Положение о школе артериальной гипертонии

Положение о школе артериальной гипертонии thumbnail

1. Общие положения

1.1. Школа здоровья для больных артериальной гипертензией создается как структурное подразделение на базе амбулаторно-поликлинического учреждения.

В Школу для обучения направляются больные с артериальной гипертензией 1-3-й степени с низким, средним и высоким риском сердечно-сосудистых осложнений. Численность больных в группе должна быть не менее 8 и не более 30 человек.

1.2. Руководитель школы осуществляет руководство работой Школы, проводит отдельные занятия для больных с осложненным течением. Непосредственно занятия с основной группой больных проводит медицинская сестра, прошедшая специальное обучение.

1.3. Школа регистрируется в документах официальной учетно-отчетной медицинской документации.

1.4. Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности руководителю ЛПУ.

2. Основные задачи Школы

2.1. Повышение информированности больных с артериальной гипертонией о заболевании и факторах риска ее развития и осложнений.

2.2. Обучение больных артериальной гипертензией методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стресса).

2.3. Обучение больных методам самоконтроля артериального давления и самопомощи при обострениях и гипертонических кризах.

2.4. Формирование у больных ответственного отношения к своему здоровью, выполнению рекомендаций по лечению, повышение мотивации к оздоровлению и приверженности к лечению.

3. Основная деятельность Школы

3.1. Обучение больных с артериальной гипертензией по основным программам.

3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных с артериальной гипертензией, обучающихся в Школе.

3.3. Анализ эффективности обучения больных с артериальной гипертонией.

3.4. Взаимодействие со Школами в других ЛПУ и муниципальных образованиях, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.

4. Рекомендуемое оснащение Школы

4.1. Тонометры, фонендоскопы (несколько комплектов).

4.2. Весы медицинские.

4.3. Ростомер.

4.4. Таблицы для определения индекса массы тела.

4.5. Наглядные пособия, методические и обучающие материалы для больных.

4.6. Канцелярские товары и письменные принадлежности.

4.7. Дневник больного с артериальной гипертензией.

4.8. Журнал учета посещаемости.

4.9. Анкеты для оценки обучения.

Необходимым является активное вовлечение слушателей в процесс обучения путем выполнения домашнего задания, анализа дневника самоконтроля за неделю. Медицинской сестре нужно быть готовым ответить на вопросы обучающихся. Очень важно участие в “Школе” не только больных, но и их супругов, детей и др. родственников; так как одинаковые стереотипы поведения всех членов семьи, образа жизни, питания могут приводить к развитию и у них АГ и ИБС. Поэтому Школа здоровья для больных Артериальной гипертензией может стать методом не только вторичной, но и первичной профилактики ССЗ.

По завершении курса обучения каждый слушатель получает свидетельство об окончании, что является моральным поощрением. Эффективность работы школы во многом зависит от преподавателя, его индивидуального подхода к проведению занятий, оригинальных форм решения поставленных задач, практического опыта, авторитета у населения.

Вывод

Проанализировав данные литературных источников об этиологии, патогенезе, основных клинических проявлениях и осложнениях, можно сделать вывод о том, что ГБ является одним из серьезных сердечно-сосудистых заболеваний, нередко приводящей к инвалидизации и смерти пациента.

В связи с этим огромное значение приобретает сестринская

Глава 2. Сестринская деятельность при уходе за пациентами с артериальной гипертензией

Участие ме

Карта сестринского ухода.

ФИО: Никитина Елена Андреевна

Отделение: 5 терапевтическое палата: 507

Диагноз: Гипертоническая болезнь II стадии

Нарушенная потребность Проблемы пациента Цели (ожидаемый результат) Сестринские вмешательства Оценка результата
Зависимые Независимые
1. Трудиться и отдыхать Приоритетная
– головная боль
– повышение АД
– слабость
– головокружение
Действительная
– дефицит знаний о заболевании
 
Потенциальная
Риск развития осложнений
-инфаркт миокарда
-инсульт
-ИБС
-отёк лёгких
Краткосрочная
Головная боль уменьшится в течении двух часов.
 
Долгосрочная
-АД нормализуется
-пациентка будет знать о заболевании
-осложнений не будет
1. Постельный режим до снижения АД, после снижения АД палатный.
2. Диета №10.
3.Измерение АД 2-3 раза в день.
Методы диагностики:
1. ОАК
2. ОАМ
3. Биохимическое исследование крови
Инструментальные методы исследования:
1. ЭКГ
2.ЭХО-КГ
3.УЗИ сонных и бедренных артерий
4.Исследование глазного дна.
Провела беседу с пациенткой о заболевании, возможных осложнениях и мерах профилактики. Краткосрочная
Головная боль уменьшилась
 
Долгосрочная
Возникновения осложнений (инфаркт, инсульт, отёк лёгких, гипертонический криз) нет.
2. Пациентка отказывается регулярно принимать лекарственные препараты Будет регулярно принимать лекарственные препараты 1Атенолол 50 мг 1 раз в сутки.
2. Энап 5 мг в сутки.
4. Индопомид 1 раз утром по 2,5 мг.
5. Верапомил 40-80 мг 3-4 раза в сутки
1. Провела беседу с пациенткой о необходимости регулярного и правильного применения лекарственных препаратов.
2. Контролировала прием лекарственных препаратов пациенткой
Пациентка принимает регулярно лекарственные препараты.
3. Пациентка не знает, как измерять АД Будет измерять АД самостоятельно Лечение основного заболевания 1.Обучилапациентку измерять АД, вести дневник самоконтроля.
2.Контролировала измерение АД пациенткой
Пациентка может самостоятельно измерять АД, ведет дневник самоконтроля АД.
2. В питание и питье Действительная
-не знает принципов рационального питания
Краткосрочная
– Будет знать принципы рационального питания
1. Диета: стол № 10.
2. Консультация диетолога
 
1. Обучила принципам рационального и диетического питания при диете №10 Краткосрочная
– Знает принципы рационального адекватного и диетического питания.
Избыточная масса тела Масса тела будет снижаться на 2 кг в месяц до нормального значения индекса Кетле. Консультация диетолога 1.Провела беседу о правилах рационального и адекватного питания;
2. Научила пациентку определять кол-во калорий в съеденных продуктах, подсчитывать Дневную Квоту Килокалорий
3. Научила вести пищевой дневник;
4. Контролировала ежедневное взвешивание.
Вес пациентки снижается на 2 кг ежемесячно, взвешивается ежедневно
3. Во сне и отдыхе
 
 
Действительная
– бессонница из-за головных болей
Краткосрочная
– сон нормализуется в ближайшие две недели
1. Коринфар 1 таблетка под язык однократно
2. в/м дибазол 1 мг + папаверин 1 мг однократно
1. Успокоила пациентку
2.Проветривала палату 5 раз в сутки по 20 минут
3. Обеспечила пациентку теплым легким одеялом
4. Дополнительной подушкой
6.Обеспечила пациентке дневной сон
Краткосрочная
-сон нормализовался
4. В способности поддерживать безопасную окружающую среду Действительная
– затруднение при поддержании собственной безопасности из – за высокого АД, слабости, головной боли, головокружения
 
Потенциальная
– высокий риск падения при несоблюдении постельного режима
Краткосрочная
-АД нормализуется, головная боль уменьшится.
 
Долгосрочная
-риска падения не будет
1. Постельный режим до снижения АД.
2. Лечение основного заболевания.
1. Контролировала соблюдение постельного режима.
2. Оказывала помощь при ходьбе.
3. Попросила родственников принести удобную обувь, одежду.
Краткосрочная
-Ад нормализовалось
 
Долгосрочная
-риска падения нет
5. В движении Действительная
– затруднение при передвижении из-за высокого АД, слабости, головной боли, постельного режима.
 
Потенциальная
-высокий риск падения при не соблюдении постельного режима
Краткосрочная
– пациент сможет сам передвигаться в ближайшие две недели
Лечение основного заболевания 1. Контролировала соблюдение пациенткой постельного режима до снижения АД.
2. Оказывала помощь при приеме пищи и физиологических отправлениях
Краткосрочная
-пациент сам передвигается
6. В личной гигиене Действительная
– невозможность самостоятельно осуществлять личную гигиену из-за высокого АД, слабости, головной боли.
Краткосрочная
– пациент сможет сам
осуществлять личную гигиену в ближайшую неделю
Лечение основного заболевания 1. Помогала при осуществлении личной гигиены (мытье тела, волос, половых органов).
 
Краткосрочная
-пациент самостоятельно осуществляет личную гигиену
7. В дыхании Пациент не знает о вреде курения Будет знать о вреде курения Консультация нарколога 1. Провела беседу о вреде курения.
2. Дала памятку.
Пациент знает о вреде курения
8. В физиологических отправлениях Риск развития отеков Не будет развития отеков Диуретики (Индопомид 1 раз в день утром 2,5 мг). Провела беседу об ограничении жидкости до 1,5 литров и об ограничении соли до 6 г. Отеки не развиваются
9. В возможности общения Беспокойство и страх из-за заболевания Пациент не будет испытывать чувство страха и тревогу из-за заболевания Лечение основного заболевания Проводила психологические беседы с пациенткой. Пациентка не испытывает чувство страха и тревогу из-за заболевания.
Читайте также:  Водка при лечении гипертонии



Источник

Приложение N 1

к приказу

от 7 октября 2004 г. N 288

Положение
о школе здоровья для больных артериальной гипертензией (БСК)

1. Общие положения.

1.1. Школа здоровья для больных артериальной гипертензией (далее Школа) создается как структурное подразделение на базе амбулаторно-поликлинического учреждения.

В Школу для обучения направляются больные с артериальной гипертензией 1-3 степени с низким, средним и высоким риском сердечно-сосудистых осложнений, а также в сочетании с сердечной недостаточностью, ИБС (стенокардия, инфаркт миокарда в анамнезе). При формировании групп учитывается однородность больных по степени выраженности артериальной гипертонии. Больные с осложненным течением (инфаркт миокарда, инсульт и т.п.) занимаются отдельно. Численность больных в группе должна быть не менее 10 и не более 30 человек.

1.2. Руководитель школы – врач – терапевт (зав. терапевтическим отделением или другой врач по усмотрению администрации) – осуществляет руководство работой Школы, проводит отдельные занятия для больных с осложненным течением. Непосредственно занятия с основной группой больных проводит медицинская сестра, прошедшая специальное обучение.

1.3. Школа регистрируется в документах официальной учетно-отчетной медицинской документации и включена в отраслевой классификатор “Сложные и комплексные медицинские услуги”.

1.4. Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности руководителю ЛПУ. Данные по работе Школы включаются в годовой отчет, представляемый главному терапевту комитета по здравоохранению терапевтической службой в установленном порядке.

2. Основные задачи Школы.

2.1. Повышение информированности больных с артериальной гипертонией о заболевании и факторах риска ее развития и осложнений.

2.2. Обучение больных артериальной гипертензией и БСК методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стресса).

2.3. Обучение больных методам самоконтроля артериального давления и самопомощи при обострениях и гипертонических кризах.

Читайте также:  Головная боль при гипертонии длительность

2.4. Формирование у больных ответственного отношения к своему здоровью, выполнению рекомендаций по лечению, повышение мотивации к оздоровлению и приверженности к лечению.

3. Основная деятельность Школы.

3.1. Обучение больных с артериальной гипертензией по основным программам.

3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных с артериальной гипертензией, обучающихся в Школе.

3.3. Анализ эффективности обучения больных с артериальной гипертонией.

3.4. Взаимодействие со Школами в других ЛПУ и муниципальных образованиях, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.

4. Рекомендуемое оснащение Школы.

4.1. Методические материалы для врача.

4.2. Тонометры, фонендоскопы (несколько комплектов).

4.3. Весы медицинские.

4.4. Ростомер.

4.5. Таблицы для определения индекса массы тела.

4.6. Наглядные пособия, методические и обучающие материалы для больных.

4.7. Демонстрационная техника (оверхед).

4.8. Канцелярские товары и письменные принадлежности.

4.9. Дневник больного с артериальной гипертензией.

4.10. Журнал учета посещаемости.

4.11. Анкеты для оценки обучения.

Источник

Школы здоровья для больных с артериальной гипертонией

1. Общие положения

1.1. Школа здоровья для больных с артериальной гипертонией (далее – Школа) создается как структурное подразделение на базе амбулаторно-поликлинического, больничного, санаторно-курортного учреждения, кардиологического диспансера и центра медицинской профилактики.

1.2. В Школу для обучения направляются больные с артериальной гипертонией 1-3 степени, с низким, средним и высоким риском сердечно-сосудистых осложнений.

При формировании групп учитывается однородность больных по степени выраженности артериальной гипертонии. Больные с осложненным течением заболеваний (инфаркт миокарда, инсульт и др.) обучаются и наблюдаются по программе реабилитации.

1.3. Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности в отдел медицинской статистики учреждения, на базе которого она функционирует.

1.4. Школа регистрируется в документах официальной учетно-отчетной медицинской документации и включена в отраслевой классификатор “Сложные и комплексные медицинские услуги”.

2. Основные задачи Школы

– повышение информированности больных с артериальной гипертонией о заболевании и факторах риска ее развития и осложнений.

Читайте также:  Упражнения для избавления от гипертонии

– обучение больных с артериальной гипертонией методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стресса)

– обучение больных методам самоконтроля артериального давления и самопомощи, первой доврачебной помощи при обострениях и гипертонических кризах,

– формирование у больных с артериальной гипертонией ответственного отношения к здоровью,

– повышение мотивации у больных с артериальной гипертонией к оздоровлению и приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

3. Основная деятельность Школы

3.1 Обучение больных с артериальной гипертонией по типовым программам

3.2 Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных с артериальной гипертонией, обучающихся в Школе

3.3 Анализ эффективности обучения больных с артериальной гипертонией

3.4 Взаимодействие со всеми структурными подразделениями, на базе которых работает Школа

3.5 Взаимодействие со Школами для больных с артериальной гипертонией в других медицинских учреждениях, обмен опытом работы с целью ее совершенствования

4. Рекомендуемое оснащение Школы

4.1 Методические материалы для врача

4.2 Тонометры, фонендоскопы (несколько комплектов)

4.3 Весы

4.4 Ростомер

4.5 Таблицы для определения индекса массы тела

4.6 Наглядные пособия, методические и обучающие материалы для больных

4.7 Оборудование для демонстрации методического материала

4.8 Канцелярские товары и письменные принадлежности

4.9 Дневник больного с артериальной гипертонией

4.10 Журнал учета

Тематика занятий школы для больных артериальной гипертензией:

Занятие 1

Теоретическая часть: Сердечно-сосудистая система. Определение нормального и повышенного артериального давления. Ранняя выявление гипертонии – правильное и регулярное измерение артериального давления. Факторы риска – стресс, курение, излишний вес, неправильное питание, алкоголь, гиподинамия, повышенный уровень холестерина.

Практическая часть: Определение показателей артериального давления по методу Короткова.

Домашнее задание: Определение показателей артериального давления по методу Короткова.

Занятие 2

Теоретическая часть: Роль врача и пациента в лечении артериальной гипертензии. Осложнения артериальной гипертензии. Ранние признаки сердечной недостаточности, нарушения мозгового кровообращения, нарушения зрения, недостаточности функции почек. Профилактика развития осложнений артериальной гипертензии.

Практическая часть: Подсчет индекса массы тела.

Домашнее задание: Оформление дневника АД.

Занятие 3

Теоретическая часть: Профилактика развития артериальной гипертензии. Методы отказа от курения. Коррекция стрессовой ситуации. Принципы рационального питания и физической активности при повышении артериального давления.

Практическая часть: Разработка примерного меню на день для больного артериальной гипертензией.

Домашнее задание: Оформление пищевого дневника.

Занятие 4

Теоретическая часть: Препараты, используемые для лечения артериальной гипертензии и её осложнений. Действие гипотензивных препаратов, побочные эффекты.

Практическая часть: Анализ дневников (пищевого и АД) за 3 дня проведения школы.

Занятие 5

Теоретическая часть: Неотложная помощь при экстренных состояниях, обусловленных повышением артериального давления. Вызов бригады скорой помощи:

Практическая часть: Моделирование ситуации: гипертонический криз дома, на улице, на даче.

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ

Основные лечебно-оздоровительные мероприятия при диспансеризации:

· обучение навыкам здорового образа жизни, устранение факторов риска (обучение в школах);

· психотерапия;

· физиотерапия и ЛФК в отделении восстановительного лечения;

· трудовые рекомендации;

· продолжение медикаментозной АГТ в индивидуально подобранном режиме;

· санаторно-курортное лечение;

· оздоровление в санатории-профилактории.

Группы диспансерного наблюдения:

2 – ГБ 1 ст. без ограничения трудоспособности

3 – ГБ 2-3 ст. с ограничением трудоспособности

4 – больные, утратившие трудоспособность в связи с ГБ

5 – инвалиды, полностью нетрудоспособные из-за тяжелых органных осложнений

Частота диспансерных осмотров:

· ГБ 1 ст. – 1 раз в год

· ГБ 2 ст. – 2 раза в год

· ГБ 3 ст. – по мере необходимости, но не реже 2-3 раз в год

Диспансеризацию осуществляет терапевт. Кардиолог, офтальмолог, психоневролог осматривают больного не реже 1 раза в год, а эндокринолог и уролог – по показаниям.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник