Можно ли с гипертонией ездить на велосипеде

Раньше были времена, а теперь мгновения…
Раньше … стоял с утра, а теперь давление.
Фольклор.
Раньше были времена. Я ездил сильно, очень сильно. Старожилы клуба знают. Потом случились девяностые, а с ними всякая фигня. Я еще женился в неудачное время (а кто мог знать? а если б знал, разве это остановило бы). Родил сына аккурат в 1990-м году. И понеслось… Безденежье, стрессы, ссоры, депрессняк и прочие прелести жизни во времена перемен. Народные средства лечения депрессии, а как же. В России, чай живем.
Какое-то время я еще трепыхался. Сходил в четверку по Кавказу, в тройку по Крыму. В оба похода ходил “зайцем”, то есть, не заявлялся. Походы разминочного уровня, по моей тогдашней физике. Ну и опыт некоторый был, да. Вполне достаточный, иначе не взяли бы.
На большее я не тянул, когда по времени, когда по финансам. Последние два похода вообще были “семейные”, с женой и подрастающим наследником. А потом украли велосипед, и я совсем забросил велотуризм. На долгое десятилетие велосипед, как способ жизни, был отправлен в отставку. Я не жалуюсь, просто описание обстановки.
Итог. Варварское отношение к собственному организму привело к печальным последствиям. Год назад, 30 апреля, я вышел из дома в направлении магазина Фрирайд, я прошел пару сотен метров, и началась привычная одышка. Привычно заболела спина. Я знал, что так будет, и знал, что будет, когда я сяду на велосипед. Опыт не пропьешь. Будет новая боль, и не только жопная. Баттхёрт, выражаясь по-научному.
Я знал, что будут болеть мышцы и суставы. Я знал, что будет не хватать дыхалки и будут лезть глаза на лоб. Все это я знал и был готов терпеть боль.
Я не знал другого. У меня просто не было такого опыта. Когда я выкатил из магазина свой будущий велик для пробного проезда, когда сел и поехал, организм буквально возликовал. Организму дали велосипед! Этот идиот, наконец-то, сподобился! Ощущение поразительное.
Наверное, поэтому терпеть боль было немного легче. А еще, незадолго до того, тот-кто-смотрит-за-тобой подсунул мне книжку Лэнса Армстронга. Этот парень знает толк в преодолении боли, и он мне здорово помог. Я читал и говорил себе – ага! Понял… Понял…
Впрочем, о гипертонии. Аномальная жара 2010 года резко подкосила мой хиреющий организм. Пришлось даже брать больничный. Я вновь вкусил атмосферу поликлиники, которой не ощущал многие годы, с тех пор, как перестал проходить обязательную аэрофлотовскую медкомиссию. И жирной точкой, поставившей крест на старом запасе здоровья, была покупка электронного тонометра.
Когда-то, в благословенные годы зари волгоградского велотуризма, мы проводили замеры в походе. Пульс, давление, замер сразу по взятию нехилого крымского подъема, замер через одну и три минуты, замер после двадцати приседаний, подробности уж не помню. Это Пал Саныч такое затеял, а у нас в походе был врач. Помню только, что минуты не хватало, чтобы засечь восстановление моей “физики”. Слишком быстро успокаивалось давление и пульс. Через минуту уже все в норме для спокойного состояния – давление 125/70 и пульс 60-65. И мне ни разу не удалось выгнать пульс за 120, несмотря на состояние, близкое к “красному коридору”. Замер сразу после остановки, понятно, электронных пульсомеров у нас не было.
Я этими штуками заинтересовался, и стал считать пульс дома, в разном состоянии. Давление мерить было нечем в те времена, вернее, не было возможности купить домашний тонометр – только померить в поликлинике, ну, или добыть тонометр неправедными путями. Для здорового человека не было вариантов купить.
Вышла такая фигня. Пульс в положении лежа, сразу после просыпания – 42. В положении сидя – 60. Пожилая врачиха на медкомиссии ворчала: “Брадикардия… К сорока годам тебя ждет ожирение сердца.” Я посмеивался, что она понимает в велотуризме! Это же не спорт больших достижений. Так себе… ездим по горам, иногда перетаскивая велосипеды через особо непроезжие кущеря.
Весна 2011 года. Давление шкалит за 160 (систола, верхнее), а в особо зловредном состоянии диастола (нижнее давление) вылезает под 110. Это еще хуже, у организма почти нет запаса мощности. Пульс тут уже не показатель, чуть поднапрягся, и сел, задыхаясь. (Возможно, что здоровьишко подкосила еще и полостная операция в 2002 году. С тех пор у меня недоукомплектованный организм. Но это вряд ли, не такая уж тяжелая операция была. Не смертельно.)
В таком состоянии я впервые за десять лет сел на велосипед. Могу авторитетно заявить – лекарства, таблетки, это фигня. Эффект слабый, почти невыраженный, к тому же их подбирать надо под себя, иначе вообще толку нет. Велосипед же сотворил настоящее чудо.
Поначалу было трудно, очень трудно. Отвыкшие от работы мышцы ныли и стонали. Три-четыре оборота педалей – и мне приходилось бросать вращение, расслабляя ноги. Очень больно. Помогал прежний опыт длинных нудных дистанций – покрутил-расслабил, покрутил-расслабил. Это Румянцев где-то вычитал, и меня научил. Тут еще туклипсы помогают, в них можно “бросить ноги”, полностью расслабив мышцы бедра и голени. Ноги как бы свисают, как сопля болтаются. Не знаю, можно ли так сделать на топталках.
Потом по пять оборотов. Потом по семь-девять (подъем по мосту на обратном пути, дорога ро-овная). Хочу обратить внимание, это не до стадии “устал и не хочется”, а до появления реальной неиллюзорной боли в мышцах.
А потом внезапно обнаружил, что кручу, не переставая, уже половину моста, и ничего нигде не болит. А пробег-то всего ничего, километров пятьсот с начала сезона.
Где-то в середине нашего привычного сорокаградусного лета: объективные показатели тонометра. Год назад, когда я пошел в поликлинику, терапевтша заявила: “150/100? Для вашего возраста и веса это нормально!” Она всем видом показывала, что я симулянт. Хотелось бы предъявить ей достигнутые потом нормальные на самом деле 130/88. У меня же есть, чем померить. Пробег порядка 1000-1200 км.
(Что смешно. Я в этом деле ни бум-бум, я полагал, что для моего веса и возраста нормально (когда практически здоров) будет где-то 130-135 на 85-90. Я исходил из опыта замеров в своем молодом и здоровом состоянии. Цифру 140, а особенно 145, считал признаком выраженного болезненного состояния. А оно, оказывается, норма, по мнению врачей. О как.)
В прошлом сезоне наездил немного. 2300 примерно. Умом понимал, что это немного, и надо бы ездить еще. Но вот, набежала… даже не знаю, эйфория от успехов, что ли… нет, не так, наверное просто лень. Я стал лениться. Все-таки возраст, нет уже той чистой мальчишеской мышечной радости, что в молодости. Тут суставы поскрипывают, там усталость придавливает. Не та усталость, когда выспался и вскочил, радостный, а тягостная, мутная. Такую усталость надо преодолевать, заставлять себя преодолевать, видимо, пороху не хватило. Надо заставлять себя.
Итак, я сдался, и зимний сезон прошел без велосипеда. Докладываю результат. Гипертония вернулась во всей красе, разве что чуть полегче было. Привычка к курению и выпивке, это тоже сказалось. А как же. Но речь сейчас не об этом, для этого есть отдельная тема, там и резвитесь. Это просто иллюстрация, оттеняющая и усугубляющая, так сказать.
Речь о велосипеде. Этой весной, как только позволила погода, я на него таки сел, и стал ездить на работу. 11км в одну сторону. Сейчас гляну… 288 км по одометру. Жалкие три сотни километров! Докладываю.
Давление не то, чтобы нормализовалось, но уже 140-145/95-100. Это по утрам, в самое тяжелое время для такой ярко выраженной совы, как я. Самочувствие подскочило на порядок. Всего-то времени прошло – с прошлой среды! Я знал, что так будет, по прошлому году знал, потому не удивляюсь. И вы не удивляйтесь.
Вот что я понял из своего опыта. Велосипед способен дать много, очень много. Если им правильно пользоваться. Я так думаю, что надо правильно дозировать нагрузку. Я думаю, что правильная нагрузка, это когда ты переступаешь через свою боль. Когда тебе больно, но ты крутишь еще немного, прежде, чем остановиться и отдохнуть. Переступить через боль.
Когда я познакомился с Пал Санычем, он только что перешел из автотуристов в велотуристы. Буквально года два. Он был мощным автотуристом, очень. На своей “Ниве” он объехал все доступные тогда страны. Доступные простому советскому человеку – то есть, страны восточной Европы, так называемый социалистический лагерь. На этом деле он заработал гипертонию, после чего сказал себе “опа!” А тут как раз в Волгограде велотуризм начался. И стал Палсаныч, как огурец. Надо будет с ним обсудить это. Вот уж не думал я тогда, двадцатипятилетний сопляк, что когда-нибудь попаду на то же самое.
Увы, дорогие друзья,
Все в жизни известно заране,
Сначала мы все ого-го!
А после весьма и весьма.
Старая песня бардов “Иваси” – Иващенко и Васильев.
Они меня предупреждали, но я не внял.
Такие дела.
В заключение хочу сказать спасибо моему старому другу Трайденту, который пинал меня сесть на велосипед года два. У него получилось.
Источник
Иметь двухколесного друга сегодня становится все более модно. Хорошая тенденция, что тут скажешь. Но всем ли можно кататься с ветерком? Поднимаем важную тему в преддверии велосипедного сезона.
Велопрогулки в целом оказывают благотворное влияние на организм здорового человека: поддерживают тонус мышц, активизируют обменные процессы, увеличивают поступление кислорода к тканям, способствуют укреплению организма и его устойчивости к заболеваниям. Но все это верно лишь при ряде условий: правильно подобранный и отрегулированный велосипед, рациональная поза, сбалансированные нагрузки и отсутствие проблем со здоровьем. Чтобы понять, какой вред может нанести самое здоровое из средств передвижения, рассмотрим, что происходит с организмом человека во время езды на велосипеде? Основная нагрузка ложится на:
Патологические изменения в организме — и приятная велопрогулка может стать причиной ухудшения здоровья. Ограничить катание на велосипеде, а то и вовсе отказаться от него медики рекомендуют при следующих заболеваниях.
Сердечно-сосудистые заболевания (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, пороки сердца, миокардиты, артериальная гипертензия). Повышенная нагрузка на сердце во время катания на велосипеде может привести к появлению болей в загрудинной области, ишемии миокарда, повышению уровня артериального давления, появлению аритмий. Но на ранних стадиях сердечно-сосудистых заболеваний занятия на велотренажере под контролем кардиолога и физиотерапевта позволяют постепенно тренировать сердечную мышцу, повысить ее выносливость и устойчивость к физическим нагрузкам.
Болезни органов дыхания (бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких, бронхоэктатическая болезнь, туберкулез). Учащение дыхания во время езды может спровоцировать приступ удушья, болей в грудной клетке. Однако возможны небольшие велопрогулки по ровной местности или на велотренажере с разрешения лечащего врача.
Желчнокаменная и мочекаменная болезни. Езда по неровной местности и сотрясение всего организма при этом могут привести к смещению камней в почках, мочевом или желчном пузыре. А значит, к развитию колики с сильнейшими болями и возможности закупорки желчного протока или мочеточника. Последние состояния требуют экстренного хирургического вмешательства. Занятия же на велотренажере без излишней интенсивности вполне возможны, но после консультации врача.
Заболевания суставов ног. Постоянно повторяющиеся сгибательно-разгибательные движения в суставах нижних конечностей во время кручения педалей могут приводит к болям, быстрому изнашиванию поврежденных хрящей суставов, ущемлению суставных «мышей». На ранних стадиях заболевания допустимо катание на велосипеде в легком темпе и с небольшой продолжительностью после предварительной консультации у доктора.
Патология позвоночника. Неправильная посадка, тряска во время езды могут спровоцировать боли в области позвоночника, ущемление нервов, появление грыж межпозвонковых дисков и даже повреждение самих позвонков. Но небольшие тренировки на велотренажере могут быть использованы в общем комплексе физических занятий по рекомендации физиотерапевта под контролем лечащего врача.
Проблемы в урогенитальной области. Длительная езда на велосипеде, у которого руль расположен слишком низко, может привести к нарушению кровоснабжения в области малого таза. Это происходит потому, что кровь с трудом проходит через сосуды при значительно согнутых в тазобедренных суставах ногах. Кроме того, застой крови в малом тазу может привести к нарушениям чувствительности в области гениталий и расстройствам в сексуальной сфере. Это относится как к мужчинам, так и к женщинам. Правильно подобранная конструкция велосипеда с высоко расположенным рулем позволяет избежать данной проблемы.
Езда на велосипеде во время беременности может привести к повышению тонуса матки и угрозе прерывания беременности. От велопрогулок нужно отказаться на весь период беременности.
Прежде чем приобрести велосипед и приобщится к велосообществу, проконсультируйтесь с врачом.
Лилия Савко
Источник
Больным артериальной гипертензией рекомендуется регулярно ездить на велосипеде.
Езда на велосипеде идеально подходит для тренировки выносливости. Она укрепляет сердечно-сосудистую систему, оказывает положительное влияние на обмен веществ и функцию иммунной системы. Кроме того, при катании на велосипеде укрепляются мышцы нижних конечностей и спины. При этом отсутствует чрезмерная нагрузка на суставы.
В процессе тренировки артериальное давление сначала возрастает, однако в дальнейшем оно снижается и устанавливается на более низком уровне. При регулярной езде на велосипеде тренируется сердечная мышца и улучшается ее кровоснабжение. Эти изменения предупреждают развитие сердечно-сосудистой патологии.
Кроме того, езда на велосипеде оказывает положительное влияние на функцию венозных сосудов. При надавливании на педали происходит сокращение мышц голеней. В результате сдавливаются вены и кровь перекачивается к сердцу. Благодаря активной работе, риск развития патологии венозных сосудов снижается. Вертикальное положение имеет принципиальное значение для нормального кровообращения.
Велосипед и экипировка
- Правильное положение седла: высота седла должна быть достаточной для того, чтобы во время езды нога распрямлялась, но доставала до педали, когда последняя находится в нижнем положении
- Для того чтобы избежать боли в спине посадка должна быть удобной и приближена к вертикальной (угол наклона верхней половины туловища — 10-20°)
- Голова всегда должна быть защищена шлемом
- Используйте удобную одежду, которая хорошо пропускает воздух
- Для защиты газ от насекомых, а также для того чтобы предупредить слезотечение, нужно использовать специальные велосипедные очки или защитные очки от солнца
- Для того чтобы ноги не соскальзывали с педалей, при езде на велосипеде следует использовать обувь с подошвой, обеспечивающей достаточное сцепление
- Убедитесь в том, что Ваш велосипед в исправном состоянии!
- Используйте дороги и велосипедные маршруты с минимальным движением транспорта
На что нужно обратить внимание при езде на велосипеде?
- В неделю необходимо проводить, по меньшей мере, три тренировки по 30 минут. Тем не менее, не следует забывать главное правило: интенсивность тренировок нужно увеличивать постепенно!
- Оптимальный темп езды соответствует 80-100 оборотам педали в минуту. Такой темп обеспечивает приемлемую нагрузку на суставы, сухожилия и мышцы, а также улучшает физическое состояние организма.
- Важно вращать педали с одинаковой скоростью. Стопа должна полностью стоять на педали. Круговые движения педалей нужно поддерживать активной работой мышц. Педаль следует не только с силой опускать вниз, но и активно поднимать вверх при помощи стоп.
- В начале тренировки необходимо потратить несколько минут на то, чтобы постепенно адаптироваться к постоянной скорости. Затем Вы можете увеличить нагрузку. К концу тренировки темп нужно постепенно снизить. Для того чтобы избежать напряжения и сокращения мышц и сухожилий, после тренировки рекомендуется выполнить разминку.
Велосипед и гипертония
Раньше были времена, а теперь мгновения.
Раньше . стоял с утра, а теперь давление.
Фольклор.
Раньше были времена. Я ездил сильно, очень сильно. Старожилы клуба знают. Потом случились девяностые, а с ними всякая фигня. Я еще женился в неудачное время (а кто мог знать? а если б знал, разве это остановило бы). Родил сына аккурат в 1990-м году. И понеслось. Безденежье, стрессы, ссоры, депрессняк и прочие прелести жизни во времена перемен. Народные средства лечения депрессии, а как же. В России, чай живем.
Какое-то время я еще трепыхался. Сходил в четверку по Кавказу, в тройку по Крыму. В оба похода ходил «зайцем», то есть, не заявлялся. Походы разминочного уровня, по моей тогдашней физике. Ну и опыт некоторый был, да. Вполне достаточный, иначе не взяли бы.
На большее я не тянул, когда по времени, когда по финансам. Последние два похода вообще были «семейные», с женой и подрастающим наследником. А потом украли велосипед, и я совсем забросил велотуризм. На долгое десятилетие велосипед, как способ жизни, был отправлен в отставку. Я не жалуюсь, просто описание обстановки.
Итог. Варварское отношение к собственному организму привело к печальным последствиям. Год назад, 30 апреля, я вышел из дома в направлении магазина Фрирайд, я прошел пару сотен метров, и началась привычная одышка. Привычно заболела спина. Я знал, что так будет, и знал, что будет, когда я сяду на велосипед. Опыт не пропьешь. Будет новая боль, и не только жопная. Баттхёрт, выражаясь по-научному.
Я знал, что будут болеть мышцы и суставы. Я знал, что будет не хватать дыхалки и будут лезть глаза на лоб. Все это я знал и был готов терпеть боль.
Я не знал другого. У меня просто не было такого опыта. Когда я выкатил из магазина свой будущий велик для пробного проезда, когда сел и поехал, организм буквально возликовал. Организму дали велосипед! Этот идиот, наконец-то, сподобился! Ощущение поразительное.
Наверное, поэтому терпеть боль было немного легче. А еще, незадолго до того, тот-кто-смотрит-за-тобой подсунул мне книжку Лэнса Армстронга. Этот парень знает толк в преодолении боли, и он мне здорово помог. Я читал и говорил себе — ага! Понял. Понял.
Впрочем, о гипертонии. Аномальная жара 2010 года резко подкосила мой хиреющий организм. Пришлось даже брать больничный. Я вновь вкусил атмосферу поликлиники, которой не ощущал многие годы, с тех пор, как перестал проходить обязательную аэрофлотовскую медкомиссию. И жирной точкой, поставившей крест на старом запасе здоровья, была покупка электронного тонометра.
Когда-то, в благословенные годы зари волгоградского велотуризма, мы проводили замеры в походе. Пульс, давление, замер сразу по взятию нехилого крымского подъема, замер через одну и три минуты, замер после двадцати приседаний, подробности уж не помню. Это Пал Саныч такое затеял, а у нас в походе был врач. Помню только, что минуты не хватало, чтобы засечь восстановление моей «физики». Слишком быстро успокаивалось давление и пульс. Через минуту уже все в норме для спокойного состояния — давление 125/70 и пульс 60-65. И мне ни разу не удалось выгнать пульс за 120, несмотря на состояние, близкое к «красному коридору». Замер сразу после остановки, понятно, электронных пульсомеров у нас не было.
Я этими штуками заинтересовался, и стал считать пульс дома, в разном состоянии. Давление мерить было нечем в те времена, вернее, не было возможности купить домашний тонометр — только померить в поликлинике, ну, или добыть тонометр неправедными путями. Для здорового человека не было вариантов купить.
Вышла такая фигня. Пульс в положении лежа, сразу после просыпания — 42. В положении сидя — 60. Пожилая врачиха на медкомиссии ворчала: «Брадикардия. К сорока годам тебя ждет ожирение сердца.» Я посмеивался, что она понимает в велотуризме! Это же не спорт больших достижений. Так себе. ездим по горам, иногда перетаскивая велосипеды через особо непроезжие кущеря.
Весна 2011 года. Давление шкалит за 160 (систола, верхнее), а в особо зловредном состоянии диастола (нижнее давление) вылезает под 110. Это еще хуже, у организма почти нет запаса мощности. Пульс тут уже не показатель, чуть поднапрягся, и сел, задыхаясь. (Возможно, что здоровьишко подкосила еще и полостная операция в 2002 году. С тех пор у меня недоукомплектованный организм. Но это вряд ли, не такая уж тяжелая операция была. Не смертельно.)
В таком состоянии я впервые за десять лет сел на велосипед. Могу авторитетно заявить — лекарства, таблетки, это фигня. Эффект слабый, почти невыраженный, к тому же их подбирать надо под себя, иначе вообще толку нет. Велосипед же сотворил настоящее чудо.
Поначалу было трудно, очень трудно. Отвыкшие от работы мышцы ныли и стонали. Три-четыре оборота педалей — и мне приходилось бросать вращение, расслабляя ноги. Очень больно. Помогал прежний опыт длинных нудных дистанций — покрутил-расслабил, покрутил-расслабил. Это Румянцев где-то вычитал, и меня научил. Тут еще туклипсы помогают, в них можно «бросить ноги», полностью расслабив мышцы бедра и голени. Ноги как бы свисают, как сопля болтаются. Не знаю, можно ли так сделать на топталках.
Потом по пять оборотов. Потом по семь-девять (подъем по мосту на обратном пути, дорога ро-овная). Хочу обратить внимание, это не до стадии «устал и не хочется», а до появления реальной неиллюзорной боли в мышцах.
А потом внезапно обнаружил, что кручу, не переставая, уже половину моста, и ничего нигде не болит. А пробег-то всего ничего, километров пятьсот с начала сезона.
Где-то в середине нашего привычного сорокаградусного лета: объективные показатели тонометра. Год назад, когда я пошел в поликлинику, терапевтша заявила: «150/100? Для вашего возраста и веса это нормально!» Она всем видом показывала, что я симулянт. Хотелось бы предъявить ей достигнутые потом нормальные на самом деле 130/88. У меня же есть, чем померить. Пробег порядка 1000-1200 км.
(Что смешно. Я в этом деле ни бум-бум, я полагал, что для моего веса и возраста нормально (когда практически здоров) будет где-то 130-135 на 85-90. Я исходил из опыта замеров в своем молодом и здоровом состоянии. Цифру 140, а особенно 145, считал признаком выраженного болезненного состояния. А оно, оказывается, норма, по мнению врачей. О как.)
В прошлом сезоне наездил немного. 2300 примерно. Умом понимал, что это немного, и надо бы ездить еще. Но вот, набежала. даже не знаю, эйфория от успехов, что ли. нет, не так, наверное просто лень. Я стал лениться. Все-таки возраст, нет уже той чистой мальчишеской мышечной радости, что в молодости. Тут суставы поскрипывают, там усталость придавливает. Не та усталость, когда выспался и вскочил, радостный, а тягостная, мутная. Такую усталость надо преодолевать, заставлять себя преодолевать, видимо, пороху не хватило. Надо заставлять себя.
Итак, я сдался, и зимний сезон прошел без велосипеда. Докладываю результат. Гипертония вернулась во всей красе, разве что чуть полегче было. Привычка к курению и выпивке, это тоже сказалось. А как же. Но речь сейчас не об этом, для этого есть отдельная тема, там и резвитесь. Это просто иллюстрация, оттеняющая и усугубляющая, так сказать.
Речь о велосипеде. Этой весной, как только позволила погода, я на него таки сел, и стал ездить на работу. 11км в одну сторону. Сейчас гляну. 288 км по одометру. Жалкие три сотни километров! Докладываю.
Давление не то, чтобы нормализовалось, но уже 140-145/95-100. Это по утрам, в самое тяжелое время для такой ярко выраженной совы, как я. Самочувствие подскочило на порядок. Всего-то времени прошло — с прошлой среды! Я знал, что так будет, по прошлому году знал, потому не удивляюсь. И вы не удивляйтесь.
Вот что я понял из своего опыта. Велосипед способен дать много, очень много. Если им правильно пользоваться. Я так думаю, что надо правильно дозировать нагрузку. Я думаю, что правильная нагрузка, это когда ты переступаешь через свою боль. Когда тебе больно, но ты крутишь еще немного, прежде, чем остановиться и отдохнуть. Переступить через боль.
Когда я познакомился с Пал Санычем, он только что перешел из автотуристов в велотуристы. Буквально года два. Он был мощным автотуристом, очень. На своей «Ниве» он объехал все доступные тогда страны. Доступные простому советскому человеку — то есть, страны восточной Европы, так называемый социалистический лагерь. На этом деле он заработал гипертонию, после чего сказал себе «опа!» А тут как раз в Волгограде велотуризм начался. И стал Палсаныч, как огурец. Надо будет с ним обсудить это. Вот уж не думал я тогда, двадцатипятилетний сопляк, что когда-нибудь попаду на то же самое.
Увы, дорогие друзья,
Все в жизни известно заране,
Сначала мы все ого-го!
А после весьма и весьма.
Старая песня бардов «Иваси» — Иващенко и Васильев.
Они меня предупреждали, но я не внял.
В заключение хочу сказать спасибо моему старому другу Трайденту, который пинал меня сесть на велосипед года два. У него получилось.
Содержание
Обширный инфаркт миокарда — серьезная сердечно-сосудистая патология, имеющая один из самых высоких показателей летальных исходов: согласно данным Всемирной организации здравоохранения, смертью заканчивается более трети таких приступов. Людей, выживших после этой тяжёлой болезни, ожидает длительный период реабилитации, часто они становятся инвалидами. Им приходится коренным образом менять свой образ жизни, надолго отказываясь от многих привычных занятий, предполагающих физическую нагрузку. Многих интересует вопрос: можно кататься на велосипеде после инфаркта или нет? Общего для всех ответа на этот вопрос не существует, всё зависит от конкретных обстоятельств.
В чём причины инфаркта миокарда
У инфаркта есть только одна причина: атеросклероз, то есть нарушение эластичности стенок коронарных (отвечающих за кровоснабжение сердца) сосудов, возникающее из-за оседания на них излишков холестерина в форме бляшек. Покрываясь изнутри таким «панцирем», сосуды снижают свою «пропускную способность», и сердце начинает испытывать дефицит питательных веществ и кислорода, поступающих к нему с кровью. Из-за потери сосудами эластичности возникает риск их разрыва при перепадах артериального давления. Кровоток в области сердца замедляется, кровь становится вязкой и оседает на шершавых от холестерина сосудистых стенках, вызывая образование тромбов. Такая ситуация чревата тромбоэмболией — закупоркой коронарных сосудов, приводящей к острому нарушению кровообращения. Именно вследствие него и возникает инфаркт миокарда.
Если раньше этот смертельно опасный недуг поражал в основном пожилых людей, то сейчас его жертвами всё чаще становятся люди, которым нет ещё и сорока лет. Значительная часть «инфарктников» — мужчины, находящиеся в возрасте расцвета сил, от 35 до 45 лет.
Согласно статистике, наиболее часто причиной инфаркта в молодом возрасте становится:
- Наследственная предрасположенность — такие факторы, как повышенное артериальное давление и скорость протекания обмена веществ, напрямую влияющие на состояние сердца и сосудов, часто передаются по наследству.
- Вредные привычки: курение, злоупотребление алкогольными и тонизирующими напитками, такими как кофе, приводит к изменению состава крови и повышенному уровню в ней адреналина, вызывающего нарушение сердечной деятельности.
- Сопутствующие заболевания — сахарный диабет I типа, ревматические патологии с осложнениями на сердце.
- Нерегулярное питание с преобладанием в его составе жареной, жирной и острой пищи.
- Как следствие этого, возникают проблемы с лишним весом, создающим повышенную нагрузку на сердце.
- Стрессовые перегрузки.
- Гиподинамия, которая приводит к слабости не только скелетной мускулатуры, но и сердечной мышечной ткани. Для нетренированного сердца даже сравнительно небольшие физические нагрузки могут оказаться толчком к инфаркту.
Часто в качестве причины его развития выступает целый комплекс отрицательных факторов. Какой из них способен сыграть роковую роль — предположить трудно.
Симптоматика и диагностика инфаркта
Разобраться, в чём причина подобного состояния, самому человеку или его близким удаётся не сразу, и потеря времени может сыграть роковую роль.
Поэтому при резком ухудшении состояния, на котором не сказывается употребление привычных средств типа Корвалола и Валидола, не стоит гадать, чем оно может быть вызвано — лучше как можно быстрее оказать больному человеку первую доврачебную помощь:
- уложить его в постель, не позволяя вставать — малейшие физические усилия при инфаркте или предынфарктном состоянии могут иметь самые печальные последствия;
- снять с него обувь, расстегнуть воротник и пояс на одежде;
- укрыть одеялом;
- положить на область сердца холодный компресс;
- открыть в комнате форточку, чтобы обеспечить доступ свежего воздух;
- в случае приступа рвоты — помочь ему повергнуть голову набок, чтобы избежать попадания рвотных масс в дыхательные пути.
Иногда бригада бесплатной «скорой помощи» сильно задерживается, не в силах справиться с обилием поступающих вызовов. Поэтому, если врачи не приехали через 15-20 минут, можно попробовать вызвать коммерческую «неотложку» — сейчас во многих городах существует такой вид платных медуслуг.
Первое, что сделает врач, приехавший к больному с кардиосимптоматикой, — снимет электрокардиограмму. Этот давно известный метод диагностики, основанный на фиксации электрических импульсов, вызываемых сокращением сердечной мускулатуры, позволяет со стопроцентной вероятностью установить по их характеру как инфаркт, так и предынфарктное состояние.
Если электрокардиограф показывает тревожную симптоматику, и врач предлагает срочную госпитализацию, отказываться не следует ни в коем случае. Проводить интенсивную терапию инфаркта следует немедленно, но сделать это можно только в условиях специализированного стационара, оснащенного всем необходимым оборудованием и обеспеченного медикаментозными препаратами.
Велосипед после инфаркта: запретить нельзя разрешить
Человеческий организм обладает широкими адаптационными способностями, и даже после серьёзных болезней, в том числе инфаркта миокарда, человек способен восстановить свою работоспособность до приемлемого уровня. В этом ему помогает соблюдение щадящего режима, приём поддерживающих медикаментов и постоянное наблюдение врачей. Кардиологическому больному приходится отказаться от многих видов деятельности, которые для здорового человека являются нормой. Это относится и к спортивным тренировкам — возможность интенсивных занятий спортом после инфаркта исключается навсегда. Однако избегать физической активности в любом виде не следует.
После инфаркта следует полностью отказаться от большинства видов спорта — при поднятии тяжестей, беге и прыжках нагрузка на сердце увеличивается. Полезны те спортивные упражнения, для которых характерны ритмичные движения конечностей и возможность регулировать темп нагрузки, произвольно замедляя или увеличивая его. Сюда можно отнести плавание, ходьбу и езду на велосипеде. Конечно, речь идет не о велосипедных гонках, а о спокойном катании. Велосипед — хороший тренажёр для всех групп мышц, но интенсивнее всего работает мускулатура ног, благодаря чему улучшается кровоток в магистральных сосудах, снабжающих сердечную мышцу.
Источники: https://tensoval.ru/cycling.php, https://www.velovolgograd.ru/forum/index.php?/topic/1586-velosiped-i-gipertoniia/, https://serdce1.ru/infarkt/katatsya-na-velosipede.html
Источник