Оценка функционального состояния пациента артериальное давление
Вопросы для изучения:
1. Оценка функционального состояния пациента
2. Определение основных физиологических показателей пациента
3. Термометрия, механизмы терморегуляции
Оценка функционального состояния пациента
Для общей оценки функционального состояния пациента медицинская сестра должна определить следующие показатели.
– общее состояние пациента,
– положение больного в постели,
– физиологические показатели.
Общее состояние пациента.
Оценку общего состояния (степени тяжести состояния) осуществляют после комплексной оценки пациента (с применением как объективных, так и субъективных методов исследования).
Общее состояние может быть определено следующими градациями:
– удовлетворительное состояние – сознание ясное, жизненно важные функции не нарушены;
– состояние средней тяжести – сознание ясное или имеется умеренное оглушение, жизненно важные функции нарушены незначительно;
– тяжелое состояние – сознание нарушено до глубокого оглушения или сопора, имеются нарушения дыхательной либо сердечно-сосудистой систем;
– крайне тяжелое состояние (предагональное) – умеренная или глубокая кома, выраженные симптомы поражения дыхательной и/или сердечнососудистой систем;
– терминальное состояние (агональное) – запредельная кома с нарушениями витальных функций;
– состояние клинической смерти.
Положение больного в постели.
При заболеваниях наблюдаются различные изменения положения больного:
– активное – состояние удовлетворительное, пациенты активны, они легко и свободно осуществляют те или иные движения;
– пассивное – невозможность активных движений (при бессознательном состоянии, резкой слабости и др.);
– вынужденное – при некоторых заболеваниях пациент принимает определенное положение для уменьшения болезненных ощущений; примером вынужденного положения может служить так называемое положение – ортопноэ – сидячее положение больного со спущенными вниз ногами.
Определение основных физиологических показателей пациента
Сестринский персонал должен уметь определять (оценивать) основные физиологические показатели: артериальный пульс (Ps), артериальное давление (АД), частоту дыхательных движений (ЧДД), антропометрические показатели (рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы).
Артериальный пульс – это ритмичные колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему.
Различают центральный пульс – на аорте, сонных артериях; и периферический пульс – на лучевой, тыльной артерии стопы, височной, бедренной, плечевой подколенной, задней большеберцовой и других артериях.
Основные свойства пульса.
1. Ритм пульса – интервал между пульсовыми волнами. В норме пульс ритмичный (правильный) – интервалы между пульсовыми волнами одинаковы (равны). При нарушениях ритма пульс неритмичный – аритмичный(неправильный) – интервалы между пульсовыми волнами разные (не равны). У здорового человека сокращение сердца и пульсовая волна следуют друг за другом через равные промежутки времени. Дефицит пульса- разница между количеством сердечных сокращений и пульсовыми волнами – наблюдается при мерцательной аритмии.
2. Частота – это количество пульсовых волн в 1 минуту. В норме частота пульса 60-80 ударов в 1 минуту. Тахикардия – учащение пульса более 80 ударов в 1 минуту. Брадикардия – урежение пульса менее 60 ударов в 1 минуту. Асистолия – отсутствие пульса.
3. Напряжение – зависит от величины АД и определяется по той силе, которую необходимо приложить при прижатии артерии до исчезновения пульса. В норме пульс умеренного (удовлетворительного) напряжения – артерия сдавливается умеренным усилием, АД в норме. Напряженный (твердый) пульс – артерию сжать трудно, АД повышено. Ненапряженный (мягкий) пульс – артерия сдавливается легко, АД – низкое.
4. Наполнение – определяется по высоте пульсовой волны и зависит от систолического объема сердца (от величины сердечного выброса). В норме пульс полный – высота пульсовой волны в норме или увеличена. Пустой пульс – высота пульсовой волны не в норме, уменьшена.
5. Величина – зависит от напряжения и наполнения пульса. В норме пульс большой – хорошего напряжения и наполнения: полный, умеренного напряжения. Малый пульс – слабого напряжения и наполнения: пустой, ненапряженный. Нитевидный пульс – незначительного напряжения и наполнения: определяются с трудом.
Прежде чем исследовать пульс, нужно убедиться, что человек спокоен, не волнуется, не напряжен, его положение комфортное. Если пациент выполнял какую-то физическую нагрузку (быстрая ходьба, работа по дому), перенес болезненную процедуру, получил плохое известие, исследование пульса следует отложить, поскольку эти факторы могут увеличить частоту и изменить другие свойства пульса.
Данные, полученные при исследовании артериального пульса, записывают в «Медицинскую карту стационарного больного», план по уходу или амбулаторную карту, указывая ритм, частоту и напряжение.
Кроме того, частоту пульса отмечают красным карандашом в температурном листе, в графе «П» (пульс).
Артериальным (АД) – это давление, которое образуется в артериальной системе организма при сокращениях сердца. Артериальное давление обычно измеряют в плечевой артерии, в которой оно близко к давлению в аорте (можно измерять в бедренной, подколенной и других периферических артериях).
Различают:
– систолическое давление – давление, в период систолы сердца возникающее в артериях в момент максимального подъема пульсовой волны; нормальные показатели систолического давления колеблются в пределах 100-140 мм рт. ст.;
– диастолическое давление – давление, к концу диастолы сердца, когда оно достигает минимальной величины на протяжении сердечного цикла; нормальные показатели диастолического давления колеблются в пределах 60-90 мм рт. ст.;
– пульсовое давление – разница между систолическим и диастолическим давлением; нормальные показатели пульсового давления колеблются в пределах 40-50 мм рт. ст.
В норме АД колеблется в зависимости от возраста, условий внешней среды, нервного и физического напряжения.
Рабочее давление – это такое АД, при котором человек себя чувствует хорошо – оно индивидуально для каждого.
Патологические изменения АД.
– гипертензия (симптом) – повышение АД;
– гипертония (заболевание) – стойкое повышение АД;
– гипотензия (симптом) – понижение АД;
– гипотония (заболевание) – стойкое понижение АД.
Дыхательное движение осуществляется чередованием вдоха и выдоха.
Наблюдая за дыханием, в некоторых случаях необходимо определить его частоту. ЧДД (частота дыхательных движений) – количество дыханий за 1 минуту. Частота дыхания очень изменчива: в состоянии покоя она реже, при движении и физической нагрузке – чаще.
В норме дыхательные движения ритмичны. Частота дыхательных движенийу взрослого человека в покое составляет 16-20 в минуту, у женщин на 2-4 дыхания больше, чем у мужчин. В положении «лежа» число дыханий обычно уменьшается до 14-16 в минуту, у тренированных людей и спортсменов частота дыхательных движений может уменьшаться и достигать 6-8 в минуту.
Физиологические типы дыхания.
1. Грудной – участвуют мышцы грудной клетки – наблюдается у женщин.
2. Брюшной – участвуют мышцы диафрагмы (живота) – наблюдается у мужчин.
3. Смешанный – происходит равномерное расширение грудной клетки всех частей легкого во всех направлениях – наблюдается у пожилых и старых людей.
Изменения характера дыхания.
1. Поверхностное дыхание может быть неслышным на расстоянии или слегка слышным. Оно часто сочетается с патологическим учащением дыхания.
2. Глубокое дыхание, слышимое на расстоянии, чаще всего связано с патологическим урежением дыхания.
При расстройстве частоты, ритма и глубины дыхания возникает одышка – субъективное ощущение затруднения дыхания. Она может быть физиологической – при физических нагрузках, нервных стрессах и патологической – при заболеваниях. Различают следующие виды патологической одышки:
1) инспираторная – это дыхание с затрудненным вдохом;
2) экспираторная – это дыхание с затрудненным выдохом;
3) смешанная – это дыхание с затрудненным вдохом и выдохом.
Удушье – быстро развивающаяся сильная одышка.
Патологические типы дыхания.
1. Большое дыхание Куссмауля – редкое, глубокое, шумное (наблюдается при глубокой коме – длительной потере сознания).
2. Дыхание Биотта – периодическое дыхание, при котором происходит правильное чередование периода поверхностных дыхательных движений и пауз, равных по продолжительности (от нескольких секунд до минуты).
3. Дыхание Чейна-Стокса – характеризуется периодом нарастания частоты и глубины дыхания, которое достигает максимума на 5-7 дыхании, с последующим периодом убывания частоты и глубины дыхания и очередной длительной паузой, равной по продолжительности (от нескольких секунд до 1 минуты).
Асфиксия – это остановка дыхания вследствие прекращения поступления кислорода.
Астма – это приступ удушья или одышки лёгочного или сердечного происхождения.
Антропометрия(греч. antropos – человек, metreo – измерять) – это совокупность методов и приемов измерения человеческого тела: рост, масса тела, окружность грудной клетки, окружность головы. Медицинская сестра регистрирует необходимые антропометрические показатели на титульном листе медицинской карты стационарного больного.
Источник
Ñîñòîÿíèå ñîçíàíèÿ, ïîëîæåíèå áîëüíîãî â ïîñòåëè, ñîñòîÿíèÿ êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, ïîíÿòèå î ïóëüñå, àðòåðèàëüíîì äàâëåíèå è äûõàíèè. Êîìà (ïîëíàÿ ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ) – ñâÿçàíà ñ ïîðàæåíèåì öåíòðîì ãîëîâíîãî ìîçãà. Ñîñòîÿíèå ñïÿ÷êè (ñòóïîð).
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
“Îöåíêà ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà. Îöåíêà ñîçíàíèÿ, ïîëîæåíèÿ òåëà, õàðàêòåðèñòèêà êîæè. Îöåíêà äûõàíèÿ, ïîäñ÷åò ïóëüñà, èçìåðåíèå àðòåðèàëüíîãîäàâëåíèÿ“
Îöåíêà îáùåãî ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà âêëþ÷àåò â ñåáÿ òàêèå ïîíÿòèÿ êàê ñîñòîÿíèå ñîçíàíèÿ, ïîëîæåíèå áîëüíîãî â ïîñòåëè, ñîñòîÿíèÿ êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, ïîíÿòèå î ïóëüñå, àðòåðèàëüíîì äàâëåíèå è äûõàíèè.
Îöåíêà ñîñòîÿíèÿ ñîçíàíèÿ, âèäû ñîçíàíèÿ
Ðàçëè÷àþò íåñêîëüêî ñîñòîÿíèé ñîçíàíèÿ: ÿñíîå, ñòóïîð, ñîïîð, êîìà.
Ñòóïîð (îöåïåíåíèå) – ñîñòîÿíèå îãëóøåíèÿ. Ïàöèåíò ïëîõî îðèåíòèðóåòñÿ â îêðóæàþùåé îáñòàíîâêå, îòâå÷àåò íà âîïðîñû âÿëî, ñ îïîçäàíèåì, îòâåòû áûâàþò íåîñìûñëåííûìè.
Ñîïîð (ñóáêîìà) – ñîñòîÿíèå ñïÿ÷êè. Åñëè ïàöèåíòà âûâåñòè èç ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ãðîìêèì îòêëèêîì èëè òîðìîøåíèåì, òî îí ìîæåò îòâåòèòü íà âîïðîñ, à ïîòîì âíîâü âïàñòü â ãëóáîêèé ñîí.
Êîìà (ïîëíàÿ ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ) ñâÿçàíà ñ ïîðàæåíèåì öåíòðîì ãîëîâíîãî ìîçãà. Ïðè êîìå íàáëþäàåòñÿ ðàññëàáëåíèå ìûøö, óòðàòà ÷óâñòâèòåëüíîñòè è ðåôëåêñîâ, îòñóòñòâóþò ðåàêöèè íà ëþáûå ðàçäðàæèòåëè (ñâåòîâûå, áîëåâûå, çâóêîâûå). Êîìà ìîæåò áûòü ïðè ñàõàðíîì äèàáåòå, êðîâîèçëèÿíèè â ìîçã, îòðàâëåíèÿõ, òÿæåëûõ ïîðàæåíèÿõ ïå÷åíè, ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè. ñòóïîð êîìà àðòåðèàëüíûé
Ïðè íåêîòîðûõ çàáîëåâàíèÿõ íàáëþäàåòñÿ ðàññòðîéñòâà ñîçíàíèÿ, â îñíîâå êîòîðûõ ëåæèò âîçáóæäåíèå öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû. Ê íèì îòíîñèòñÿ áðåä, ãàëëþöèíàöèè (ñëóõîâûå è çðèòåëüíûå).
Îöåíêà ðåæèìà àêòèâíîñòè áîëüíîãî, âèäû ïîëîæåíèÿ
Âèäû ïîëîæåíèÿ áîëüíîãî â ïîñòåëè
1. àêòèâíîå ïîëîæåíèå – íàçûâàþò òàêîå ïîëîæåíèå, êîãäà ïàöèåíò â ñîñòîÿíèè ñàìîñòîÿòåëüíî ïîâåðíóòñÿ, ñåñòü, âñòàòü, îáñëóæèâàòü ñåáÿ.
2. ïàññèâíîå ïîëîæåíèå – íàçûâàåòñÿ ïîëîæåíèå, êîãäà ïàöèåíò î÷åíü ñëàá, èñòîøåí, íàõîäèòñÿ â áåññîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè, îáû÷íî íàõîäèòñÿ â ïîñòåëè è áåç ïîñòîðîííåé ïîìîùè íå ìîæåò èçìåíèòü ñâîåãî ïîëîæåíèÿ.
3. âûíóæäåííîå ïîëîæåíèå – òàêîå ïîëîæåíèå â ïîñòåëè, êîòîðå çàíèìàåò ñàì áîëüíîé äëÿ îáëåã÷åíèÿ ñâîåãî ñòðàäàíèÿ, óìåíüøåíèå áîëåçíåííûõ ñèìïòîìîâ (êàøåëü, áîëü, îäûøêà). Ó ïàöèåíòîâ, ñòðàäàþùèõ ýêññóäàòèâíûì ïåðèêàðäèòîì, áîëè è äûõàíèå ïàöèåíòà îáëåã÷àþòñÿ ïðè êîëåííî-ëîêòåâîì ïîëîæåíèè. Ïðè çàáîëåâàíèÿõ ñåðäöà áîëüíîé âñëåäñòâèå îäûøêè ñòðåìèòñÿ ïðèíÿòü ñèäÿ÷åå ïîëîæåíèå ñî ñâåøåííûìè íîãàìè.
Îöåíêà ñîñòîÿíèÿ êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê
Îñìîòð êîæè ïîçâîëÿåò: âûÿâèò èçìåíåíèÿ îêðàñêè, ïèãìåíòàöèþ, øåëóøåíèå, ñûïü, ðóáöû, êðîâîèçëèÿíèå, ïðîëåæíè è ò.ä.
Èçìåíåíèå öâåòà êîæè çàâèñèò îò òîëùèíû êîæè, ïðîñâåòà ñîñóäîâ êîæè. Îêðàñêà êîæè ìîæåò èçìåíÿòüñÿ èç-çà îòëîæåíèÿ â å¸ òîëùå ïèãìåíòîâ.
1. áëåäíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ìîæåò áûòü ïîñòîÿííîé è âðåìåííîé. Áëåäíîñòü ìîæåò áûòü ñâÿçàíà ñ êðîâîïîòåðÿìè õðîíè÷åñêîãî è îñòðîãî õàðàêòåðà (ìàòî÷íîå êðîâîòå÷åíèå, ÿçâåííàÿ áîëåçíü), ìîæåò áûòü ïðè àíåìèè, îáìîðîêàõ. Âðåìåííàÿ áëåäíîñòü ìîæåò âîçíèêíóòü ïðè ñïàçìå êîæíûõ ñîñóäîâ ïðè èñïóãå, îõëàæäåíèè, âî âðåìÿ îçíîáà.
2. íåíîðìàëüíàÿ êðàñíîòà êîæè çàâèñèò îò ðàñøèðåíèÿ è ïåðåïîëíåíèÿ êðîâüþ ìåëêèõ ñîñóäîâ êîæè (íàáëþäàåòñÿ ïðè ïñèõè÷åñêîì âîçáóæäåíèè). Êðàñíûé öâåò êîæè ó íåêîòîðûõ áîëüíûõ çàâèñèò îò áîëüøîãî êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ è ãåìîãëîáèíà â êðîâè (ïîëèöèòåìèÿ).
3. öèàíîç – ñèíåâàòî-ôèîëåòîâàÿ îêðàñêà êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ñâÿçàíà ñ ÷ðåçìåðíûì óâåëè÷åíèåì â êðîâè óãëåêèñëîòû è íåäîñòàòîê íàñûùåíèÿ å¸ êèñëîðîäîì. Ðàçëè÷àþò îáùèé è ìåñòíûé. Îáùèé ðàçâèâàåòñÿ ïðè ñåðäå÷íî è ëåãî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè; íåêîòîðûõ âðîæäåííûõ ïîðîêàõ ñåðäöà, êîãäà ÷àñòü âåíîçíîé êðîâè, ìèíóþ ëåãêèå, ñìåøèâàåòñÿ ñ àðòåðèàëüíîé; ïðè îòðàâëåíèÿ ÿäàìè (áåðòîëåòîâà ñîëü, àíèëèí, íèòðîáåíçëîë), ïðåâðàùàþùèìè ãåìîãëîáèí â ìåòãåìîãëîáèí; ïðè ìíîãèõ çàáîëåâàíèÿõ ëåãêèõ âñëåäñòâèå ãèáåëè èõ êàïèëëÿðîâ (ïíåâìîñêëåðîç, ýìôèçåìà ëåãêèõ). Ìåñòíûé – ðàçâèâàþùèéñÿ íà îòäåëüíûõ ó÷àñòêàõ, ìîæåò çàâèñåòü îò çàêóïîðêè èëè ñäàâëåíèÿ âåí, ÷àùå íà ïî÷âå òðîìáîôëåáèòà.
4. æåëòóõà – îêðàøèâàíèå êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê âñëåäñòâèå îòëîæåíèÿ â íèõ æåë÷íûõ ïèãìåíòîâ. Ïðè æåëòóõå âñåãäà íàáëþäàåòñÿ æåëòîå îêðàøèâàíèå ñêëåð è òâåðäîãî íåáà, ÷òî îòëè÷àåò å¸ îò ïîæåëòåíèÿ äðóãîãî ïðîèñõîæäåíèÿ (çàãàð, ïðèìåíåíèå àêðèõèíà). Æåëòóøíîå îêðàøèâàíèå êîæè íàáëþäàåòñÿ ïðè èçáûòî÷íîì ñîäåðæàíèè æåë÷íûõ ïèãìåíòîâ â êðîâè. Ðàçëè÷àþò ñëåäóþùèå ôîðìû æåëòóõè:
à) ïîäïå÷åíî÷íàÿ(ìåõàíè÷åñêàÿ) – â ñëó÷àå íàðóøåíèÿ íîðìàëüíîãî îòòîêà æåë÷è èç ïå÷åíè â êèøå÷íèê ïî æåë÷íîìó ïðîòîêó ïðè çàêóïîðêå åãî æåë÷íûì êàìíåì èëè îïóõîëüþ, ïðè ñïàéêàõ è âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèÿõ â æåë÷íûõ ïóòÿõ;
á) ïå÷åíî÷íàÿ – åñëè æåë÷ü, îáðàçîâàâøàÿñÿ â êëåòêå, ïîñòóïàåò íå òîëüêî â æåë÷íûå õîäû, íî è â êðîâåíîñíûå ñîñóäû;
â) íàäïå÷åíî÷íàÿ (ãåìîëèòè÷åñêàÿ) – â ðåçóëüòàòå èçáûòî÷íîãî îáðàçîâàíèÿ æåë÷íûõ ïèãìåíòîâ â îðãàíèçìå âñëåäñòâèå çíà÷èòåëüíîãî ðàñïàäà ýðèòðîöèòîâ (ãåìîëèç), êîãäà îñâîáîæäàþòñÿ ìíîãî ãåìîãëîáèíà, èç-çà êîòîðîãî îáðàçóåòñÿ áèëèðóáèí.
5. áðîíçîâîå – èëè òåìíî-áóðîå, ñâîéñòâåííî àääèñîíîâîé áîëåçíè (ïðè íåäîñòàòêå ôóíêöèè êîðû íàäïî÷å÷íèêîâ).
Óñèëåííàÿ ïèãìåíòàöèÿ ìîæåò áûòü ïðè÷èíîé èçìåíåíèÿ öâåòà êîæè. Ïèãìåíòàöèÿ áûâàåò ìåñòíîé è îáùåé. Èíîãäà íà êîæå èìåþòñÿ îãðàíè÷åííûå ó÷àñòêè ïèãìåíòàöèè – âåñíóøêè, ðîäèìûå ïÿòíà. Àëüáèíèçìîì íàçûâàåòñÿ ÷àñòè÷íîå èëè ïîëíîå îòñóòñòâèå ïèãìåíòàöèè, îòñóòñòâèå ïèãìåíòàöèè íà îòäåëüíûõ ó÷àñòêàõ êîæè íàçûâàåòñÿ âèòèëèãî.
Êîæíûå ñûïè – íàèáîëåå õàðàêòåðíûå âûñûïàíèÿ âñòðå÷àþòñÿ ïðè êîæíûõ, îñòðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ.
Âëàæíîñòü êîæè çàâèñèò îò ïîòîîòäåëåíèè. Ïîâûøåííàÿ âëàæíîñòü íàáëþäàåòñÿ ïðè ðåâìàòèçìå, òóáåðêóëåçå, äèôôóçíîì òîêñè÷åñêîì çîáå. Ñóõîñòü – ïðè ìèêñåäåìå, ñàõàðíîì è íåñàõàðíîì ìî÷åèçíóðåíèè, ïîíîñàõ, îáùåì èñòîùåíèè.
Òóðãîð êîæè – å¸ íàïðÿæåíèå, ýëàñòè÷íîñòü. Çàâèñèò îò ñîäåðæàíèÿ â íåé âíóòðèêëåòî÷íîé æèäêîñòè, êðîâè, ëèìôû è ñòåïåíè ðàçâèòèÿ ïîäêîæíî-æèðîâîé êëåò÷àòêè.
Ïóëüñ è åãî õàðàêòåðèñòèêà
Àðòåðèàëüíûé ïóëüñ – ýòî ðèòìè÷íûå êîëåáàíèÿ ñòåíêè àðòåðèè, îáóñëîâëåííûå âûáðîñîì êðîâè â àðòåðèàëüíóþ ñèñòåìó â òå÷åíèå îäíîãî ñîêðàùåíèÿ ñåðäöà. Ðàçëè÷àþò öåíòðàëüíûé (íà àîðòå, ñîííûõ àðòåðèÿõ) è ïåðèôåðè÷åñêèé (íà ëó÷åâîé, òûëüíîé àðòåðèè ñòîïû è íåêîòîðûõ äðóãèõ àðòåðèÿõ) ïóëüñ.
 äèàãíîñòè÷åñêèõ öåëÿõ ïóëüñ îïðåäåëÿþò è íà âèñî÷íîé, áåäðåííîé, ïëå÷åâîé, ïîäêîëåííîé, çàäíåé áîëüøåáåðöîâîé è äðóãèõ àðòåðèÿõ.
×àùå âñåãî ïóëüñ èññëåäóþò ó âçðîñëûõ íà ëó÷åâîé àðòåðèè, êîòîðàÿ ðàñïîëîæåíà ïîâåðõíîñòíî ìåæäó øèëîâèäíûì îòðîñòêîì ëó÷åâîé êîñòè è ñóõîæèëèåì âíóòðåííåé ëó÷åâîé ìûøöû.
Èññëåäóÿ àðòåðèàëüíûé ïóëüñ, âàæíî îïðåäåëèòü åãî ÷àñòîòó, ðèòì, íàïîëíåíèå, íàïðÿæåíèå è äðóãèå õàðàêòåðèñòèêè. Õàðàêòåð ïóëüñà çàâèñèò îò ýëàñòè÷íîñòè ñòåíêè àðòåðèè.
×àñòîòà – ýòî êîëè÷åñòâî ïóëüñîâûõ âîëí â 1 ìèíóòó.  íîðìå ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà ïóëüñ 60-80 óäàðîâ â ìèíóòó. Ó÷àùåíèå ïóëüñà áîëåå 85-90 óäàðîâ â ìèíóòó íàçûâàåòñÿ òàõèêàðäèåé. Óðåæåíèå ïóëüñà ìåíåå 60 óäàðîâ â ìèíóòó íàçûâàåòñÿ áðàäèêàðäèåé. Îòñóòñòâèå ïóëüñà íàçûâàåòñÿ àñèñèòîëèåé. Ïðè ïîâûøåííîé òåìïåðàòóðû òåëà íà ÃÑ ïóëüñ óâåëè÷èâàåòñÿ ó âçðîñëûõ íà 8-10 óäàðîâ â ìèíóòó.
Ðèòì ïóëüñà îïðåäåëÿþò èíòåðâàëîì ìåæäó ïóëüñîâûìè âîëíàìè. Åñëè îíè îäèíàêîâûå – ïóëüñ ðèòìè÷íûé (ïðàâèëüíûé), åñëè ðàçíûå – ïóëüñ àðèòìè÷íûé (íåïðàâèëüíûé). Ó çäîðîâîãî ÷åëîâåêà ñîêðàùåíèå ñåðäöà è ïóëüñîâàÿ âîëíà ñëåäóåò äðóã çà äðóãîì ÷åðåç ðàâíûå ïðîìåæóòêè âðåìåíè. Åñëè åñòü ðàçíèöà ìåæäó êîëè÷åñòâîì ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé è ïóëüñîâûõ âîëí, òî òàêîå ñîñòîÿíèå íàçûâàåòñÿ äåôèöèòîì ïóëüñà (ïðè ìåðöàòåëüíîé àðèòìèè). Ïîäñ÷åò ïðîâîäÿò äâà ÷åëîâåêà: îäèí ñ÷èòàåò ïóëüñ, äðóãîé âûñëóøèâàåò òîíû ñåðäöà.
Íàïîëíåíèå ïóëüñà îïðåäåëÿåòñÿ ïî âûñîòå ïóëüñîâîé âîëíû è çàâèñèò îò ñèñòîëè÷åñêîãî îáúåìà ñåðäöà. Åñëè âûñîòà íîðìàëüíàÿ èëè óâåëè÷åíà, òî ïðîùóïûâàåòñÿ íîðìàëüíûé ïóëüñ (ïîëíûé); åñëè íåò – òî ïóëüñ ïóñòîé.
Íàïðÿæåíèå ïóëüñà çàâèñèò îò âåëè÷èíû àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ è îïðåäåëÿåòñÿ ïî òîé ñèëå, êîòîðóþ íåîáõîäèìî ïðèëîæèòü äî èñ÷åçíîâåíèÿ ïóëüñà. Ïðè íîðìàëüíîì äàâëåíèè àðòåðèÿ ñäàâëèâàåòñÿ óìåðåííûì óñèëèåì, ïîýòîìó â íîðìå ïóëüñ óìåðåííîãî (óäîâëåòâîðèòåëüíîãî) íàïðÿæåíèÿ. Ïðè âûñîêîì äàâëåíèè, àðòåðèÿ ñäàâëèâàåòñÿ ñèëüíûì íàäàâëèâàíèåì òàêîé ïóëüñ íàçûâàåòñÿ íàïðÿæåííûì. Âàæíî íå îøèáèòüñÿ, òàê êàê ñàìà àðòåðèÿ ìîæåò áûòü ñêëåðîçèðîâàíà.  òàêîì ñëó÷àå íåîáõîäèìî èçìåðèòü äàâëåíèå è óáåäèòüñÿ â âîçíèêøåì ïðåäïîëîæåíèè.
Ïðè íèçêîì äàâëåíèè àðòåðèÿ ñäàâëèâàåòñÿ ëåãêî, ïóëüñ ïî íàïðÿæåíèþ íàçûâàåòñÿ ìÿãêèì (íåíàïðÿæåííûì).
Ïóñòîé, íåíàïðÿæåííûé ïóëüñ íàçûâàåòñÿ ìàëûì íèòåâèäíûì.
Äàííûå èññëåäîâàíèÿ ïóëüñà ôèêñèðóþòñÿ äâóìÿ ñïîñîáàìè: öèôðîâûì – â ìåäèöèíñêîé äîêóìåíòàöèè, æóðíàëàõ, è ãðàôè÷åñêèì – â òåìïåðàòóðíîì ëèñòå êðàñíûì êàðàíäàøîì â ãðàôå “Ï” (ïóëüñ). Âàæíî îïðåäåëèòü öåíó äåëåíèÿ â òåìïåðàòóðíîì ëèñòå.
Ïîäñ÷åò àðòåðèàëüíîãî ïóëüñà íà ëó÷åâîé àðòåðèè è îïðåäåëåíèå åãî ñâîéñòâ
Ìåñòà ïðîùóïûâàíèÿ ïóëüñà – âèñî÷íàÿ, ñîííàÿ, ëó÷åâàÿ, áåäðåííàÿ, ïîäêîëåííàÿ àðòåðèÿ.
Ïðèãîòîâüòå: ñåêóíäîìåð
Àëãîðèòì äåéñòâèé:
1. ïàöèåíòà óëîæèòå èëè óñàäèòå â óäîáíîå ïîëîæåíèå
2. çàõâàòèòå êèñòü ïàöèåíòà ïðàâîé ðóêîé â îáëàñòè ëó÷åçàïÿñòíîãî ñóñòàâà
3. íàùóïàéòå ïóëüñèðóþùóþ ëó÷åâóþ àðòåðèþ, íà ëàäîííîé ïîâåðõíîñòè ïðåäïëå÷üÿ, ó îñíîâàíèÿ 1 ïàëüöà.
4. Ïðèæìèòå àðòåðèþ (íå ñèëüíî) 2,3,4-ìè ïàëüöàìè
5. Ñîñ÷èòàéòå êîëè÷åñòâî ïóëüñîâûõ óäàðîâ â 1 ìèíóòó – ýòî ÷àñòîòà ïóëüñà
6. Îïðåäåëèòå íàïðÿæåíèå ïóëüñà – ñèëîé, íåîáõîäèìîé äëÿ ïðåêðàùåíèÿ ïóëüñàöèè ïóòåì íàäàâëèâàíèè íà ñòåíêó àðòåðèè.
7. Îïðåäåëèòå íàïîëíåíèå ïóëüñà – ïðè õîðîøåì íàïîëíåíèè ïîä ïàëüöåì ïðîùóïûâàåòñÿ ÷åòêàÿ ïóëüñîâàÿ âîëíà, ïðè ïëîõîì – ïóëüñîâàÿ âîëíà íå ÷åòêàÿ, ñëàáî ðàçëè÷àåìàÿ.
ÂÍÈÌÀÍÈÅ! Ïëîõîå íàïîëíåíèå ïóëüñà (“íèòåâèäíûé ïóëüñ“) óêàçûâàåò íà îñëàáëåíèå ñåðäå÷íîé ìûøöû. Íåìåäëåííî ñîîáùèòå âðà÷ó!
Îïðåäåëåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ
Àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå – ýòî äàâëåíèå, êîòîðîå îêàçûâàåò êðîâü íà ñòåíêó àðòåðèé. Îíî çàâèñèò îò ñèëû ñîêðàùåíèÿ ñåðäöà è òîíóñà àðòåðèàëüíîé ñòåíêè. Ðàçëè÷àþò ñèñòîëè÷åñêîå, äèàñòîëè÷åñêîå è ïóëüñîâîå äàâëåíèå.
Ñèñòîëè÷åñêîå – ýòî äàâëåíèå â ïåðèîä ñèñòîëû ñåðäöà, äèàñòîëè÷åñêîå äàâëåíèå ê êîíöó äèàñòîëû ñåðäöà.
Ðàçíîñòü ìåæäó ñèñòîëè÷åñêèì è äèàñòîëè÷åñêèì äàâëåíèåì íàçûâàåòñÿ ïóëüñîâîå äàâëåíèå.
Íîðìà äàâëåíèÿ çàâèñèò îò âîçðàñòà è êîëåáëåòñÿ ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà â ïðåäåëàõîò 140/90 äî 110/70 ìì.ðò.ñò
Ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ íàçûâàåòñÿ ãèïåðòåíçèåé (ãèïåðòîíèÿ)ïîíèæåííîå – ãèïîòåíçèåé (ãèïîòîíèÿ).
Èçìåðÿþò ÀÄ îáû÷íî 1 ðàç â ñóòêè (ïðè íåîáõîäèìîñòè – ÷àùå) è îòìå÷àþò öèôðîâîé èëè ãðàôè÷åñêè â òåìïåðàòóðíîì ëèñòå.
Èçìåðåíèå ïðîèçâîäÿò òîíîìåòðîì, êîòîðûé ñîñòîèò èç ìàíîìåòðà ñ ðåçèíîâîé ãðóøåé, ìàíæåòêè.
Ïîêàçàíèÿ:
1. Îöåíêà îáùåãî ñîñòîÿíèÿ;
2. Äèàãíîñòèêà ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ è äðóãèõ çàáîëåâàíèé;
Ïðèãîòîâüòå:
ôîíåíäîñêîï, òîíîìåòð
Òåõíèêà âûïîëíåíèÿ:
1. ïàöèåíòà óñàäèòå èëè óëîæèòå, óñïîêîéòå
2. îáíàæèòå âåðõíþþ êîíå÷íîñòü
3. íàëîæèòå ìàíæåòêó íà 3-5ñì. âûøå ëîêòåâîãî ñãèáà
4. ïðèëîæèòå ôîíåíäîñêîï íà ëîêòåâîé ñãèá è ïðîùóïàéòå ïóëüñàöèþ
5. íàãíåòàéòå âîçäóõ ñ ïîìîùüþ ãðóøè äî èñ÷åçíîâåíèÿ ïóëüñàöèè (íà 20- ÇÎ ìì. ðò. ñò. âûøå îáû÷íîãî ÀÄ ïàöèåíòà)
6. ïîñòåïåííî ñíèæàéòå äàâëåíèå â ìàíæåòêå, ïðèîòêðûâ âåíòèëü ãðóøè.
7. ïðè ïîÿâëåíèè ïåðâîãî çâóêà çàïîìíèòü öèôðó íà øêàëå ìàíîìåòðà – ñèñòîëè÷åñêîå äàâëåíèå.
8. ïðîäîëæàéòå ðàâíîìåðíî âûïóñêàòü âîçäóõ èç áàëëîíà
9. çàìåòüòå öèôðó íà øêàëå ìàíîìåòðà ïðè ïîñëåäíåì óëîâèìîì çâóêå – äèàñòîëè÷åñêîå äàâëåíèå
10. èçìåðåíèå ÀÄ ïîâòîðèòå 2-3 ðàçà íà îäíîé êîíå÷íîñòè è âîçüìèòå ñðåäíåå àðèôìåòè÷åñêîå
11. öèôðîâàÿ çàïèñü ÀÄ ïðîèçâîäèòñÿ â èñòîðèþ áîëåçíè, à ãðàôè÷åñêàÿ çàïèñü – â òåìïåðàòóðíûé ëèñò
Íàáëþäåíèå çà äûõàíèåì
Íàáëþäàÿ çà äûõàíèåì, îñîáîå âíèìàíèå ñëåäóåò óäåëÿòü èçìåíåíèþ öâåòà êîæíûõ ïîêðîâîâ, îïðåäåëåíèþ ÷àñòîòû, ðèòìà, ãëóáèíû äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé è îöåíêè òèïû äûõàíèÿ.
Äûõàòåëüíûå äâèæåíèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ ÷åðåäîâàíèåì âäîõà è âûäîõà. Êîëè÷åñòâî äûõàíèÿ çà 1 ìèíóòó íàçûâàåòñÿ ÷àñòîòîé äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé (×ÄÄ)
Ó çäîðîâîãî âçðîñëîãî ÷åëîâåêà íîðìà äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé â ïîêîå ñîñòàâëÿåò 16-20 â ìèíóòó, ó æåíùèí îíà íà 2-4 äûõàíèÿ áîëüøå, ÷åì ó ìóæ÷èí. Çàâèñèò ×ÄÄ íå òîëüêî îò ïîëà, íî è îò ïîëîæåíèÿ òåëà, ñîñòîÿíèå íåðâíî ñèñòåìû, âîçðàñòà, òåìïåðàòóðû òåëà è ò.ä.
Íàáëþäåíèå çà äûõàíèåì ñëåäóåò ïðîâîäèòü íåçàìåòíî äëÿ ïàöèåíòà, òàê êàê îí ìîæåò ïðîèçâîëüíî èçìåíèòü ÷àñòîòó, ðèòì, ãëóáèíó äûõàíèÿ. ×ÄÄ îòíîñèòñÿ ê ×ÑÑ â ñðåäíåì êàê 1:4. Ïðè ïîâûøåíèè òåìïåðàòóðû òåëà íà ÃÑ äûõàíèå ó÷àùàåòñÿ â ñðåäíåì íà 4 äûõàòåëüíûõ äâèæåíèÿ.
Âîçìîæíûå èçìåíåíèÿ õàðàêòåðà äûõàíèÿ
Ðàçëè÷àþò äûõàíèå ïîâåðõíîñòíîå è ãëóáîêîå. Ïîâåðõíîñòíîå äûõàíèå ìîæåò áûòü íåñëûøíûì íà ðàññòîÿíèè èëè ñëåãêà ñëûøíûì. Îíî ÷àñòî ñî÷åòàåòñÿ ñ ïàòîëîãè÷åñêèì ó÷àùåíèåì äûõàíèÿ. Ãëóáîêîå äûõàíèå, ñëûøèìîå íà ðàññòîÿíèè, ÷àùå âñåãî ñâÿçàíî ñ ïàòîëîãè÷åñêèì óðåæåíèåì äûõàíèÿ. Ñóùåñòâóåò 2 òèïà äûõàíèÿ:
1 òèï – ãðóäíîé ó æåíùèí;
2 òèï – áðþøíîé ó ìóæ÷èí;
3 òèï – ñìåøàííûé;
Ïðè ðàññòðîéñòâå ÷àñòîòû ðèòìà è ãëóáèíû äûõàíèÿ âîçíèêàåò îäûøêà. Ðàçëè÷àþò èíñïèðàòîðíóþ îäûøêó – ýòî äûõàíèå ñ çàòðóäíåííûì âäîõîì; ýêñïèðàòîðíóþ – äûõàíèÿ ñ çàòðóäíåííûì âûäîõîì; è ñìåøàííóþ – äûõàíèå ñ çàòðóäíåííûì âäîõîì è âûäîõîì. Áûñòðî ðàçâèâàþùàÿñÿ ñèëüíàÿ îäûøêà íàçûâàåòñÿ óäóøüåì.
 íîðìå äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé ñîñòàâëÿåò îò 16 äî 20 â îäíó ìèíóòó
Ïðèãîòîâüòå: ñåêóíäîìåð
Àëãîðèòì äåéñòâèé:
1. óëîæèòå ïàöèåíòà
2. ïðàâîé ðóêîé âîçüìèòå ðóêó áîëüíîãî êàê äëÿ îïðåäåëåíèÿ ïóëüñà
3. ëåâóþ ðóêó ïîëîæèòå íà ãðóäíóþ êëåòêó (ó æåíùèí), èëè íà æèâîò (ó ìóæ÷èí)
4. ñ÷èòàéòå ÷èñëî äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé çà îäíó ìèíóòó (1 – îäíî äûõàòåëüíîå äâèæåíèå = 1 âäîõ + 1 âûäîõ)
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник