опросник Бека
2.2.3. Гиссенский опросник соматических жалоб
2.2.4. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)
2.2.5. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина
2.2.6. Личностный опросник Айзенка
2.2.7. Опросник Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни
2.2.8. Методика незаконченных предложений Сакса Сиднея, модифицированная для психосоматических больных
2.2.9. Методика определения психологической характеристики темперамента
2.2.10. Опросник Шмишека
2.2.11. Тест Кейрси
2.2.12. Опросник УСК (уровень субъективного контроля) Роттера
2.2.13. Опросник Келлермана — Плутчика
2.2.14. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки
2.2.15. Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Норакидзе)
2.2.16. Тест Томаса — типы поведения в конфликте (адаптирован Гришиной)
2.2.17. Опросник Гарбузова для выявления доминирующего инстинкта
2.2.18. Тест Кеттела (16PF – Form С)
2.2.19. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний
2.2.20. Шкала депрессии Цунга
2.2.21. Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня ММР1)
2.2.22. Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник Реана)
2.2.23. Методика «Цель — Средство — Результат» (ЦСР)
2.2.24. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рея
2.2.25. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Вассермана (модификация Бойко)

2.3. Краткий обзор проективных тестов

2.3.1. Тест Роршаха
2.3.2. Сонди-тест
2.3.3. ТАТ — тематический тест апперцепции
2.3.4. Рисуночные проективные тесты

Глава 3. ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
3.1. Общие вопросы терапии психосоматических пациентов

3.1.1. Внутренняя картина болезни
3.1.2. Нозогении (психогенные реакции) при психосоматических заболеваниях

3.2. Суггестивная психотерапия

3.2.1. Методы и техника гипнотизирования
3.2.2. Самовнушение

3.3. Психосинтез
Техники
3.4. Терапия, фокусированная на решении

Техники
3.5. Позитивная психотерапия
Техники
3.6. Гештальт-терапия
Техники
3.7. Когнитивно-поведенческая психотерапия

Техники
3.8. Симводдрама (метод кататимного переживания образов)
Техники
3.9. Транзактный анализ
Техники
3.10. Терапия искусством (арт-терапия)
Техники
3.11. Креативная визуализация
3.12. Психодрама

Техники
3.13. Танцевально-двигательная терапия
Техники
3.14. Телесно-ориентированная психотерапия

Работа с телом в биоэнергетике А. Лоуэна

Танатотерапия
3.15. Семейная психотерапия
Техники
3.16. Нейролингвистическое программирование (НЛП)
Техники

ЧАСТНАЯ ПСИХОСОМАТИКА ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
1.1. Бронхиальная астма
Картина личности
Психотерапия

1.2. Синдром гипервентиляции
Картина личности
Психотерапия

Глава 2. СЕРДЕЧНОСОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
2.1. Эссенциальная гипертония
Картина личности
Психотерапия

2.2. Ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда
Картина личности
Психотерапия

2.3. Кардиофобический невроз
Картина личности
Психотерапия

2.4. Нарушения сердечного ритма
Картина личности
Психотерапия

Глава 3. ПСИХОСОМАТИКА ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
3.1. Ожирение
Картина личности
Психотерапия

3.2. Нервная анорексия
Картина личности
Психотерапия

3.3. Булимия
Картина личности
Психотерапия

Глава 4. ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
4.1. Язвы желудка и двенадцатиперстной кишки
Картина личности
Психотерапия

4.2. Запоры
Картина личности
Психотерапия

4.3. Эмоциональная диарея
Картина личности
Психотерапия

4.4. «Синдром раздраженной кишки»
Картина личности
Психотерапия

4.5. Язвенный колит и болезнь Крона
Картина личности
Психотерапия

4.6. Нарушения глотания
Психотерапия
Глава 5. БОЛЕЗНИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
5.1. Гипотиреоз
Картина личности
Психотерапия

5.2. Гипертиреоз
Картина личности
Психотерапия

5.3. Сахарный диабет
Картина личности
Психотерапия

Глава 6. КОЖНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

6.1. Картина личности при кожных заболеваниях
Психотерапия
Глава 7. ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
7.1. Рак молочной железы
Картина личности
Психотерапия

7.2. Экстирпация матки
7.3. Первичная аменорея
7.4. Вторичная аменорея
7.5. Дисменорея и предменструальный синдром

Картина личности
Психотерапия

7.6. Функциональные нарушения в области гипогастрия
Картина личности
Психотерапия

7.7. Менархе и климакс
7.8. Функциональная (психосоматическая) стерильность

Картина личности
Психотерапия

7.9. Психосоматические аспекты при гетерологичном и экстракорпоральном оплодотворении
7.10. Психосоматика спонтанного аборта и преждевременных родов
7.11. Ложная беременность

Картина личности
Психотерапия

Глава 8. БОЛЕЗНИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
8.1. Ревматические поражения мягких тканей (фибромиалгия)
Картина личности
8.2. Симптомы остеохондроза
Картина личности
8.3. Ревматоидный артрит
Картина личности
Психотерапия при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
Глава 9. ПСИХОВЕГЕТАТИВНЫЕ СИНДРОМЫ
9.1. Картина личности
9.2. Психотерапия

Глава 10. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА
10.1. Картина личности
10.2. Психотерапия

Глава 11. ОНКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
11.1. Картина личности
11.2. Психотерапия

Техники
Глава 12. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕПРЕССИИ
12.1. Картина личности
12.2. Психотерапия
Глава 13. ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ

13.1. Простуды
13.2. Простой герпес
13.3. Ангина
13.4. Туберкулез
13.5. Психотерапия при инфекционных заболеваниях
Глава 14. ГОЛОВНАЯ БОЛЬ
14.1. Головная боль напряжения

Картина личности
Психотерапия

14.2. Мигрень
Картина личности
Психотерапия

Источник

Психосоматика, Малкина-Пых И.Г.

Читайте также:  Как бороться народными средствами с гипертонией

   Предлагаемое издание посвящено психосоматике, теме, интересующей очень широкую аудиторию. Автор предлагает три аспекта рассмотрения проблемы: общий теоретический подход, вопросы частной психосоматики и практические методы диагностики и коррекции, применяемые при психосоматических заболеваниях.
В книге подробно описаны такие методы, как суггестивная психотерапия, психосинтез, гештальттерапия, нейролингвистическое программирование и многие другие, рассмотрены зарубежные и отечественные концепции возникновения психосоматических заболеваний, приведены техники психологической коррекции и психотерапии. Показано, как личностные характеристики и ситуационные переменные, в частности острый и хронический стресс, влияют на возникновение, клинические проявления и течение заболеваний.
Издание будет интересно и полезно для практиков – врачей и психологов, желающих повысить эффективность своей работы с психосоматическими пациентами, а также для широкой группы читателей, которых волнует возможность влияния на состояние собственного здоровья.

Психосоматика, Малкина-Пых И.Г.

Диагностика в психосоматике.
При постановке психосоматического диагноза в распоряжении психотерапевта имеются две основные методики – диагностическая беседа и психологическое тестирование.

Диагностическая беседа дает возможность собрать психосоматический анамнез, чтобы привести не осмысленные пациентом соматические симптомы в понятную смысловую связь с внешней и внутренней историей его жизни.

Первоочередная цель заключается в нахождении связей во времени между началом соматических проявлений и анамнестически достоверными жизненно важными изменениями или же в констатации их отсутствия. Если такие связи устанавливаются, то дальнейшая беседа должна прояснить, понимает ли сам пациент значимость для развития заболевания тех неприятностей, которые возникли у него в связи с конфликтами и кризами. Это предполагает знание личности пациента, условий его развития в детстве, конфликтов в процессе социализации, фиксации на них до последнего времени и уязвимости в отношении них с учетом ослабления актуальности прошлых переживаний.

СОДЕРЖАНИЕ.
Ирина Малкина-Пых.
Об авторе.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОСОМАТИКА.
ГЛАВА 1 Психосоматика: определение понятия.
ГЛАВА 2 Диагностика в психосоматике.
ГЛАВА 3 Психотерапия при психосоматических заболеваниях.
ЧАСТЬ 2. ЧАСТНАЯ ПСИХОСОМАТИКА.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.
ГЛАВА 2 СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.
ГЛАВА 3 ПСИХОСОМАТИКА ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ.
ГЛАВА 4 ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.
ГЛАВА 5 БОЛЕЗНИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ.
ГЛАВА 6 КОЖНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.
ГЛАВА 7 ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.
ГЛАВА 8 БОЛЕЗНИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.
ГЛАВА 9 ПСИХОВЕГЕТАТИВНЫЕ СИНДРОМЫ.
ГЛАВА 10 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА.
ГЛАВА 11 ОНКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.
ГЛАВА 12 ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕПРЕССИИ.
ГЛАВА 13 ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ.
ГЛАВА 14 ГОЛОВНАЯ БОЛЬ.
СПИСОК ЦИТИРОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Психосоматика, Малкина-Пых И.Г. – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 – pdf
Скачать файл № 2 – fb2
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
– fb2 – Яндекс.Диск.

Скачать
– pdf – Яндекс.Диск.

Дата публикации: 04.05.2019 04:42 UTC

Теги:

учебник по психологии :: психология :: Малкина-Пых

Следующие учебники и книги:

  • Психиатрия войн и катастроф, Учебное пособие, Шамрей В.К., 2015
  • Тропой богов, японские методы достижения эффективной работы и гармоничной жизни, Степанов Д., 2018
  • Психология развития, Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г., 2007
  • Сообщество разума, Минский М., 2018

Предыдущие статьи:

  • Психология и педагогика высшей школы, Часть 2, Кручинин В.А., Комарова Н.Ф., 2014
  • Соционика, люди и типы, проблемы и решения, Мухаметшин А., 2018
  • Метод Сильвы, помощь от вашего подсознания, Сильва X., Эд Бернд Э., 2018
  • Психология за минуту, Журавлев И.В., 2018

Источник