План урока артериальное давление крови движение крови по сосудам

Тема урока: «Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс».

Цели урока:  образовательные:

а) формирование знаний:

  • формирования понятия о динамике движения крови; раскрыть причины ее движения;
  • анатомо-физиологическое понятие кровяного давления; определить, в каких кровеносной системы кровяное давление наибольшие, а где наименьшее; выяснить причины изменения кровяного давления и движения крови в различных отделах кровеносной системы; выяснить особенности движения крови по венам;
  • выяснить, что такое пульс; как по числу ударов пульса можно судить о работе сердца;
  • выяснить, зачем необходимо тренировать сердце;
  • выяснить регуляцию работы сердца и сосудов;
  • повторить, закрепить материал по теме предыдущего урока «Работа сердца»;
  • овладение способами деятельности в новых условиях.

б) формирование знаний:

  • проводить наблюдения за собственным организмом: подсчитывать пульс, измерять артериальное давление;
  • характеризовать причины движение крови по организму;
  • самостоятельно работать с текстом учебника по плану, предложенному учителем, рисунками, схемами, таблицами; дополнительными источниками информации, ресурсами интернета, справочной литературой;
  • выявлять, узнавать биологические объекты, процессы на таблицах, рисунках, давать им характеристику.

Развивающие:

 развитие внимания, мыслительных способностей учащихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация), логического мышления, памяти, подвижности нервной системы (реакция); умения делать выводы на основе сравнения; наблюдать биологические объекты, процессы, узнавать их на таблицах.

Воспитательные:

 привитие навыка самоконтроля; воспитание собранности, сосредоточенности; самостоятельного мышления; санитарно-гигиенических навыков; привычки к здоровому образу жизни, потребности к физическому совершенствованию, к систематическому занятию физкультурой и спортом для нормальной работы собственного организма.

Оборудование:

Таблицы с изображением сердца, кругов кровообращения, фаз сердечного цикла; прибор для измерения кровяного давления (тонометр), секундомер, модель «сердца человека», ноутбук, мультимедийный проектор, лазерный диск к учебнику, учебники, рабочие тетради к учебнику, экран, таблички с надписями врачей-специалистов.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний. Повторения материала прошлого урока. Проверка теоретических знаний, практических умений.
  3. Изучение нового материала:

а) теоретические вопросы;

б) выполнение лабораторных работ;

в) просмотр слайдов.

4.  Закрепление изученного материала.

     Выполнение заданий различного типа.

     Самопроверка.

  1. Домашние задание.
  2.  Подведение итогов урока:

а) что повторили, что изучили, что делали практически на уроке (что хорошо удалось, что не очень, почему);

б) рефлексия;

в) выставление оценок за урок;

г) рекомендации учащимся по изучению учебного материала дома.

                                                             Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель обращает внимание учащихся на план работы на уроке и настраивает на активную работу на всех этапах урока, т.к. учащиеся будут набирать баллы за задания и в конце урока будут всем выставлены оценки.

I. Повторение темы предыдущего урока «Работа сердца». Актуализация знаний учащихся. Выполнение ими заданий:

1) Вопрос. Что такое работа сердца?

2) В ходе просмотра слайда на экране «Работа сердца в различных условиях», учащиеся, наблюдая за работой сердца, отвечают на вопрос: Замедляется или усиливается работа сердца при заданных на слайде условиях:

— если раздражать блуждающий нерв.

— если пришел сигнал по симпатическим нервам.

— действие адреналина.

— действие ацетилхолина.

3). На слайде на экране изображены три фазы сердечного цикла. Надо узнать их и расставить цифры в соответствии.

Учащиеся доказывают, почему они поставили данную цифру к определенной фазе (т.е. делают характеристику фазе сердечного цикла).

 4). На слайде задание « Вставить пропущенные слова в текст».

 Дан набор слов, где есть лишние слова.

    5). На слайде даны тестовые задания с выбором одного правильного    ответа. Делается проверка.

    6). Вопрос. Как происходит регуляция работы сердца и сосудов.      (Монологическая речь). Ответ дает один из учащихся и показывает на таблице.

     7). Вопрос. Сердце-насос, который работает в течение всей жизни без     остановки. В чем секрет такой работоспособности сердца?

Решение проблемы. Фронтальный опрос.

Учитель подсчитывает баллы за ответы учащихся по этому этапу урока.

II. Изучение новой темы.

  1. Формулирование целей, задач урока.

Что должны «знать» и «уметь» учащиеся. Учитель с учащимися выстраивают план действий достижения целей урока.

  1. Учитель обращает внимание на то, что эта часть урока будет проходить в форме устного журнала.

Т.е. необходимо создать научно-учебный журнал по данной теме, где будут страницы с названиями (они записаны на доске):

1) Причины движения крови по сосудам.

2) Давление крови.

3) Пульс.

4) Скорость тока крови.

5) Движение крови по венам. Варикозное расширение вен.

6) Тренировка сердца.

7) Регулирование давления крови.

8) Нарушения артериального давления.

Учитель обращает внимание на то, что сегодня приглашены врачи, работающие в области кардиологии, ангиологии (изучают кровеносные сосуды), флебологи, по гигиене сердечной деятельности (врачи – некоторые учащиеся этого же класса). На столах таблички с названием врача-специалиста.

Учитель сообщает, что на страницах нашего журнала нужно поместить материал о строении, работе органов кровообращения, их гигиене, советы специалистов по сохранению здоровья, биологические задачи, проблемы, исследования, выводы лабораторных работ и т.д.

Учитель настраивает учащихся подойти с большой ответственностью к отбору материала и правильному его изложению. Он также напоминает, что нужно набирать баллы для итоговой оценки.

  1. Учитель зачитывает высказывание из книги по физиологии: «Кровь – «удивительная» ткань нашего организма. Однако, подвижность крови – важнейшее условие жизни нашего организма, как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существования человека без движения крови.
Читайте также:  Нормальное артериальное давление для детей 11 лет

Вопрос классу. На сколько обоснованно это утверждение?

Попытаемся это понять и доказать сегодня на уроке.

  1. Задание классу. Выберите из материала изученных на прошлых уроках тем по кровеносной системе нужную информацию, чтобы ответить на вопрос. Каковы причины движения крови по сосудам?

Учащиеся называют 5 причин и характеризуют их:

а) Сокращение самой сердечной мышцы. Способность к автоматизму.

б) Клапаны сердца.

в) Сокращение стенок кровеносных сосудов.

г) Разница давления крови в аорте и в капиллярах. Межпредметная связь с физикой.

д) В венах есть клапаны.

Формулирование вывода по заполнению первой страницы журнала.

  1. Вторая страница журнала. На экране слайд «Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Учащиеся внимательно прослушивают информацию. Учитель задает вопросы:
  1. Как называется прибор, которым измеряют давление крови? Что в него входит?
  2. Как правильно измерить кровяное давление? Учитель сам демонстрирует это на учащемся. Называет его давление.
  3. Что означают цифры 120X80?
  4. Что такое гипертония, гипотония? Чем это опасно? Какое давление нормальное?
  1. Третья страница журнала. На экране «Пульс».
  1. Учащиеся прослушивают информацию (что такое пульс; нормальный пульс; место прощупывания, зачем подсчитывают пульс).
  2. Выполнение учащимися лабораторной работы «Подсчет пульса в покое и при различных нагрузках».

Учащиеся подсчитывают пульс, сидя, стоя и после 10 приседаний, данные записывают в рабочую тетрадь на стр. 87.  Формулируют вывод о том, почему число ударов пульса возрастает.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что через 5 минут необходимо будет еще раз подсчитать пульс, сидя, чтобы понять как происходит саморегуляция у учащихся (быстро или медленно и от чего это зависит); показывает учащимся лист с цифрами в два ряда:

75 – 80 – 100

80 – 90 – 120

  Учащиеся сравнивают свои показатели с цифрами на листе, делают выводы. Верхняя строчка – это хорошо, человек занимается физической нагрузкой. Саморегуляция хорошая. Нижняя – плохо восстанавливается пульс. Человек нетренирован.

Вопрос классу. Как по количеству пульсовых ударов можно судить о работе сердца? Если пульс 100, 50, чем это плохо?

  1. Четвертая страница журнала «Скорость тока крови». Учащиеся прослушивают информацию учителя или самостоятельно отыскивают ответ, читая статью в учебнике». И отвечают на вопрос:

— Почему около сердца скорость движения крови большая, а в капиллярах маленькая.

  1. Пятая страница журнала «Движение крови по венам». На экране слайд:
  1. Учащиеся зачитывают информацию на слайде.
  2. Заслушивание сообщения учащегося – врача-специалиста (флеболога) о варикозном расширении вен в сопровождении показа схем, рисунков на слайде (на экране). Дополнительный материал из интернета.
  1. Шестая страница журнала «Тренировка сердца». Формулирование проблемы: почему у тренированного человека (спортсмена) после пробежки пульс незначительно отличается от нормы – 80, а у нетренированного человека после такой же пробежки 130 ударов в минуту?

Врач-специалист по гигиене сердечной деятельности (учащийся) рассказывает (используя рисунки на слайдах) чем отличается сердце тренированного и нетренированного человека и учащиеся формулируют вывод о том, что сердце нужно тренировать, т.е. заниматься физическими упражнениями. Что происходит с сердцем при тренировках (регулярных!).

  1.  Седьмая страница журнала «Регулирование давления крови». Прослушивание информации на слайдах (на экране). Работа с учебником. Поиск ответов на вопросы.
  1.  Восьмая страница журнала «Нарушения артериального давления». Учащиеся зачитывают причины нарушения на слайде (на экране) и их комментируют.

         Учитель подводит итоги этого этапа урока и ставит учащимся баллы.

III. Закрепление изученного материала.

Работа над заданиями:

  1. Из списка выбрать слова и вставить в пропуски в тексте (на слайде на экране);
  2. Выполнить тестовые задания (на слайде на экране);
  3. Выполнение тестовых заданий в рабочей тетради 1 – 12 (кроме 9 и 10) стр.87,88. Ответы на доске (закрыты таблицей). Учащиеся сами оценивают себя, считая правильные ответы, сверяя с доской, где написано сколько правильных ответов для оценки 5, 4, 3, 2.

IV. Домашнее задание. 

Стр.153 – 155 до статьи «Лимфатическая система и движение лимфы», вопросы стр.157. Учитель комментирует, на что обратить внимание, какие термины, определения, рисунки и т.д.

V. Итоги урока:

  1. Оценки за урок (по количеству набранных баллов и за тестовые задания с самопроверкой).
  2. Достигли ли поставленных целей, какими действиями, методами, т.е выполнили ли то, что запланировали? (Да, изучили теорию, научились практически вести наблюдения за собственным организмом.)
  3. Что повторили и как пригодилось для новой темы.
  4. Что делали на уроке. Какие приемы учебной деятельности использовали.
  5. Что узнали (теоретические вопросы и практические умения). Оценили свою работу, поставили оценки.
  6. Что больше всего запомнилось на уроке? Оформили страницы журнала…
  7. Потребуются ли знания темы в жизни, в практической деятельности, для сохранения своего здоровья?
  8. Что удивило на уроке?
  9. Что нужно, чтобы разрешить возникшую учебную проблему?
  10. Каким ты хочешь видеть следующий урок?

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

         Открытый урок по биологии

Читайте также:  Продукты для снижения артериального давления при беременности

Тема: «Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс»

                                8 класс

                     Учитель биологии

                                               МОБУ «Рождественская средняя

                                         общеобразовательная школа»

                                               Кузьменкова Ирина Николаевна,

высшая квалификационная категория

                                                               2014 г.

Источник

Урок 24

Тема урок: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

 Цели урока:

  • выяснить особенности и причины движения крови по сосудам, регуляции кровоснабжения.

Задачи урока:

  • обучающие: выяснить природу пульса и перераспределения крови в организме, зависящего от функционирования органов; связать изученный материал о работе сердца и кругах кровообращения с новой темой, выяснить причины движения и изменения скорости крови в сосудах, показать зависимость от интенсивности работы органов кровоснабжения;
  • развивающие:  продолжить формирование у учащихся логики экспериментального доказательства, развить умение работать в группе, делать выводы;
  • воспитательные: воспитание уважительного отношения к профессии физиолог, внимательного отношения к своему здоровью, понимания важности профилактики заболеваний.

Основные термины:

  • Артериальное давление (АД) – это давление которое оказывает кровь на стенки кровеносных сосудов (превышение давления над атмосферным жидкости в кровеносной системе).
  • Гипотония – это снижение артериального давления на 20% от исходных значений или ниже 60 мм ртутного столба среднего артериального давления.
  • Гипертония – это стойкое повышение артериального давления (выше 90 мм ртутного столба среднего АД).
  • Пульс – это толчкообразные колебания стенок артерий, которые связаны с сердечными циклами.

                                           Ход урока:

1.Проверка домашнего задания.

Дайте короткий ответ на вопросы:
1)    Из скольких слоев состоит стенка сердца? Назовите эти слои. (3. Наружный – соединительная ткань, средний – миокард -мышечный слой, внутренний -эпителиальная ткань).
2)    Какая камера сердца имеет самую мощную мышечную стенку? (Левый желудочек).
3)     Какие функции выполняет околосердечная мышца? (жидкость, которая находится в околосердечной сумке, снижает трение сердца).
4)    Под действием чего усиливается ритм работы сердца? (Симпатического нерва).
5)    Под действием чего замедляется ритм работы сердца? (Парасимпатического нерва).

2.Изучение нового материала.

Причины движения крови по сосудам.

Перед тем, как начать изучать движение крови по сосудам, необходимо определить, какие функции играет кровь  
 
слайд 2. Функции крови.
Давайте посмотрим, как кровь движется по сосудам:

Теперь перейдем к основной причине движения крови – работе сердца, создающей разность давления между концом и началом сосудистого русла. Как и любая другая жидкость, кровь движется из области более высокого давления в область более низкого давления. Наиболее высокое давление в нашем организме – в легочных артериях и аорте, а наиболее низкое – в легочных венах и верхней и нижней полых венах. Следовательно, можно сделать вывод, что кровь движется от артериальной системы сосудов к венозной. Таким образом, снижается давление крови постепенно, однако не равномерно (наиболее высоко оно в артериях, немного ниже – в капиллярах, еще ниже – в венах). Иными словами, на проталкивание крови через систему капилляров затрачивается много энергии, а кровоток испытывает при движении сопротивление, зависящее от вязкости крови и диаметра сосуда.
Другими причинами движения крови по сосудам являются:
•    Наличие клапанов в венах (отсутствие обратного кровотока).
•    Разное давление в сосудах в начале и конце пути, поддерживающее сокращение сердца. Чем дальше движется кровь, тем ниже давление. За счет разницы давления в сосудах кровь устремляется в область более низкого давления. Скорость кровотока в вене в 2 раза медленнее, чем в артерии, в капиллярах в 1000 раз медленнее.
•    Присасывающая сила при вдохе.
•    Сокращение скелетных мышц.
Чтобы закрепить знания, выскажите свои предположения: какое значение имеет медленно движение крови в капиллярах для организма? Вспомните функции крови и обратите внимание на то, что из крови капилляров в клетки успевают поступать необходимые вещества, удаляются вредные и происходит газообмен.
Знаете ли Вы, что такое инфаркт? Инфаркт – это омертвление органа вследствие недостатка кровоснабжения.

Видите, насколько важно правильное кровоснабжение?  

Артериальное давление.

Артериальное давление неодинаково, и чем дальше находится от сердца артериальный сосуд, тем меньше в нем давление. Артериальное давление знать необходимо, т.к. оно является очень важным показателем здоровья человека. Чтобы получать сравнимые результаты ученые решили измерять давление человека в плечевой артерии, выражая его в миллиметрах ртутного столба. Для измерения артериального давления используется манометр  
 
слайд 3 Измерение артериального давления с помощью манометра.
 Давление крови измеряется манометром. Прибор надевают на руку; давление в нём увеличивают примерно до 200 миллиметров ртутного столба. Затем из сфигмоманометра медленно выпускают воздух, непрерывно прослушивая пульс. Таким образом, последовательно находят сначала артериальное давление, а затем венозное.
Артериальное давление зависит от цикла сердечных сокращений. Когда из желудочков выталкивается кровь, давление в артериях максимально; перед открытием же полулунных клапанов – давление минимально. Минимальное давление называют нижним, а максимальное – верхним. Артериальное давление записывается в виде дроби (числитель является верхним давлением, а знаменатель – нижним). Например, если у человека записано АД=140/70, то у него верхнее давление составляет 140 мм ртутного столба, а нижнее – 70 мм ртутного столба. Кроме манометра давление измеряют тонометром.
Давайте рассмотрим более подробно, из чего состоит тонометр и как им пользоваться  
 
слайд 4.. Измерение артериального давления тонометром.
Чтобы измерить давление, наденьте манжетку тонометра на плечо, накачайте с помощью резиновой груши воздух в нее, приложите к месту сгиба локтя фонендоскоп (туда, где проходит плечевая артерия). Создайте в начале измерения давление в манжетке (это давление должно превышать верхнее давление крови в плечевой артерии). Вы не должны слышать в это время никаких звуков. Потом откройте винтовой клапан и выпустите воздух, прислушайтесь. Когда в фонендоскопе появятся пульсирующие звуки – это показатель верхнего давления. Когда же звуки исчезнут – Вы узнаете нижнее значение.
•    Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД?
•    Какие вам известны заболевания, связанные с нарушением АД?
•    Что Вы знаете о гипертонии и гипотонии?

Читайте также:  Почему при физической нагрузке падает артериальное давление

Пульс. После каждого сокращения сердца быстро распространяется пульсовая волна по сосудам (как от камня, брошенного в воду) – колебания стенок артерии. Это и называют пульсом.
В местах, где крупные артерии расположены близко к поверхности тела, пульс легко прощупывается. Виски, лучевая артерия, около запястья, артерия на шее. Пульсовые колебания гасятся в капиллярах  
 
слайд 5.. Прощупывание пульса на шее.
Пульс – ритмичное сокращение (колебания) стенок сосудов артерий.
 
слайд 6. Частота ударов пульса в минуту.
Обычно пульс в спокойном состоянии равен 60-80 ударов в минуту в зависимости от возраста. Используя секундомер, подсчитывают пульс в течение 15 секунд, и умножают на 4. Так мы узнаем пульс за минуту.
Если Вы посчитаете пульс в состоянии покоя, после физических упражнений и через 10 минут, то сможете сделать вывод, что пульс повышается при физической нагрузке, стрессе, болезни, через некоторое время восстанавливается.  У тренированных людей повышение небольшое, и восстановление показателей – быстрое.

Опыт А. Моссо. В конце XIXв итальянский физиолог Анджело Моссо (1846—1910) уравновесил спокойно лежащего человека на специальных, очень чувствительных весах, так, что обе половины туловища были строго параллельны полу   
 
слайд 7. Опыт А. Моссо.
Ученый предложил испытуемому  решить математическую задачу, затем попросил пошевелить пальцами ног.
1)    Когда этот человек начал решать умственные задачи, активизировалась активность головного мозга, кровь перераспределилась к голове, и она стала тяжелее, вес увеличился, весы потеряли равновесие.
2)    Затем физическая активность пальцев ног направила кровь к конечностям, т.е. другой работающий орган получил больше крови, чем покоящийся, это увеличило вес той части тела, и весы опустились вниз  в области ног.
Так ученый доказал, что прилив крови идет к работающему органу, он больше получает крови, чем покоящийся и, следовательно, повышается его жизнедеятельность. Значит, количество крови может перераспределяться.

Лабораторная работа. Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Р.Т. 95 (учебник стр. 117).

Выводы.

1.    К причинам движения крови относятся: работа сердца, разное давление в сосудах, сокращение скелетных мышц, наличие клапанов в вене и присасывающая сила при вдохе.
2.    Артериальное давление (АД) – это давление которое оказывает кровь на стенки кровеносных сосудов. Артериальное давление неодинаково, и чем дальше находится от сердца артериальный сосуд, тем меньше в нем давление.
3.    Для измерения артериального давления используют манометр.
4.    Пульс – это толчкообразные колебания стенок артерий, которые связаны с сердечными циклами.
5.    Легче всего пульс прощупывается на висках, лучевой артерии, артерии на шее и около запястья.
6.    пульс повышается при физической нагрузке, стрессе, болезни, через некоторое время восстанавливается.

3.Закрепление.

•    В каких сосудах скорость кровотока максимальна?
•    В каких сосудах скорость кровотока минимальна?
•    Что такое артериальное давление?
•    Что такое гипертония?
•    Что такое гипотония?
•    Какие существуют правила изменения пульса?

Р.Т.№ 93,94

Домашнее задание. 

1.    Измерьте артериальное давление у членов Вашей семьи. Сделайте выводы о наличии или отсутствии нарушений.
2.    Измерьте Ваш пульс в состоянии покоя, после физической нагрузки, во время умственной деятельности и т.д. Сделайте выводы.
3.    Решите задачу: Площадь поперечного сечения аорты в 500 раз меньше общей площади поперечного сечения капилляров. Какова суммарная площадь капилляров, если известно, что площадь аорты равна 10 кв. см.?
4.    Подготовьте сообщение о профилактике нарушений артериального давления.

П.23 вопросы на стр.120  Р.Т. 96

Источник