Оценка функционального состояния пациента артериальное давление

Вопросы для изучения:

1. Оценка функционального состояния пациента

2. Определение основных  физиологических показателей пациента

3. Термометрия, механизмы терморегуляции

Оценка функционального состояния пациента

Для общей оценки функционального состояния пациента медицинская сестра должна определить следующие показатели.

– общее состояние пациента,

– положение больного в постели,

– физиологические показатели.

Общее состояние пациента.

Оценку общего состояния (степени тяжести состояния) осуществляют после комплексной оценки пациента (с применением как объективных, так и субъективных методов исследования).

Общее состояние может быть определено следующими градациями:

– удовлетворительное состояние – сознание ясное, жизненно важные функции не нарушены;

– состояние средней тяжести – сознание ясное или имеется умеренное оглушение, жизненно важные функции нарушены незначительно;

– тяжелое состояние – сознание нарушено до глубокого оглушения или сопора, имеются нарушения дыхательной либо сердечно-сосудистой систем;

– крайне тяжелое состояние (предагональное) – умеренная или глубокая кома, выраженные симптомы поражения дыхательной и/или сердечнососудистой систем;

– терминальное состояние (агональное) – запредельная кома с нарушениями витальных функций;

– состояние клинической смерти.

Положение больного в постели.

При заболеваниях наблюдаются различные изменения положения больного:

– активное – состояние удовлетворительное, пациенты активны, они легко и свободно осуществляют те или иные движения;

– пассивное – невозможность активных движений (при бессознательном состоянии, резкой слабости и др.);

– вынужденное – при некоторых заболеваниях пациент принимает определенное положение для уменьшения болезненных ощущений; примером вынужденного положения может служить так называемое положение –  ортопноэ – сидячее положение больного со спущенными вниз ногами.

Определение основных физиологических показателей пациента

Сестринский персонал должен уметь определять (оценивать) основные физиологические показатели: артериальный пульс (Ps), артериальное давление (АД), частоту дыхательных движений (ЧДД), антропометрические показатели (рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы).

Артериальный пульс – это ритмичные колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему.

Различают центральный пульс – на аорте, сонных артериях; и периферический пульс – на лучевой, тыльной артерии стопы, височной, бедренной, плечевой подколенной, задней большеберцовой и других артериях.

Основные свойства пульса.

1. Ритм пульса – интервал между пульсовыми волнами. В норме пульс ритмичный (правильный) – интервалы между пульсовыми волнами одинаковы (равны). При нарушениях ритма пульс неритмичный – аритмичный(неправильный) – интервалы между пульсовыми волнами разные (не равны). У здорового человека сокращение сердца и пульсовая волна следуют друг за другом через равные промежутки времени. Дефицит пульса- разница между количеством сердечных сокращений и пульсовыми волнами – наблюдается при мерцательной аритмии.

2. Частота – это количество пульсовых волн в 1 минуту. В норме частота пульса 60-80 ударов в 1 минуту. Тахикардия – учащение пульса более 80 ударов в 1 минуту. Брадикардия – урежение пульса менее 60 ударов в 1 минуту. Асистолия – отсутствие пульса.

3. Напряжение – зависит от величины АД и определяется по той силе, которую необходимо приложить при прижатии артерии до исчезновения пульса. В норме пульс умеренного (удовлетворительного) напряжения – артерия сдавливается умеренным усилием, АД в норме. Напряженный (твердый) пульс – артерию сжать трудно, АД повышено. Ненапряженный (мягкий) пульс – артерия сдавливается легко, АД – низкое.

4. Наполнение – определяется по высоте пульсовой волны и зависит от систолического объема сердца (от величины сердечного выброса). В норме пульс полный – высота пульсовой волны в норме или увеличена. Пустой пульс – высота пульсовой волны не в норме, уменьшена.

5. Величина – зависит от напряжения и наполнения пульса. В норме пульс большой – хорошего напряжения и наполнения: полный, умеренного напряжения. Малый пульс – слабого напряжения и наполнения: пустой, ненапряженный. Нитевидный пульс – незначительного напряжения и наполнения: определяются с трудом.

Прежде чем исследовать пульс, нужно убедиться, что человек спокоен, не волнуется, не напряжен, его положение комфортное. Если пациент выполнял какую-то физическую нагрузку (быстрая ходьба, работа по дому), перенес болезненную процедуру, получил плохое известие, исследование пульса следует отложить, поскольку эти факторы могут увеличить частоту и изменить другие свойства пульса.

Данные, полученные при исследовании  артериального пульса, записывают в «Медицинскую карту стационарного больного», план по уходу или амбулаторную карту, указывая ритм, частоту и напряжение.

Кроме того, частоту пульса отмечают красным карандашом в температурном листе, в графе «П» (пульс).

Артериальным (АД) –  это давление, которое образуется в артериальной системе организма при сокращениях сердца. Артериальное давление обычно измеряют в плечевой артерии, в которой оно близко к давлению в аорте (можно измерять в бедренной, подколенной и других периферических артериях).

Различают:

– систолическое давление – давление, в период систолы сердца возникающее в артериях в момент максимального подъема пульсовой волны; нормальные показатели систолического давления колеблются в пределах 100-140 мм рт. ст.;

– диастолическое давление – давление,  к концу диастолы сердца, когда оно достигает минимальной величины на протяжении сердечного цикла; нормальные показатели диастолического давления колеблются в пределах 60-90 мм рт. ст.;

– пульсовое давление – разница между систолическим и диастолическим давлением; нормальные показатели пульсового давления колеблются в пределах 40-50 мм рт. ст.

Читайте также:  Медитация на снижение артериального давления

В норме АД колеблется в зависимости от возраста, условий внешней среды, нервного и физического напряжения.

Рабочее давление – это такое АД, при котором человек себя чувствует хорошо – оно индивидуально для каждого.

Патологические изменения АД.

– гипертензия (симптом) – повышение АД;

– гипертония (заболевание) – стойкое повышение АД;

– гипотензия (симптом) – понижение АД;

– гипотония (заболевание) – стойкое понижение АД.

Дыхательное движение осуществляется чередованием вдоха и выдоха.

Наблюдая за дыханием, в некоторых случаях необходимо определить его частоту. ЧДД (частота дыхательных движений) – количество дыханий за 1 минуту. Частота дыхания очень изменчива: в состоянии покоя она реже, при движении и физической нагрузке – чаще.

В норме дыхательные движения ритмичны. Частота дыхательных движенийу взрослого человека в покое составляет 16-20 в минуту, у женщин на 2-4 дыхания больше, чем у мужчин. В положении «лежа» число дыханий обычно уменьшается до 14-16 в минуту, у тренированных людей и спортсменов частота дыхательных движений может уменьшаться и достигать 6-8 в минуту.

Физиологические типы дыхания.

1. Грудной – участвуют мышцы грудной клетки – наблюдается у женщин.

2. Брюшной – участвуют мышцы диафрагмы (живота) – наблюдается у мужчин.

3. Смешанный – происходит равномерное расширение грудной клетки всех частей легкого во всех направлениях – наблюдается у  пожилых и старых людей.

Изменения характера дыхания.

1. Поверхностное дыхание может быть неслышным на расстоянии или слегка слышным. Оно часто сочетается с патологическим учащением дыхания.

2. Глубокое дыхание, слышимое на расстоянии, чаще всего связано с патологическим урежением дыхания.

При расстройстве частоты, ритма и глубины дыхания возникает одышка – субъективное ощущение затруднения дыхания. Она может быть физиологической – при физических нагрузках, нервных стрессах и патологической – при заболеваниях. Различают следующие виды патологической одышки:

1) инспираторная – это дыхание с затрудненным вдохом;

2) экспираторная – это дыхание с затрудненным выдохом;

3) смешанная – это дыхание с затрудненным вдохом и выдохом.

Удушье – быстро развивающаяся сильная одышка.

Патологические типы дыхания.

1. Большое дыхание Куссмауля – редкое, глубокое, шумное (наблюдается при глубокой коме – длительной потере сознания).

2. Дыхание Биотта – периодическое дыхание, при котором происходит правильное чередование периода поверхностных дыхательных движений и пауз, равных по продолжительности (от нескольких секунд до минуты).

3. Дыхание Чейна-Стокса – характеризуется периодом нарастания частоты и глубины дыхания, которое достигает максимума на 5-7 дыхании, с последующим периодом убывания частоты и глубины дыхания и очередной длительной паузой, равной по продолжительности (от нескольких секунд до 1 минуты).

Асфиксия – это остановка дыхания вследствие прекращения поступления кислорода.

Астма – это приступ удушья или одышки лёгочного или сердечного происхождения.

Антропометрия(греч. antropos – человек, metreo – измерять) –  это совокупность методов и приемов измерения человеческого тела: рост, масса тела, окружность грудной клетки, окружность головы. Медицинская сестра регистрирует необходимые антропометрические показатели на титульном листе медицинской карты стационарного больного.

Источник

Ñîñòîÿíèå ñîçíàíèÿ, ïîëîæåíèå áîëüíîãî â ïîñòåëè, ñîñòîÿíèÿ êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, ïîíÿòèå î ïóëüñå, àðòåðèàëüíîì äàâëåíèå è äûõàíèè. Êîìà (ïîëíàÿ ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ) – ñâÿçàíà ñ ïîðàæåíèåì öåíòðîì ãîëîâíîãî ìîçãà. Ñîñòîÿíèå ñïÿ÷êè (ñòóïîð).

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Îöåíêà ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà. Îöåíêà ñîçíàíèÿ, ïîëîæåíèÿ òåëà, õàðàêòåðèñòèêà êîæè. Îöåíêà äûõàíèÿ, ïîäñ÷åò ïóëüñà, èçìåðåíèå àðòåðèàëüíîãîäàâëåíèÿ

Îöåíêà îáùåãî ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà âêëþ÷àåò â ñåáÿ òàêèå ïîíÿòèÿ êàê ñîñòîÿíèå ñîçíàíèÿ, ïîëîæåíèå áîëüíîãî â ïîñòåëè, ñîñòîÿíèÿ êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, ïîíÿòèå î ïóëüñå, àðòåðèàëüíîì äàâëåíèå è äûõàíèè.

Îöåíêà ñîñòîÿíèÿ ñîçíàíèÿ, âèäû ñîçíàíèÿ

Ðàçëè÷àþò íåñêîëüêî ñîñòîÿíèé ñîçíàíèÿ: ÿñíîå, ñòóïîð, ñîïîð, êîìà.

Ñòóïîð (îöåïåíåíèå) – ñîñòîÿíèå îãëóøåíèÿ. Ïàöèåíò ïëîõî îðèåíòèðóåòñÿ â îêðóæàþùåé îáñòàíîâêå, îòâå÷àåò íà âîïðîñû âÿëî, ñ îïîçäàíèåì, îòâåòû áûâàþò íåîñìûñëåííûìè.

Ñîïîð (ñóáêîìà) – ñîñòîÿíèå ñïÿ÷êè. Åñëè ïàöèåíòà âûâåñòè èç ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ãðîìêèì îòêëèêîì èëè òîðìîøåíèåì, òî îí ìîæåò îòâåòèòü íà âîïðîñ, à ïîòîì âíîâü âïàñòü â ãëóáîêèé ñîí.

Êîìà (ïîëíàÿ ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ) ñâÿçàíà ñ ïîðàæåíèåì öåíòðîì ãîëîâíîãî ìîçãà. Ïðè êîìå íàáëþäàåòñÿ ðàññëàáëåíèå ìûøö, óòðàòà ÷óâñòâèòåëüíîñòè è ðåôëåêñîâ, îòñóòñòâóþò ðåàêöèè íà ëþáûå ðàçäðàæèòåëè (ñâåòîâûå, áîëåâûå, çâóêîâûå). Êîìà ìîæåò áûòü ïðè ñàõàðíîì äèàáåòå, êðîâîèçëèÿíèè â ìîçã, îòðàâëåíèÿõ, òÿæåëûõ ïîðàæåíèÿõ ïå÷åíè, ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè. ñòóïîð êîìà àðòåðèàëüíûé

Ïðè íåêîòîðûõ çàáîëåâàíèÿõ íàáëþäàåòñÿ ðàññòðîéñòâà ñîçíàíèÿ, â îñíîâå êîòîðûõ ëåæèò âîçáóæäåíèå öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû. Ê íèì îòíîñèòñÿ áðåä, ãàëëþöèíàöèè (ñëóõîâûå è çðèòåëüíûå).

Îöåíêà ðåæèìà àêòèâíîñòè áîëüíîãî, âèäû ïîëîæåíèÿ

Âèäû ïîëîæåíèÿ áîëüíîãî â ïîñòåëè

1. àêòèâíîå ïîëîæåíèå – íàçûâàþò òàêîå ïîëîæåíèå, êîãäà ïàöèåíò â ñîñòîÿíèè ñàìîñòîÿòåëüíî ïîâåðíóòñÿ, ñåñòü, âñòàòü, îáñëóæèâàòü ñåáÿ.

2. ïàññèâíîå ïîëîæåíèåíàçûâàåòñÿ ïîëîæåíèå, êîãäà ïàöèåíò î÷åíü ñëàá, èñòîøåí, íàõîäèòñÿ â áåññîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè, îáû÷íî íàõîäèòñÿ â ïîñòåëè è áåç ïîñòîðîííåé ïîìîùè íå ìîæåò èçìåíèòü ñâîåãî ïîëîæåíèÿ.

3. âûíóæäåííîå ïîëîæåíèå – òàêîå ïîëîæåíèå â ïîñòåëè, êîòîðå çàíèìàåò ñàì áîëüíîé äëÿ îáëåã÷åíèÿ ñâîåãî ñòðàäàíèÿ, óìåíüøåíèå áîëåçíåííûõ ñèìïòîìîâ (êàøåëü, áîëü, îäûøêà). Ó ïàöèåíòîâ, ñòðàäàþùèõ ýêññóäàòèâíûì ïåðèêàðäèòîì, áîëè è äûõàíèå ïàöèåíòà îáëåã÷àþòñÿ ïðè êîëåííî-ëîêòåâîì ïîëîæåíèè. Ïðè çàáîëåâàíèÿõ ñåðäöà áîëüíîé âñëåäñòâèå îäûøêè ñòðåìèòñÿ ïðèíÿòü ñèäÿ÷åå ïîëîæåíèå ñî ñâåøåííûìè íîãàìè.

Читайте также:  Датчик артериального давления usb

Îöåíêà ñîñòîÿíèÿ êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê

Îñìîòð êîæè ïîçâîëÿåò: âûÿâèò èçìåíåíèÿ îêðàñêè, ïèãìåíòàöèþ, øåëóøåíèå, ñûïü, ðóáöû, êðîâîèçëèÿíèå, ïðîëåæíè è ò.ä.

Èçìåíåíèå öâåòà êîæè çàâèñèò îò òîëùèíû êîæè, ïðîñâåòà ñîñóäîâ êîæè. Îêðàñêà êîæè ìîæåò èçìåíÿòüñÿ èç-çà îòëîæåíèÿ â å¸ òîëùå ïèãìåíòîâ.

1. áëåäíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ìîæåò áûòü ïîñòîÿííîé è âðåìåííîé. Áëåäíîñòü ìîæåò áûòü ñâÿçàíà ñ êðîâîïîòåðÿìè õðîíè÷åñêîãî è îñòðîãî õàðàêòåðà (ìàòî÷íîå êðîâîòå÷åíèå, ÿçâåííàÿ áîëåçíü), ìîæåò áûòü ïðè àíåìèè, îáìîðîêàõ. Âðåìåííàÿ áëåäíîñòü ìîæåò âîçíèêíóòü ïðè ñïàçìå êîæíûõ ñîñóäîâ ïðè èñïóãå, îõëàæäåíèè, âî âðåìÿ îçíîáà.

2. íåíîðìàëüíàÿ êðàñíîòà êîæè çàâèñèò îò ðàñøèðåíèÿ è ïåðåïîëíåíèÿ êðîâüþ ìåëêèõ ñîñóäîâ êîæè (íàáëþäàåòñÿ ïðè ïñèõè÷åñêîì âîçáóæäåíèè). Êðàñíûé öâåò êîæè ó íåêîòîðûõ áîëüíûõ çàâèñèò îò áîëüøîãî êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ è ãåìîãëîáèíà â êðîâè (ïîëèöèòåìèÿ).

3. öèàíîç – ñèíåâàòî-ôèîëåòîâàÿ îêðàñêà êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ñâÿçàíà ñ ÷ðåçìåðíûì óâåëè÷åíèåì â êðîâè óãëåêèñëîòû è íåäîñòàòîê íàñûùåíèÿ å¸ êèñëîðîäîì. Ðàçëè÷àþò îáùèé è ìåñòíûé. Îáùèé ðàçâèâàåòñÿ ïðè ñåðäå÷íî è ëåãî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè; íåêîòîðûõ âðîæäåííûõ ïîðîêàõ ñåðäöà, êîãäà ÷àñòü âåíîçíîé êðîâè, ìèíóþ ëåãêèå, ñìåøèâàåòñÿ ñ àðòåðèàëüíîé; ïðè îòðàâëåíèÿ ÿäàìè (áåðòîëåòîâà ñîëü, àíèëèí, íèòðîáåíçëîë), ïðåâðàùàþùèìè ãåìîãëîáèí â ìåòãåìîãëîáèí; ïðè ìíîãèõ çàáîëåâàíèÿõ ëåãêèõ âñëåäñòâèå ãèáåëè èõ êàïèëëÿðîâ (ïíåâìîñêëåðîç, ýìôèçåìà ëåãêèõ). Ìåñòíûéðàçâèâàþùèéñÿ íà îòäåëüíûõ ó÷àñòêàõ, ìîæåò çàâèñåòü îò çàêóïîðêè èëè ñäàâëåíèÿ âåí, ÷àùå íà ïî÷âå òðîìáîôëåáèòà.

4. æåëòóõàîêðàøèâàíèå êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê âñëåäñòâèå îòëîæåíèÿ â íèõ æåë÷íûõ ïèãìåíòîâ. Ïðè æåëòóõå âñåãäà íàáëþäàåòñÿ æåëòîå îêðàøèâàíèå ñêëåð è òâåðäîãî íåáà, ÷òî îòëè÷àåò å¸ îò ïîæåëòåíèÿ äðóãîãî ïðîèñõîæäåíèÿ (çàãàð, ïðèìåíåíèå àêðèõèíà). Æåëòóøíîå îêðàøèâàíèå êîæè íàáëþäàåòñÿ ïðè èçáûòî÷íîì ñîäåðæàíèè æåë÷íûõ ïèãìåíòîâ â êðîâè. Ðàçëè÷àþò ñëåäóþùèå ôîðìû æåëòóõè:

à) ïîäïå÷åíî÷íàÿ(ìåõàíè÷åñêàÿ)â ñëó÷àå íàðóøåíèÿ íîðìàëüíîãî îòòîêà æåë÷è èç ïå÷åíè â êèøå÷íèê ïî æåë÷íîìó ïðîòîêó ïðè çàêóïîðêå åãî æåë÷íûì êàìíåì èëè îïóõîëüþ, ïðè ñïàéêàõ è âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèÿõ â æåë÷íûõ ïóòÿõ;

á) ïå÷åíî÷íàÿåñëè æåë÷ü, îáðàçîâàâøàÿñÿ â êëåòêå, ïîñòóïàåò íå òîëüêî â æåë÷íûå õîäû, íî è â êðîâåíîñíûå ñîñóäû;

â) íàäïå÷åíî÷íàÿ (ãåìîëèòè÷åñêàÿ)â ðåçóëüòàòå èçáûòî÷íîãî îáðàçîâàíèÿ æåë÷íûõ ïèãìåíòîâ â îðãàíèçìå âñëåäñòâèå çíà÷èòåëüíîãî ðàñïàäà ýðèòðîöèòîâ (ãåìîëèç), êîãäà îñâîáîæäàþòñÿ ìíîãî ãåìîãëîáèíà, èç-çà êîòîðîãî îáðàçóåòñÿ áèëèðóáèí.

5. áðîíçîâîåèëè òåìíî-áóðîå, ñâîéñòâåííî àääèñîíîâîé áîëåçíè (ïðè íåäîñòàòêå ôóíêöèè êîðû íàäïî÷å÷íèêîâ).

Óñèëåííàÿ ïèãìåíòàöèÿ ìîæåò áûòü ïðè÷èíîé èçìåíåíèÿ öâåòà êîæè. Ïèãìåíòàöèÿ áûâàåò ìåñòíîé è îáùåé. Èíîãäà íà êîæå èìåþòñÿ îãðàíè÷åííûå ó÷àñòêè ïèãìåíòàöèè – âåñíóøêè, ðîäèìûå ïÿòíà. Àëüáèíèçìîì íàçûâàåòñÿ ÷àñòè÷íîå èëè ïîëíîå îòñóòñòâèå ïèãìåíòàöèè, îòñóòñòâèå ïèãìåíòàöèè íà îòäåëüíûõ ó÷àñòêàõ êîæè íàçûâàåòñÿ âèòèëèãî.

Êîæíûå ñûïè – íàèáîëåå õàðàêòåðíûå âûñûïàíèÿ âñòðå÷àþòñÿ ïðè êîæíûõ, îñòðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ.

Âëàæíîñòü êîæè çàâèñèò îò ïîòîîòäåëåíèè. Ïîâûøåííàÿ âëàæíîñòü íàáëþäàåòñÿ ïðè ðåâìàòèçìå, òóáåðêóëåçå, äèôôóçíîì òîêñè÷åñêîì çîáå. Ñóõîñòü – ïðè ìèêñåäåìå, ñàõàðíîì è íåñàõàðíîì ìî÷åèçíóðåíèè, ïîíîñàõ, îáùåì èñòîùåíèè.

Òóðãîð êîæè – å¸ íàïðÿæåíèå, ýëàñòè÷íîñòü. Çàâèñèò îò ñîäåðæàíèÿ â íåé âíóòðèêëåòî÷íîé æèäêîñòè, êðîâè, ëèìôû è ñòåïåíè ðàçâèòèÿ ïîäêîæíî-æèðîâîé êëåò÷àòêè.

Ïóëüñ è åãî õàðàêòåðèñòèêà

Àðòåðèàëüíûé ïóëüñ – ýòî ðèòìè÷íûå êîëåáàíèÿ ñòåíêè àðòåðèè, îáóñëîâëåííûå âûáðîñîì êðîâè â àðòåðèàëüíóþ ñèñòåìó â òå÷åíèå îäíîãî ñîêðàùåíèÿ ñåðäöà. Ðàçëè÷àþò öåíòðàëüíûé (íà àîðòå, ñîííûõ àðòåðèÿõ) è ïåðèôåðè÷åñêèé (íà ëó÷åâîé, òûëüíîé àðòåðèè ñòîïû è íåêîòîðûõ äðóãèõ àðòåðèÿõ) ïóëüñ.

 äèàãíîñòè÷åñêèõ öåëÿõ ïóëüñ îïðåäåëÿþò è íà âèñî÷íîé, áåäðåííîé, ïëå÷åâîé, ïîäêîëåííîé, çàäíåé áîëüøåáåðöîâîé è äðóãèõ àðòåðèÿõ.

×àùå âñåãî ïóëüñ èññëåäóþò ó âçðîñëûõ íà ëó÷åâîé àðòåðèè, êîòîðàÿ ðàñïîëîæåíà ïîâåðõíîñòíî ìåæäó øèëîâèäíûì îòðîñòêîì ëó÷åâîé êîñòè è ñóõîæèëèåì âíóòðåííåé ëó÷åâîé ìûøöû.

Èññëåäóÿ àðòåðèàëüíûé ïóëüñ, âàæíî îïðåäåëèòü åãî ÷àñòîòó, ðèòì, íàïîëíåíèå, íàïðÿæåíèå è äðóãèå õàðàêòåðèñòèêè. Õàðàêòåð ïóëüñà çàâèñèò îò ýëàñòè÷íîñòè ñòåíêè àðòåðèè.

×àñòîòà – ýòî êîëè÷åñòâî ïóëüñîâûõ âîëí â 1 ìèíóòó.  íîðìå ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà ïóëüñ 60-80 óäàðîâ â ìèíóòó. Ó÷àùåíèå ïóëüñà áîëåå 85-90 óäàðîâ â ìèíóòó íàçûâàåòñÿ òàõèêàðäèåé. Óðåæåíèå ïóëüñà ìåíåå 60 óäàðîâ â ìèíóòó íàçûâàåòñÿ áðàäèêàðäèåé. Îòñóòñòâèå ïóëüñà íàçûâàåòñÿ àñèñèòîëèåé. Ïðè ïîâûøåííîé òåìïåðàòóðû òåëà íà ÃÑ ïóëüñ óâåëè÷èâàåòñÿ ó âçðîñëûõ íà 8-10 óäàðîâ â ìèíóòó.

Ðèòì ïóëüñà îïðåäåëÿþò èíòåðâàëîì ìåæäó ïóëüñîâûìè âîëíàìè. Åñëè îíè îäèíàêîâûå – ïóëüñ ðèòìè÷íûé (ïðàâèëüíûé), åñëè ðàçíûå – ïóëüñ àðèòìè÷íûé (íåïðàâèëüíûé). Ó çäîðîâîãî ÷åëîâåêà ñîêðàùåíèå ñåðäöà è ïóëüñîâàÿ âîëíà ñëåäóåò äðóã çà äðóãîì ÷åðåç ðàâíûå ïðîìåæóòêè âðåìåíè. Åñëè åñòü ðàçíèöà ìåæäó êîëè÷åñòâîì ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé è ïóëüñîâûõ âîëí, òî òàêîå ñîñòîÿíèå íàçûâàåòñÿ äåôèöèòîì ïóëüñà (ïðè ìåðöàòåëüíîé àðèòìèè). Ïîäñ÷åò ïðîâîäÿò äâà ÷åëîâåêà: îäèí ñ÷èòàåò ïóëüñ, äðóãîé âûñëóøèâàåò òîíû ñåðäöà.

Íàïîëíåíèå ïóëüñà îïðåäåëÿåòñÿ ïî âûñîòå ïóëüñîâîé âîëíû è çàâèñèò îò ñèñòîëè÷åñêîãî îáúåìà ñåðäöà. Åñëè âûñîòà íîðìàëüíàÿ èëè óâåëè÷åíà, òî ïðîùóïûâàåòñÿ íîðìàëüíûé ïóëüñ (ïîëíûé); åñëè íåò – òî ïóëüñ ïóñòîé.

Íàïðÿæåíèå ïóëüñà çàâèñèò îò âåëè÷èíû àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ è îïðåäåëÿåòñÿ ïî òîé ñèëå, êîòîðóþ íåîáõîäèìî ïðèëîæèòü äî èñ÷åçíîâåíèÿ ïóëüñà. Ïðè íîðìàëüíîì äàâëåíèè àðòåðèÿ ñäàâëèâàåòñÿ óìåðåííûì óñèëèåì, ïîýòîìó â íîðìå ïóëüñ óìåðåííîãî (óäîâëåòâîðèòåëüíîãî) íàïðÿæåíèÿ. Ïðè âûñîêîì äàâëåíèè, àðòåðèÿ ñäàâëèâàåòñÿ ñèëüíûì íàäàâëèâàíèåì òàêîé ïóëüñ íàçûâàåòñÿ íàïðÿæåííûì. Âàæíî íå îøèáèòüñÿ, òàê êàê ñàìà àðòåðèÿ ìîæåò áûòü ñêëåðîçèðîâàíà.  òàêîì ñëó÷àå íåîáõîäèìî èçìåðèòü äàâëåíèå è óáåäèòüñÿ â âîçíèêøåì ïðåäïîëîæåíèè.

Читайте также:  Йога для повышения артериального давления

Ïðè íèçêîì äàâëåíèè àðòåðèÿ ñäàâëèâàåòñÿ ëåãêî, ïóëüñ ïî íàïðÿæåíèþ íàçûâàåòñÿ ìÿãêèì (íåíàïðÿæåííûì).

Ïóñòîé, íåíàïðÿæåííûé ïóëüñ íàçûâàåòñÿ ìàëûì íèòåâèäíûì.

Äàííûå èññëåäîâàíèÿ ïóëüñà ôèêñèðóþòñÿ äâóìÿ ñïîñîáàìè: öèôðîâûì – â ìåäèöèíñêîé äîêóìåíòàöèè, æóðíàëàõ, è ãðàôè÷åñêèì – â òåìïåðàòóðíîì ëèñòå êðàñíûì êàðàíäàøîì â ãðàôå “Ï” (ïóëüñ). Âàæíî îïðåäåëèòü öåíó äåëåíèÿ â òåìïåðàòóðíîì ëèñòå.

Ïîäñ÷åò àðòåðèàëüíîãî ïóëüñà íà ëó÷åâîé àðòåðèè è îïðåäåëåíèå åãî ñâîéñòâ

Ìåñòà ïðîùóïûâàíèÿ ïóëüñàâèñî÷íàÿ, ñîííàÿ, ëó÷åâàÿ, áåäðåííàÿ, ïîäêîëåííàÿ àðòåðèÿ.

Ïðèãîòîâüòå: ñåêóíäîìåð

Àëãîðèòì äåéñòâèé:

1. ïàöèåíòà óëîæèòå èëè óñàäèòå â óäîáíîå ïîëîæåíèå

2. çàõâàòèòå êèñòü ïàöèåíòà ïðàâîé ðóêîé â îáëàñòè ëó÷åçàïÿñòíîãî ñóñòàâà

3. íàùóïàéòå ïóëüñèðóþùóþ ëó÷åâóþ àðòåðèþ, íà ëàäîííîé ïîâåðõíîñòè ïðåäïëå÷üÿ, ó îñíîâàíèÿ 1 ïàëüöà.

4. Ïðèæìèòå àðòåðèþ (íå ñèëüíî) 2,3,4-ìè ïàëüöàìè

5. Ñîñ÷èòàéòå êîëè÷åñòâî ïóëüñîâûõ óäàðîâ â 1 ìèíóòó – ýòî ÷àñòîòà ïóëüñà

6. Îïðåäåëèòå íàïðÿæåíèå ïóëüñà – ñèëîé, íåîáõîäèìîé äëÿ ïðåêðàùåíèÿ ïóëüñàöèè ïóòåì íàäàâëèâàíèè íà ñòåíêó àðòåðèè.

7. Îïðåäåëèòå íàïîëíåíèå ïóëüñà – ïðè õîðîøåì íàïîëíåíèè ïîä ïàëüöåì ïðîùóïûâàåòñÿ ÷åòêàÿ ïóëüñîâàÿ âîëíà, ïðè ïëîõîì – ïóëüñîâàÿ âîëíà íå ÷åòêàÿ, ñëàáî ðàçëè÷àåìàÿ.

ÂÍÈÌÀÍÈÅ! Ïëîõîå íàïîëíåíèå ïóëüñà (íèòåâèäíûé ïóëüñ) óêàçûâàåò íà îñëàáëåíèå ñåðäå÷íîé ìûøöû. Íåìåäëåííî ñîîáùèòå âðà÷ó!

Îïðåäåëåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ

Àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå – ýòî äàâëåíèå, êîòîðîå îêàçûâàåò êðîâü íà ñòåíêó àðòåðèé. Îíî çàâèñèò îò ñèëû ñîêðàùåíèÿ ñåðäöà è òîíóñà àðòåðèàëüíîé ñòåíêè. Ðàçëè÷àþò ñèñòîëè÷åñêîå, äèàñòîëè÷åñêîå è ïóëüñîâîå äàâëåíèå.

Ñèñòîëè÷åñêîåýòî äàâëåíèå â ïåðèîä ñèñòîëû ñåðäöà, äèàñòîëè÷åñêîå äàâëåíèå ê êîíöó äèàñòîëû ñåðäöà.

Ðàçíîñòü ìåæäó ñèñòîëè÷åñêèì è äèàñòîëè÷åñêèì äàâëåíèåì íàçûâàåòñÿ ïóëüñîâîå äàâëåíèå.

Íîðìà äàâëåíèÿ çàâèñèò îò âîçðàñòà è êîëåáëåòñÿ ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà â ïðåäåëàõîò 140/90 äî 110/70 ìì.ðò.ñò

Ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ íàçûâàåòñÿ ãèïåðòåíçèåé (ãèïåðòîíèÿ)ïîíèæåííîå – ãèïîòåíçèåé (ãèïîòîíèÿ).

Èçìåðÿþò ÀÄ îáû÷íî 1 ðàç â ñóòêè (ïðè íåîáõîäèìîñòè – ÷àùå) è îòìå÷àþò öèôðîâîé èëè ãðàôè÷åñêè â òåìïåðàòóðíîì ëèñòå.

Èçìåðåíèå ïðîèçâîäÿò òîíîìåòðîì, êîòîðûé ñîñòîèò èç ìàíîìåòðà ñ ðåçèíîâîé ãðóøåé, ìàíæåòêè.

Ïîêàçàíèÿ:

1. Îöåíêà îáùåãî ñîñòîÿíèÿ;

2. Äèàãíîñòèêà ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ è äðóãèõ çàáîëåâàíèé;

Ïðèãîòîâüòå:

ôîíåíäîñêîï, òîíîìåòð

Òåõíèêà âûïîëíåíèÿ:

1. ïàöèåíòà óñàäèòå èëè óëîæèòå, óñïîêîéòå

2. îáíàæèòå âåðõíþþ êîíå÷íîñòü

3. íàëîæèòå ìàíæåòêó íà 3-5ñì. âûøå ëîêòåâîãî ñãèáà

4. ïðèëîæèòå ôîíåíäîñêîï íà ëîêòåâîé ñãèá è ïðîùóïàéòå ïóëüñàöèþ

5. íàãíåòàéòå âîçäóõ ñ ïîìîùüþ ãðóøè äî èñ÷åçíîâåíèÿ ïóëüñàöèè (íà 20- ÇÎ ìì. ðò. ñò. âûøå îáû÷íîãî ÀÄ ïàöèåíòà)

6. ïîñòåïåííî ñíèæàéòå äàâëåíèå â ìàíæåòêå, ïðèîòêðûâ âåíòèëü ãðóøè.

7. ïðè ïîÿâëåíèè ïåðâîãî çâóêà çàïîìíèòü öèôðó íà øêàëå ìàíîìåòðà – ñèñòîëè÷åñêîå äàâëåíèå.

8. ïðîäîëæàéòå ðàâíîìåðíî âûïóñêàòü âîçäóõ èç áàëëîíà

9. çàìåòüòå öèôðó íà øêàëå ìàíîìåòðà ïðè ïîñëåäíåì óëîâèìîì çâóêå – äèàñòîëè÷åñêîå äàâëåíèå

10. èçìåðåíèå ÀÄ ïîâòîðèòå 2-3 ðàçà íà îäíîé êîíå÷íîñòè è âîçüìèòå ñðåäíåå àðèôìåòè÷åñêîå

11. öèôðîâàÿ çàïèñü ÀÄ ïðîèçâîäèòñÿ â èñòîðèþ áîëåçíè, à ãðàôè÷åñêàÿ çàïèñü – â òåìïåðàòóðíûé ëèñò

Íàáëþäåíèå çà äûõàíèåì

Íàáëþäàÿ çà äûõàíèåì, îñîáîå âíèìàíèå ñëåäóåò óäåëÿòü èçìåíåíèþ öâåòà êîæíûõ ïîêðîâîâ, îïðåäåëåíèþ ÷àñòîòû, ðèòìà, ãëóáèíû äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé è îöåíêè òèïû äûõàíèÿ.

Äûõàòåëüíûå äâèæåíèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ ÷åðåäîâàíèåì âäîõà è âûäîõà. Êîëè÷åñòâî äûõàíèÿ çà 1 ìèíóòó íàçûâàåòñÿ ÷àñòîòîé äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé (×ÄÄ)

Ó çäîðîâîãî âçðîñëîãî ÷åëîâåêà íîðìà äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé â ïîêîå ñîñòàâëÿåò 16-20 â ìèíóòó, ó æåíùèí îíà íà 2-4 äûõàíèÿ áîëüøå, ÷åì ó ìóæ÷èí. Çàâèñèò ×ÄÄ íå òîëüêî îò ïîëà, íî è îò ïîëîæåíèÿ òåëà, ñîñòîÿíèå íåðâíî ñèñòåìû, âîçðàñòà, òåìïåðàòóðû òåëà è ò.ä.

Íàáëþäåíèå çà äûõàíèåì ñëåäóåò ïðîâîäèòü íåçàìåòíî äëÿ ïàöèåíòà, òàê êàê îí ìîæåò ïðîèçâîëüíî èçìåíèòü ÷àñòîòó, ðèòì, ãëóáèíó äûõàíèÿ. ×ÄÄ îòíîñèòñÿ ê ×ÑÑ â ñðåäíåì êàê 1:4. Ïðè ïîâûøåíèè òåìïåðàòóðû òåëà íà ÃÑ äûõàíèå ó÷àùàåòñÿ â ñðåäíåì íà 4 äûõàòåëüíûõ äâèæåíèÿ.

Âîçìîæíûå èçìåíåíèÿ õàðàêòåðà äûõàíèÿ

Ðàçëè÷àþò äûõàíèå ïîâåðõíîñòíîå è ãëóáîêîå. Ïîâåðõíîñòíîå äûõàíèå ìîæåò áûòü íåñëûøíûì íà ðàññòîÿíèè èëè ñëåãêà ñëûøíûì. Îíî ÷àñòî ñî÷åòàåòñÿ ñ ïàòîëîãè÷åñêèì ó÷àùåíèåì äûõàíèÿ. Ãëóáîêîå äûõàíèå, ñëûøèìîå íà ðàññòîÿíèè, ÷àùå âñåãî ñâÿçàíî ñ ïàòîëîãè÷åñêèì óðåæåíèåì äûõàíèÿ. Ñóùåñòâóåò 2 òèïà äûõàíèÿ:

1 òèï – ãðóäíîé ó æåíùèí;

2 òèï – áðþøíîé ó ìóæ÷èí;

3 òèïñìåøàííûé;

Ïðè ðàññòðîéñòâå ÷àñòîòû ðèòìà è ãëóáèíû äûõàíèÿ âîçíèêàåò îäûøêà. Ðàçëè÷àþò èíñïèðàòîðíóþ îäûøêó – ýòî äûõàíèå ñ çàòðóäíåííûì âäîõîì; ýêñïèðàòîðíóþ – äûõàíèÿ ñ çàòðóäíåííûì âûäîõîì; è ñìåøàííóþ – äûõàíèå ñ çàòðóäíåííûì âäîõîì è âûäîõîì. Áûñòðî ðàçâèâàþùàÿñÿ ñèëüíàÿ îäûøêà íàçûâàåòñÿ óäóøüåì.

 íîðìå äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé ñîñòàâëÿåò îò 16 äî 20 â îäíó ìèíóòó

Ïðèãîòîâüòå: ñåêóíäîìåð

Àëãîðèòì äåéñòâèé:

1. óëîæèòå ïàöèåíòà

2. ïðàâîé ðóêîé âîçüìèòå ðóêó áîëüíîãî êàê äëÿ îïðåäåëåíèÿ ïóëüñà

3. ëåâóþ ðóêó ïîëîæèòå íà ãðóäíóþ êëåòêó (ó æåíùèí), èëè íà æèâîò (ó ìóæ÷èí)

4. ñ÷èòàéòå ÷èñëî äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé çà îäíó ìèíóòó (1 – îäíî äûõàòåëüíîå äâèæåíèå = 1 âäîõ + 1 âûäîõ)

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник