Организация школ здоровья по артериальной гипертонии
Знаете ли Вы, что:
–Каждый пятый взрослый имеет повышение артериального давления (АД).
–Только половина людей с повышенным АД знают об этом. Многие люди избегают посещения врача, тогда как единственный способ установления артериальной гипертонии – регулярное измерение АД.
– Только половина пациентов с повышенным АД получают должное лечение. Многие больные не знают, что хорошее самочувствие при повышенном АД – не причина для отказа от лечения, так как нелеченная гипертония – это «мина замедленного действия».
–Только половина больных реально соблюдает все рекомендации врача. Многие пациенты самовольно прекращают прием рекомендованных лекарств или уменьшают их дозировку, что нередко приводит к обострению болезни.
Артериальная гипертония – это на сегодняшний день одно из самых распространенных и наиболее грозных заболеваний, которое приводит к тяжелым осложнениям: инсульту, инфаркту миокарда, сердечной недостаточности, нарушению функции почек, а также ускоряет развитие атеросклероза и ишемической болезни сердца. В основе повышения АД, независимо от причины, лежат сложные нарушения регуляции аппарата кровообращения, проявляющиеся прежде всего увеличением тонуса артериальных сосудов. Как правило, процесс прогрессирования АГ многолетний, постепенный, в связи с чем организм больного «привыкает» к высокому АД, и АГ течет бессимптомно до тех пор, пока не возникает одно из осложнений. Вот почему АГ получила название «молчаливый убийца». Из-за отсутствия в течение долгого времени клинических проявлений заболевания многие больные относятся к нему несерьезно, не хотят признавать, что высокое АД представляет угрозу для их жизни, пренебрегают советами врачей о необходимости лекарственной терапии, способной снизить риск возникновения осложнений заболевания, увеличить продолжительность и качество жизни.
Что такое Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией?
Школа позволяет пациенту научиться самостоятельно, контролировать состояние своего здоровья, узнать, как снизить неблагоприятное влияние на организм поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек). Также здесь Вас научат оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.
Программа обучения включает 8 структурированных занятий по 90 минут каждое:
– Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?
– Занятие 2. Здоровое питание. Что необходимо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?
– Занятие 3. Ожирение и артериальная гипертония.
– Занятие 4. Физическая активность и здоровье.
– Занятие 5. Курение и здоровье.
– Занятие 6. Стресс и здоровье.
– Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как повысить приверженность пациентов к лечению.
– Занятие 8. Заключительное занятие.
Во время обучения в Школе здоровья пациенты знакомятся с внешними и внутренними негативными условиями, которые оказывают повреждающее действие на организм. Пациенты обучаются правилам измерения артериального давления, узнают, какой уровень давления следует считать нормальным, составляют индивидуальный план действий по устранению факторов риска. Два занятия в Школе здоровья посвящены правилам здорового питания, каким должно быть питание здорового человека, объясняется влияние питания на уровень артериального давления. Для больных с повышенной массой тела определяются причины ожирения, разбираются основные принципы диетотерапии, приводятся различные типы диет. В Школе здоровья пациенты знакомятся с компонентами табачного дыма и их влиянием на индивидуальное здоровье. Проводится оценка типа курительного поведения, формируется негативное отношение к курению и мотивация к отказу от курения, разбираются современные методы лечения табакокурения. Под наблюдением опытного врача пациенты оценивают уровень своей тренированности, узнают, как повысить повседневную физическую активность, как построить программу тренирующих занятий, а также избежать осложнений при занятии физкультурой. В Школе здоровья пациенты учатся различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса, знакомятся с методами самооценки уровня стресса, узнают условия преодоления стрессовых реакций. На последнем занятии врач-кардиолог познакомит с общими принципами медикаментозной терапии, какие существуют современные лекарственные препараты с минимальными побочными эффектами, снижающие артериальное давление, учит оказывать первую доврачебную помощь при гипертоническом кризе.
Рекомендации по самостоятельному измерению артериального давления:
– За 30 минут до измерения не следует курить, пить крепкий кофе или чай;
– Измерения должны проводиться после 5 минутного отдыха, через 1-2 часа после приёма пищи;
– Во время измерения не следует активно двигаться и разговаривать;
При отсутствии сопутствующих заболеваний достаточно стандартных измерений сидя. Пожилым людям рекомендуется дополнительно измерять АД стоя и лёжа;
Руку для измерения АД необходимо расслабить и освободить от одежды;
Расположение руки должно быть такое, чтобы локтевой сгиб был примерно на уровне сердца;
Наложить манжету на плечо так, чтобы нижний его край был на 2 см или на 2 пальца выше локтевого сгиба;
При нарушениях ритма сердца желательно проводить несколько измерений в определённый промежуток времени (например, 4 измерения за 15 минут в состоянии покоя). Записывайте результаты измерения в дневник.
Идеальное, или оптимальное, артериальное давление, составляет 120/80 мм рт ст.
Нормальное артериальное давление составляет не более 130/85 мм рт ст.
«Мягкая» гипертония, скрытая или ее еще называют пограничное артериальное давление, составляет 130—139/85—89 мм рт ст.
Медикаментозное лечение артериальной гипертонии может назначить Вам только врач.
Источник
Организация Школ Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения
Министерство Здравоохранения Российской Федерации
Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава России
Всероссийское научное общество кардиологов
Координационный центр профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Минздрава России
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Департамента
организации и развития
медицинской помощи населению
_____________________________
профессор
« 2 » августа 2002 г.
Организация Школ Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения
Организационно – методическое письмо
Составители:
, академик РАМН
, д. м.н.
, д. м.н., профессор
, к. м.н.
, д. м.н.
, к. м.н.
, к. м.н.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 | Основание для разработки….……………………………………………. | 4 |
2 | определение……………………………………………………………………. | 4 |
3 | Цель Школы……………………………………………………………………. | 4 |
4 | Нормативная база…………………………………………………………… | 5 |
5 | ПОРЯДОК ОрганизациИ Школы………………………………………….. | 6 |
5.1. Условия организации работы Школ…………………………………………. | 6 | |
5.2. Целевая группа пациентов……………………………………………………. | 7 | |
5.3. Программа обучения пациентов……………………………………………… | 8 | |
5.3.1. Образец типовой программы обучения………………………………. | 9 | |
5.4. Персонал и организационные модели Школ……………………………….. | 12 | |
5.5. Помещение…………………………………………………………………….. | 12 | |
5.6. Оборудование…………………………………………………………….…… | 12 | |
5.7. Факторы успеха обучения в Школах Здоровья……..…………..….……… | 13 | |
5.8. Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в Школах Здоровья………………………………. | 14 | |
6 | Оценка Школ Здоровья (организации, объема, полноты, качества и эффективности обучения и профилактической помощи) ……………………… | 15 |
6.1. Оценка объема и полноты профилактической помощи…………………….. | 16 | |
6.2. Оценка качества медицинской профилактической помощи….……………… | 17 | |
6.2.1. Оценка организации Школ Здоровья……………………………….. | 20 | |
6.2.2. Оценка качества обучения в Школах Здоровья…………………….. | 22 | |
6.2.3. Оценка результата обучения в Школе Здоровья……………………. | 23 | |
7 | Рекомендуемая литература………………………………..……………. | 26 |
Приложения: | ||
Приложение 1: “Школа Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией”. Информационно-методическое пособие для врачей (172 стр.). Под редакцией академика РАМН Составители: д. м.н , к. м.н. , , д. м.н, профессор , , д. м.н, профессор (ГНИЦ ПМ Минздрава России, ВНОК, РКНПК Минздрава России, Московский областной кардиологический центр) | ||
Приложение 2: Программа и учебный план цикла тематического последипломного усовершенствования подготовки медицинских работников «Организация Школ Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранении» (72 часа) – 13 стр. Составители: академик РАМН , д. м.н , д. м.н, профессор (ГНИЦ ПМ Минздрава России, Московский областной кардиологический центр) | ||
Приложение 3: Дневник пациента с артериальной гипертонией (16 стр). Составители: академик РАМН , д. м.н , к. м.н. (ГНИЦ ПМ Минздрава России) |
1. основание для разработки.
Настоящее организационно-методическое письмо разработано в рамках реализации Федеральной целевой программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000.
Документ подготовлен в соответствии с пунктом 3 «Подготовка и издание для медицинских работников новых методических разработок, справочных и информационных материалов по профилактике, диагностике на ранней стадии артериальной гипертонии и лечению больных артериальной гипертонией» раздела 1 приложения 1 «Система мероприятий Федеральной целевой программы».
2. Определение
Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.
Школа Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией (далее Школа) – является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания – по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам с артериальной гипертонией (АГ) в первичном звене здравоохранения.
Медицинская профилактическая услуга – это мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость и направленных на профилактику заболевания, своевременное лечение, оздоровление.
3. Цель Школы
Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах,
Цель организации Школ – оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению, в частности пациентам с АГ:
· повышение информированности пациентов с АГ о заболевании и его факторах риска (ФР);
· повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
· формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
· формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;
· формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);
· формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.
Основные знания, умения и навыки пациентов после обучения в Школе.
После окончания обучения в школе пациенты должны знать:
– причины, симптомы повышения артериального давления и обострений заболеваний (кризов, преходящих нарушений мозгового кровообращения, стенокардии, инфаркта миокарда)
– факторы, определяющие риск развития осложнений заболеваний
– основы самоконтроля артериального давления
– средства доврачебной самопомощи при повышении артериального давления
– основы здорового питания, питания при АГ
– принципы диеты при ожирении
– влияние поведенческих факторов риска на здоровье
После окончания обучения в школе пациенты должны уметь:
– применять полученные знания для самоконтроля за состоянием здоровья,
– вести дневник пациента
– проводить самооценку и контроль за уровнем артериального давления т и факторами, влияющими на течение заболевания
– следовать назначениям врача, не заниматься самолечением
– применять средства доврачебной помощи и самопомощи
– контролировать вес тела
– контролировать основные факторы риска осложнений
– (для курящих) принимать решение бросить курить, уменьшить вред курения на собственное здоровье и здоровье окружающих
– контролировать уровень стресса, стрессовое поведение и отношение к нему
– использовать все возможное и зависящее от самого пациента для повышения приверженности к лечению, соблюдению рекомендаций врача, оздоровлению.
4. Нормативная база.
Школа Здоровья для пациентов с АГ включена в отраслевой классификатор (ОК) «Сложные и комплексные медицинские услуги» (СКМУ) 91500.09. (приказ Минздрава России № 000 от 01.01.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»), который разработан с учетом принципов, правил и требований:
· Государственной системы стандартизации РФ (ГОСТ Р 1.0-92 – ГОСТ Р 1.5-92);
· Решения Коллегии Минздрава России, Госкомитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Совета исполнительных директоров территориальных фондов обязательного медицинского страхования от 03.12.97 г. №14/43/6-11 «Об основных положениях стандартизации в здравоохранении»;
· Приказа Минздрава России и ФФОМС от 19.01.98 г. № 12/9 «Об организации работ по стандартизации в здравоохранении»;
· Приказа Минздрава России от 01.01.2001 г. № 000 «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок разработки, согласования, принятия, внедрения и введения нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении;
· Приказа Минздрава России от 01.01.2001 г. № 000 «О введении в действие отраслевого стандарта «Принципы и порядок построения классификаторов в здравоохранении. Общие положения».
При составлении ОК СКМУ использованы рекомендации экспертов ВОЗ по Международной классификации процедур в медицине (ICPM, 1978г.), резолюции ВОЗ 29.35, принятой Всемирной ассамблеей в 1976 г., МКБ-10.
В соответствии с ОК СКМУ Школа Здоровья для пациентов с АГ имеет шифр 04.015.01: 04 – медицинские услуги по профилактике;
015 –кардиология;
01 – вид услуги (Школа).
5. ПОРЯДОК ОрганизациИ Школы
5.1. Условия организации работы Школ.
Школы Здоровья организуются в перечисленных выше медицинских учреждениях (п.3).
Школа организуется приказом руководителя медицинского учреждения, в котором утверждаются ответственные лица за выполнение этой медицинской услуги, инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, статистические формы регистрации и учета, план и график работы закрепленного помещения для проведения занятий, перечень оборудования. Руководитель учреждения обеспечивает подготовку специалистов для выполнения этой работы, рассматривает возможности поощрения за работу, ее объем и качество.
5.2. Целевая группа пациентов
Пациенты с артериальной гипертонией, 1-3 степени, с низким, средним, высоким риском сердечно-сосудистых осложнений.
Группы пациентов для обучения в Школе, по возможности, формируются из пациентов, имеющих близкие уровни артериального давления, уровень риска. Пациенты с осложненным течением заболевания (инфаркт миокарда, мозговой инсульт в анамнезе и др.), не включаются в обучение по общей программе. Для таких пациентов Школы организуются по специальной программе реабилитации.
Пациенты направляются на занятия в Школе участковым врачом или через участкового врача специалистами любого профиля. Пациенту выдается направление на посещение школы заполненное по форме, утвержденной главным врачом (образец направления см. ниже).
Для пациентов с осложненным течением заболевания, очень высоким риском сердечно-сосудистых осложнений, программа обучения требует модификации.
В случае, если формирование группы пациентов для обучения и занятия в Школе проводит участковый (семейный) врач, он, зная своих пациентов, подбирает сходных по течению заболевания пациентов. Если обучение проводится командой врачей при координации со стороны специалиста кабинета медицинской профилактики, то при направлении на обучение для формирования групп сходных пациентов необходимо предварительное обследование (или выписка из амбулаторной карты), которое проводится лечащим врачом. Образец направления представлен ниже. Перечень процедур и результатов обследования должен быть содержать минимум медицинской информации, которая поможет при формировании пациентов в группы для обучения.
Примерный образец направления на обучение в Школе здоровья
(утверждается приказом главного врача учреждения)
Ф. И.О. пациента |
Пол |
Возраст |
Профессия |
Телефон |
Диагноз (из амбулаторной карты) |
Ф. И.О. врача |
Результаты обследования, дата |
АД (дата последнего измерения) |
Наличие АГ в анамнезе (сколько лет) |
Перенесенные заболевания: |
Инфаркт миокарда |
Мозговой инсульт |
Сопутствующие заболевания |
Сахарный диабет, с какого года |
Хроническая обструктивная болезнь легких |
Заболевания почек (уточнить) |
Другие заболевания (уточнить) |
Степень артериальной гипертонии |
Уровень суммарного риска |
Общий холестерин крови (дата) |
Холестерин ЛВП ( дата) |
Триглицериды (дата) |
Сахар крови натощак (дата) |
Данные ЭКГ (дата) |
Другие исследования (ЭХО-КГ и пр.) |
Школы здоровья для пациентов с артериальной гипертонией может проводиться в учреждениях первичной медико-санитарной помощи различными специалистами – участковыми или семейными (общей практики) врачами, врачами-кардиологами, с участием психологов (при их наличии), инструкторов ЛФК.
К проведению Школ могут быть привлечены кардиологические диспансеры, территориальные центры медицинской профилактики при наличии необходимых ресурсов.
Непосредственно в учреждении, где организуется Школа, организатором и инициатором должны быть специалисты кабинетов медицинской профилактики.
5.3. Программа обучения пациентов.
Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью по 90 минут каждое. Всего в цикл входит 8 занятий, из которых 7 являются обязательными для всех пациентов, 1 занятие («Курение и здоровье») направлено на курящих пациентов или их родственников.
Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.
Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Источник