План обучения пациентов в школе артериальной гипертонии

«_____»________________20___г.
№ п/п
Тема занятий
Дата проведения
Ответственное лицо
Январь
1
Знакомство с пациентами. Что такое артериальная гипертензия?
16.01.2019
Федоров М.В.
2
Факторы риска АГ и меры по их устранению
16.01.2019
Федоров М.В.
3
Классификация АГ, ее осложнения
23.01.2019
Федоров М.В.
4
Гипертонические кризы. Факторы, способствующие их развитию
23.01.2019
Федоров М.В.
5
Медикаментозное и немедикаментозное лечение АГ
30.01.2019
Федоров М.В.
Февраль
1
Знакомство с пациентами. Что такое артериальная гипертензия?
13.02.2019
Федоров М.В.
2
Факторы риска АГ и меры по их устранению
13.02.2019
Федоров М.В.
3
Классификация АГ, ее осложнения
20.02.2019
Федоров М.В.
4
Гипертонические кризы. Факторы, способствующие их развитию
20.02.2019
Федоров М.В.
5
Медикаментозное и немедикаментозное лечение АГ
27.02.2019
Федоров М.В.
март
1
Знакомство с пациентами. Что такое артериальная гипертензия?
20.03.2019
Федоров М.В.
2
Факторы риска АГ и меры по их устранению
20.03.2019
Федоров М.В.
3
Классификация АГ, ее осложнения
21.03.2019
Федоров М.В.
4
Гипертонические кризы. Факторы, способствующие их развитию
21.03.2019
Федоров М.В.
5
Медикаментозное и немедикаментозное лечение АГ
22.03.2019
Федоров М.В.
апрель
1
Знакомство с пациентами. Что такое артериальная гипертензия?
17.04.2019
Федоров М.В.
2
Факторы риска АГ и меры по их устранению
17.04.2019
Федоров М.В.
3
Классификация АГ, ее осложнения
18.04.2019
Федоров М.В.
4
Гипертонические кризы. Факторы, способствующие их развитию
18.04.2019
Федоров М.В.
5
Медикаментозное и немедикаментозное лечение АГ
19.04.2019
Федоров М.В.
май
1
Знакомство с пациентами. Что такое артериальная гипертензия?
15.05.2019
Федоров М.В.
2
Факторы риска АГ и меры по их устранению
15.05.2019
Федоров М.В.
3
Классификация АГ, ее осложнения
16.05.2019
Федоров М.В.
4
Гипертонические кризы. Факторы, способствующие их развитию
16.05.2019
Федоров М.В.
5
Медикаментозное и немедикаментозное лечение АГ
17.05.2019
Федоров М.В.
июнь
1
Знакомство с пациентами. Что такое артериальная гипертензия?
19.06.2019
Федоров М.В.
2
Факторы риска АГ и меры по их устранению
19.06.2019
Федоров М.В.
3
Классификация АГ, ее осложнения
20.06.2019
Федоров М.В.
4
Гипертонические кризы. Факторы, способствующие их развитию
20.06.2019
Федоров М.В.
5
Медикаментозное и немедикаментозное лечение АГ
21.06.2019
Федоров М.В.
август
1
Знакомство с пациентами. Что такое артериальная гипертензия?
13.08.2019
Федоров М.В.
2
Факторы риска АГ и меры по их устранению
13.08.2019
Федоров М.В.
3
Классификация АГ, ее осложнения
14.08.2019
Федоров М.В.
4
Гипертонические кризы. Факторы, способствующие их развитию
14.08.2019
Федоров М.В.
5
Медикаментозное и немедикаментозное лечение АГ
15.08.2019
Федоров М.В.
сентябрь
1
Знакомство с пациентами. Что такое артериальная гипертензия?
18.09.2019
Федоров М.В.
2
Факторы риска АГ и меры по их устранению
18.09.2019
Федоров М.В.
3
Классификация АГ, ее осложнения
19.09.2019
Федоров М.В.
4
Гипертонические кризы. Факторы, способствующие их развитию
19.09.2019
Федоров М.В.
5
Медикаментозное и немедикаментозное лечение АГ
20.09.2019
Федоров М.В.
октябрь
1
Знакомство с пациентами. Что такое артериальная гипертензия?
16.10.2019
Федоров М.В.
2
Факторы риска АГ и меры по их устранению
16.10.2019
Федоров М.В.
3
Классификация АГ, ее осложнения
17.10.2019
Федоров М.В.
4
Гипертонические кризы. Факторы, способствующие их развитию
17.10.2019
Федоров М.В.
5
Медикаментозное и немедикаментозное лечение АГ
18.10.2019
Федоров М.В.
ноябрь
1
Знакомство с пациентами. Что такое артериальная гипертензия?
20.11.2019
Федоров М.В.
2
Факторы риска АГ и меры по их устранению
20.11.2019
Федоров М.В.
3
Классификация АГ, ее осложнения
21.11.2019
Федоров М.В.
4
Гипертонические кризы. Факторы, способствующие их развитию
21.11.2019
Федоров М.В.
5
Медикаментозное и немедикаментозное лечение АГ
22.11.2019
Федоров М.В.
декабрь
1
Знакомство с пациентами. Что такое артериальная гипертензия?
18.12.2019
Федоров М.В.
2
Факторы риска АГ и меры по их устранению
18.12.2019
Федоров М.В.
3
Классификация АГ, ее осложнения
19.12.2019
Федоров М.В.
4
Гипертонические кризы. Факторы, способствующие их развитию
19.12.2019
Федоров М.В.
5
Медикаментозное и немедикаментозное лечение АГ
20.12.2019
Федоров М.В.
Источник
Знаете ли Вы, что:
–Каждый пятый взрослый имеет повышение артериального давления (АД).
–Только половина людей с повышенным АД знают об этом. Многие люди избегают посещения врача, тогда как единственный способ установления артериальной гипертонии – регулярное измерение АД.
– Только половина пациентов с повышенным АД получают должное лечение. Многие больные не знают, что хорошее самочувствие при повышенном АД – не причина для отказа от лечения, так как нелеченная гипертония – это «мина замедленного действия».
–Только половина больных реально соблюдает все рекомендации врача. Многие пациенты самовольно прекращают прием рекомендованных лекарств или уменьшают их дозировку, что нередко приводит к обострению болезни.
Артериальная гипертония – это на сегодняшний день одно из самых распространенных и наиболее грозных заболеваний, которое приводит к тяжелым осложнениям: инсульту, инфаркту миокарда, сердечной недостаточности, нарушению функции почек, а также ускоряет развитие атеросклероза и ишемической болезни сердца. В основе повышения АД, независимо от причины, лежат сложные нарушения регуляции аппарата кровообращения, проявляющиеся прежде всего увеличением тонуса артериальных сосудов. Как правило, процесс прогрессирования АГ многолетний, постепенный, в связи с чем организм больного «привыкает» к высокому АД, и АГ течет бессимптомно до тех пор, пока не возникает одно из осложнений. Вот почему АГ получила название «молчаливый убийца». Из-за отсутствия в течение долгого времени клинических проявлений заболевания многие больные относятся к нему несерьезно, не хотят признавать, что высокое АД представляет угрозу для их жизни, пренебрегают советами врачей о необходимости лекарственной терапии, способной снизить риск возникновения осложнений заболевания, увеличить продолжительность и качество жизни.
Что такое Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией?
Школа позволяет пациенту научиться самостоятельно, контролировать состояние своего здоровья, узнать, как снизить неблагоприятное влияние на организм поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек). Также здесь Вас научат оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.
Программа обучения включает 8 структурированных занятий по 90 минут каждое:
– Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?
– Занятие 2. Здоровое питание. Что необходимо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?
– Занятие 3. Ожирение и артериальная гипертония.
– Занятие 4. Физическая активность и здоровье.
– Занятие 5. Курение и здоровье.
– Занятие 6. Стресс и здоровье.
– Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как повысить приверженность пациентов к лечению.
– Занятие 8. Заключительное занятие.
Во время обучения в Школе здоровья пациенты знакомятся с внешними и внутренними негативными условиями, которые оказывают повреждающее действие на организм. Пациенты обучаются правилам измерения артериального давления, узнают, какой уровень давления следует считать нормальным, составляют индивидуальный план действий по устранению факторов риска. Два занятия в Школе здоровья посвящены правилам здорового питания, каким должно быть питание здорового человека, объясняется влияние питания на уровень артериального давления. Для больных с повышенной массой тела определяются причины ожирения, разбираются основные принципы диетотерапии, приводятся различные типы диет. В Школе здоровья пациенты знакомятся с компонентами табачного дыма и их влиянием на индивидуальное здоровье. Проводится оценка типа курительного поведения, формируется негативное отношение к курению и мотивация к отказу от курения, разбираются современные методы лечения табакокурения. Под наблюдением опытного врача пациенты оценивают уровень своей тренированности, узнают, как повысить повседневную физическую активность, как построить программу тренирующих занятий, а также избежать осложнений при занятии физкультурой. В Школе здоровья пациенты учатся различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса, знакомятся с методами самооценки уровня стресса, узнают условия преодоления стрессовых реакций. На последнем занятии врач-кардиолог познакомит с общими принципами медикаментозной терапии, какие существуют современные лекарственные препараты с минимальными побочными эффектами, снижающие артериальное давление, учит оказывать первую доврачебную помощь при гипертоническом кризе.
Рекомендации по самостоятельному измерению артериального давления:
– За 30 минут до измерения не следует курить, пить крепкий кофе или чай;
– Измерения должны проводиться после 5 минутного отдыха, через 1-2 часа после приёма пищи;
– Во время измерения не следует активно двигаться и разговаривать;
При отсутствии сопутствующих заболеваний достаточно стандартных измерений сидя. Пожилым людям рекомендуется дополнительно измерять АД стоя и лёжа;
Руку для измерения АД необходимо расслабить и освободить от одежды;
Расположение руки должно быть такое, чтобы локтевой сгиб был примерно на уровне сердца;
Наложить манжету на плечо так, чтобы нижний его край был на 2 см или на 2 пальца выше локтевого сгиба;
При нарушениях ритма сердца желательно проводить несколько измерений в определённый промежуток времени (например, 4 измерения за 15 минут в состоянии покоя). Записывайте результаты измерения в дневник.
Идеальное, или оптимальное, артериальное давление, составляет 120/80 мм рт ст.
Нормальное артериальное давление составляет не более 130/85 мм рт ст.
«Мягкая» гипертония, скрытая или ее еще называют пограничное артериальное давление, составляет 130—139/85—89 мм рт ст.
Медикаментозное лечение артериальной гипертонии может назначить Вам только врач.
Источник
Наименование школы | Время проведения | Место проведения | Ответственный |
Школа для пациентов с артериальной гипертензией | Вторник, четверг 13.00-14.00 | Актовый зал поликлиники № 1 | Врач –терапевт кабинета медицинской профилактики |
Кардиологическое отделение стационара | Врач-кардиолог отделения |
Положение
о «Школе артериальной гипертонии»
- Общие положения.
1.1. «Школа артериальной гипертонии» (в дальнейшем «Школа») организуется для проведения обучения населения, проживающего на территориальных участках БУ “Вторая городская больница” Минздрава Чувашии.
1.2. Школу возглавляет врач отделения общей врачебной практики, непосредственно работу проводит средний медицинский персонал в счет времени, выделенного на профилактические мероприятия.
1.3. Школа осуществляет свою деятельность на основании настоящего Положения, тематических планов занятии.
1.4. Занятия проводятся в кабинете медицинской профилактики
- Основные цели и задачи.
2.1. Получение больным представления о причинах и механизмах развития артериальной гипертензии, анатомии, физиологии сердечно-сосудистой системы.
2.2. Приобретение навыков измерения артериального давления и оценки своего состояния.
2.3. Мотивация пациентов на устранение факторов риска АГ (гиперхолестеринемия, избыточная масса тела, злоупотребление поваренной солью, хронический стресс, курение, алкоголь, гиподинамия).
2.4. Ознакомить пациентов с современными группами фармакологических препаратов, способами комбинирования групп лекарственных препаратов при тяжелом течении АГ.
2.5. Ведение дневника самоконтроля.
- Ожидаемые результаты.
3.1. Снижение количества больных с осложненными и тяжелыми формами артериальной гипертонии.
3.2. Улучшение качества жизни граждан и выработка у них правильного отношения к своей болезни и лечению.
- Организация занятий.
4.1. Занятия с приглашенными проводятся в соответствии с тематическими планами, утвержденными руководителями учреждениями.
4.2. Группа обучаемых формируется с учетом заболеваний, и возраста граждан.
4.3. Материал по обучению излагается доступным языком, сопровождается демонстрацией плакатов, раздачей памяток и т.п.
Занятия должны проводиться в форме индивидуальных и групповых
бесед с активным участием обучаемых.
4.4. К участию в проведении занятий могут быть привлечены специалисты из числа врачебного персонала и среднего звена (по решению руководителей групп).
Тематический план занятий
«Школы артериальной гипертонии»
№№ | Тема занятия |
1 | Что надо знать об артериальной гипертонии? |
2 | Что надо знать о питании при артериальной гипертонии? |
3 | Что надо знать о питании при ожирении |
4 | Что надо знать о физической активности |
5 | Курение и здоровье. Вред алкоголя |
6 | Стресс и здоровье |
7 | Медикаментозное лечение артериальной гипертонии |
Источник
Тематический план работы Школ здоровья |
Для больных артериальной гипертонией: 1. Цели лечения артериальной гипертонии 2. Что надо знать о питании при артериальной гипертонии 3. Что надо знать о питании при ожирении 4. Что надо знать о физической активности 5. Курение и здоровье 6. Стресс и здоровье 7. Медикаментозное лечение при артериальной гипертонии |
Бронхиальной астмой: 1. Что такое бронхиальная астма? 2. Пикфулометрия. Почему возникает приступ удушья? Аллергия и астма. 3. Неаллергические причины бронхиальной астмы. 4. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. 5. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме. 6. Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. 7. Лечение и профилактика вирусной инфекции. 8. Ночная астма. 9. Пищевая аллергия. Питание больного бронхиальной астмой. 10.Дыхательная гимнастика и физкультура для больных бронхиальной астмой. 11. Самомассаж лица, основы общего массажа, закаливание. 12. Как лечить обострение бронхиальной астмы. |
Больных язвенной болезнью: 1. Что такое язвенная болезнь? Течение язвенной болезни. 2. Диетотерапия. Питание при язвенной болезни. 3. Гигиенический режим – основа лечения. 4. Профилактика обострений язвенной болезни. 5. Повторение тематики. Вопросы и ответы. |
Школа больных сахарным диабетом 1 типаЗанятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»«Что такое – диабет?» Занятие 2 Тема: «Контроль обмена веществ» Школа больных сахарным диабетом 2 типаЗанятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»«Что такое – диабет?» Занятие 2. Тема: «Контроль обмена веществ» Занятие 3. Тема: «Осложнения сахарного диабета». |
Школа больных с сердечно-сосудистой недостаточностью (по профилактике инсультов): 1.Инсульт. Причина инсульта. 2.Питание пациентов, перенесших инсульт. 3.Физическая активность. Активный образ жизни. 4.Борьба с вредными привычками и укрепление здоровья. 5.Влияние стресса на здоровье. 6.Оказание первой помощи при инсультах. Профилактика осложнений. 7. Повторение тематики |
Планирования семьи в женской консультации 1. Модель консультирования «ПОМОГИ» 2. Возможные варианты контрацепции; 3. Экстренная контрацепция; 4. Прерванный половой акт; 5. Внутриматочные средства (ВМС). 6. Прогестиновые инъекционные контрацептивы. 7. Низкодозированные комбинирован-ные оральные контрацептивы (КОК). 8. Контрацепция после аборта. |
Школа родителей по воспитанию здорового ребенка: 1. Показатели нервно-психического состояния детей 1,2,3 года; 2. Особенности развития зрительно-моторной координации, тонкой моторики рук; 3. Особенности доречевого и речевого развития; 4. От погремушек до других игрушек; 5. Гимнастика для активных малышей; 6. Как сделать малышу массаж? |
Активного долголетия: 1. Принципы активного долголетия. 2. Как подготовиться к выходу на пенсию. 3. Основные принципы питания в по жилом возрасте. 4. Психическое здоровье пожилого человека. 5. Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого возраста. 6. Избыточная масса тела. Профилактика ожирения. |
Школы выздоравливающих: 1. Сущность заболевания; 2. Основные принципы лечения. 3. Профилактика обострений; (по профилю заболеваний) |
Школы «Здорового образа жизни» 1.Образ жизни и здоровье. 2.Частные вопросы медицинской профилактики. 3. Психическое здоровье и как его сохранить. 4. Мой дом – моя крепость. |
Школы здоровья для пациентов по профилактике и отказа от табакокурения: Занятие №1. Тема: «Что мы знаем о курении» Занятие №2. Тема: «Я готов бросить курить» Занятие №3. Тема: «Действия по предупреждению рецидива курения». |
Источник