Пониженное давление у бортпроводника

Ниже — рассказ Марии, бортпроводника со стажем более трёх тысяч полётов. Поскольку в авиакомпаниях действуют довольно строгие NDA в отношении этих рассказов, она не уверена, что может написать пост сама — без полугодовых согласований. И мы ещё чуть изменили детали, чтобы у неё точно не было проблем. На фото из Википедии, конечно, не она.
Ниже — рассказ Марии, бортпроводника со стажем более трёх тысяч полётов. Поскольку в авиакомпаниях действуют довольно строгие NDA в отношении этих рассказов, она не уверена, что может написать пост сама — без полугодовых согласований. И мы ещё чуть изменили детали, чтобы у неё точно не было проблем. На фото из Википедии, конечно, не она.
Вот вы, наверное, думаете, что работа бортпроводника — это улыбаться и разносить еду. Снаружи это так и выглядит. На деле мы ещё должны уметь оказывать первую помощь, сопровождать детей, обязательно работаем психологами и успокаиваем пассажиров, решаем все вопросы по загрузке дополнительного оборудования. Пилоты ведут самолёт, их задача — доставка. А мы делаем так, чтобы путешествие проходило максимально организованно и хорошо.
Как начинается рабочий день? Ну, обычно это короткий рейс туда-обратно. Поэтому просыпаюсь утром, часа в 3–4. Вылеты обычно рано, а мне надо быть в аэропорту за 2 часа до вылета железно. Плюс лучше уже быть там красивой, то есть с макияжем и причёской. Опаздывать нельзя ни в коем случае. Позвонить и сказать, что я чуть задержусь, — не вариант: дисциплина как у военных. Три опоздания хотя бы на минуту за всю карьеру — увольнение. Если заболела — надо предупреждать не по факту, а хотя бы за 4 часа до вылета. Если экстренные обстоятельства и не получается позвонить, что бы ни случилось, — либо ты идёшь на работу, либо берёшь больничный, либо это одно из трёх опозданий.
Прихожу в аэропорт, там надо пройти врача. Он обычно немного разговаривает (спрашивает дату полёта, измеряет пульс, смотрит в глаза, на цвет кожи и так далее) — в общем, убеждается, что со мной всё в порядке. Если я выгляжу хоть немного не так (устала, например, или не выспалась), он проводит более сложный осмотр на всех диагностических приборах, иногда доходит до экспресс-анализов крови. Врач может отстранить от рейса, и это случается чаще, чем обычно представляют.
Есть девушки, которые приводят себя в порядок в аэропорту: приезжают за 2 часа 15 минут, быстро проходят осмотр и минимум полчаса занимаются собой. Вообще, да, бортпроводник всегда должен выглядеть идеально хорошо, это часть требований. В смысле, что ухоженно и аккуратно. Мне не очень нравится готовиться в аэропорту, поэтому я делаю всё заранее дома или в отеле.
За час до вылета мы должны быть в самолёте. Бывают исключения, но обычно наше судно уже в аэропорту. Минимальный отрезок на земле в наших аэропортах около 40 минут (в других странах в иностранных авиакомпаниях может быть и 15 минут для малой авиации). Поэтому за 40 минут до вылета мы начинаем проверку аварийных систем. Проверяем аварийные выходы, например.
Потом начинается посадка. Мы встречаем, считаем людей, помогаем размещаться. Когда бортпроводник стоит на входе с руками за спиной, там счётчик, на него надо нажимать. Потом число щелчков на табло сравнивается с числом билетов. У меня случаев расхождений не было, но мы знаем, что они случаются. Однажды к подруге на борт пришла бабушка, которая летела другим рейсом. Бабушка рассказала: «Я вот вышла из аэропорта на посадку, а там очередь в автобус. И вообще он полный, люди на стекле лица плющат, милая. А там за ним другой автобус, почти свободный. Ну я туда и села». То есть оба рейса не должны взлетать: на одном судне пассажир лишний, на другом — не всех взяли на борт. Мне эта история очень помогает объяснять пассажирам, зачем мы проверяем талоны на входе в самолёт. Бывают ситуации, когда люди приходят не на тот самолёт и улетают не туда. И они далеко не единичные, потому что рейсов в мире огромное количество. В авиации лучше лишний раз убедиться, и это правило.
Как пассажиры зашли, осуществляется ряд процедур. Нам надо предложить прессу, детские наборы детям. На посадке часто бывают просьбы от пассажиров: кому-то воды принести. Дальше мы показываем аварийное оборудование — это пассажирский брифинг.
Потом готовим судно ко взлёту. Контролируем пристёгивание, кресла, шторки, столики — но вы и так всё знаете. Проверяем, что дети пристёгнуты тоже.
Потом надо сесть на станцию. Станция — это место, где сидит бортпроводник. Они бывают разные, в малой авиации даже рядом с пилотом, прямо в кабине. Но в обычных пассажирских лайнерах это места в салоне или на кухне. Сделаны так, чтобы можно было видеть пассажиров (то есть, где возможно, лицом к салону). Нет жёсткой анатомической спинки, как в обычных креслах, поэтому используются пятиточечные ремни. Сама станция занимает меньше места, чем обычное кресло, она складывается, нет подлокотников, опора меньше. Поэтому мы должны быть очень хорошо пристёгнуты. На станциях есть внутренние переговорные устройства, чтобы мы могли говорить между собой или с пилотами.
Дальше начинается сам полёт. В нём самое сложное — это работа с людьми в нестандартных условиях. Замкнутое пространство, пониженное давление, кислородное голодание — это всё влияет на человека. У нас есть теория с объяснениями, почему так происходит, но самое важное в том, что человек начинает себя вести не так, как в обычной жизни. Больше нервничает, иначе принимает решения, совсем по-другому реагирует на разные ситуации. Некоторые пассажиры становятся более раздражительными и агрессивными.
Работа стюардессы — это не только принести поднос, накормить, забрать мусор. Часто нужно посидеть, поулыбаться. Бывает, мы почти до самого взлёта сидим и держим пассажира за руку: для многих очень важен тактильный контакт. Если человек прямо панически боится летать, а лететь надо, с ним тяжелее всего. Всё ведь в голове сидит. Можно десять раз говорить, что летать безопасно, — если он решил, что ему страшно, то он и будет бояться. Был случай, когда девушка схватила за руку: «Я боюсь летать, сделайте что-нибудь». Я её отвела на кухню, налила ей чай, постаралась поговорить на отвлечённые темы. Она рассказала про работу, почему летает и куда. Ей хватило того, что я уверена, что я сказала: «Не переживайте, ничего не случится». Конечно, бояться продолжила, но уже меньше. С кем-то надо поговорить подольше. Иногда мы предлагаем лёгкие успокоительные средства из бортовой аптечки: бабушки валерьянку часто просят, капаем. Потом другие бабушки чувствуют этот запах и тоже просят. Тоже капаем. Кстати, сильнодействующих препаратов в современной бортовой аптечке нет, снотворного тоже нет. Но часто спрашивают.
Ещё во время полёта надо сопровождать детей. Дети от 5 до 12 лет могут лететь без сопровождения взрослых. Обычно родители привозят в аэропорт, там встречает сотрудник наземной службы, провожает до самолёта, там мы встречаем. После посадки передаём сотруднику наземных служб, в аэропорту он передаёт встречающему лицу, например, дедушке. В полёте детям надо помогать, провожать в туалет, если надо.
В аварийных ситуациях мы работаем спасателями, для этого тоже проходим подготовку, в том числе психологическую. Если что-то случится, мы внутренне, конечно, испугаемся, но вы этого не заметите. И мы ещё сохраним способность трезво мыслить. Скорее всего. Координируем действия с лётным экипажем, с пилотами.
В любой непонятной ситуации люди смотрят на бортпроводников и делают всё, что им скажут. Когда начинает сильно трясти, на нас очень по-особенному смотрят: или ждут указаний, или просто хотят убедиться, что мы по салону не бегаем. Видят, что мы спокойны, — тоже успокаиваются. Как только включается табло «застегните», можно не проговаривать, все пристёгиваются. Но мы говорим. Поэтому я уверена, что если что-то случится, то большинство людей среагируют правильно.
Был у меня один пассажир, который перепил и начал буянить. Вызвали полицию на земле, его увели.
За всю мою практику много лет подряд не было аварийных ситуаций. Только учения.
Нас готовят по всем возможным ситуациям. Каждый год обязательно освежить знания, пройти переподготовку. Потом анализ происшествий за год (если они случались). Обязательно сдаём экзамен по медицине. Медицина у нас — доврачебная помощь. То есть мы можем помочь с кровотечением из носа, можем принять роды на борту, можем, в крайнем случае, интубировать трахею (в самом крайнем), но не делаем никаких операций, конечно. Работаем по российским стандартам медицины катастроф — например, пару лет назад обновили протокол по непрямому массажу сердца: мы уже не наносим прекордиальный удар, но ещё делаем искусственное дыхание (в курсе первой помощи для гражданских лиц уже нет и его, нужно просто поддерживать пациента массажем — считается, что лучше дать одну простую методику, которую каждый сделает, чем учить сложной, которую человек не сможет исполнить или сделает с серьёзными ошибками: выживаемость лучше).
Если из-за медицинского случая командир воздушного судна (КВС) решает, что нам нужна вынужденная посадка, то кто-то постоянно следит за человеком (или делает ему массаж сердца до прихода наземной команды), кто-то другой связывается с землёй и получает указания. В аэропорту всегда есть врачебная служба терминала и бригада скорой помощи, которая сейчас на дежурстве и относится к этому аэропорту.
У меня был случай на рейсе в Нью-Йорк. Летел пожилой пассажир, старше 80 лет. Уже на посадке ему стало плохо, потерял сознание. На борту был врач, летел на конференцию, и двое американских полицейских. У них полицейские тоже проходят обязательный курс доврачебной помощи, и им тоже постоянно освежают знания. Если они не помогают в такой ситуации, их судят.
Врач почти сразу сам всё заметил и начал помогать. До прихода медиков пассажир был под присмотром, потом его забрали в терминал. Чем кончилось, не знаю, но врач уверенно говорил, что всё будет хорошо.
Во время полёта у меня несколько раз были случаи, когда человек терял сознание. У нас есть кислородные баллоны на борту, и в большинстве случаев они нас спасают. Первопричина обморока обычно недостаток кислорода и пониженное давление, которые вызывают у разных людей разную реакцию.
Потом посадка. Мы снова убеждаемся, что всё готово к посадке (столики, шторки, ремни), дальше готовим кухню: закрепляем оборудование, выключаем питание. Если горячие напитки были на рейсе и остались, их надо обязательно вылить.
Помогаем с высадкой.
Дальше, если это короткий рейс до 5 часов, он может быть вообще разворотный, то есть мы остаёмся на борту. Прилетели, постояли час, вернулись. Если дольше 5 часов, то дают отдых 24 часа, крайне редко — 12 часов. Есть «ночёвочные» рейсы: вечером можно улететь туда, ночевать там, утром вернуться в Москву. Потому что утром лететь лучше, чем ночью после разворота, — больше билетов.
Сразу после высадки всех пассажиров мы проверяем салон, чтобы ничего не осталось забытого, проходим формальности, сдаём оборудование для рейса. Если что-то осталось, передаём представителю авиакомпании, он ищет владельца — например, даёт объявление в аэропорту. В самолёте почти ничего не крадут: каждый сантиметр под камерами и преступника найти очень легко. У меня случаев не было.
После прилёта мы ещё где-то час на работе. Обычно я из диспетчерской выхожу через полтора часа.
Если мы выходим на землю, то у нас свои автобусы, которые возят экипаж. Есть своя диспетчерская, свой паспортный контроль, своя пограничная служба. С пассажирами мы не пересекаемся. В гостиницах у нас есть минимальные наборы — гели, мыло, шампунь, зубные щётки. В разворотные рейсы я ничего не беру с собой, только косметичку. В длинные — чемодан с гражданской одеждой и всем нужным.
Потом могут делать обеззараживание. Обеззараживание делают специальные службы — дезинсекция, дезинфекция. Летом раз в 2 недели, зимой раз в месяц. Но если вдруг мы во время полёта или на земле заметили, что по салону летает муха, то делаем запись в журнале. Потом сотрудники санитарной службы расследуют. Чаще всего проводят дополнительную обработку.
Есть ещё обработка перед полётом в определённые страны и обработка перед вылетом из этих стран.
Колясками и багажом занимаются наземные службы. Если на борту на носилках везут раненых или пациентов госпиталей для операции, то с ними особая процедура.
В отпуск я всё равно летаю. Но не в новые места, а в те, где была день и мне понравилось, где хотелось провести больше времени. Есть в планах посетить страны, куда не летаем, но они обычно далеко, а ещё один полёт ради этого брать не всегда хочется.
Почему стала бортпроводником? У меня родители летали. Романтично, прекрасно, мама брала с собой в командировки. Тогда они были другие. Сейчас частота рейсов увеличилась. Раньше было спокойнее: длинные вылеты были 2-3 раза в неделю, экипаж оставался на пару дней. Я с мамой летала и думала: «Как же здорово, а ещё тебе за это платят зарплату, кормят и заселяют!»
Оригинал статьи на Хабре (2018 год)
К лучшим публикациям Хабра за сутки
Источник
peter_st Старожил форума | 29.11.2010 11:17 |
В прошлом году проходил ВЛЭК, давление было 125/90, терапевт сказал “на пределе”, пропустил. Сейчас верхняя граница такая же, а нижняя к сотне подбирается.
Кто порекомендует, как нижнюю границу чуть понизить перед визитом к доктору?
Заранее благодарен.
Orion Старожил форума | 29.11.2010 11:28 |
ВАш терапевт прогнал. 140/90 еще норма. Пейте тенорик, или расслабляющие препараты. Все от нервов или почек.
kovs214 Старожил форума | 29.11.2010 11:42 |
Обратись к врачам на стороне. Нижнее к сотне не есть гут.
ЛК Старожил форума | 29.11.2010 11:56 |
peter_st:
Когда я обратился к врачу с таким же вопросом, то он выписал мне ENAM в таблетках по 10 mg. Бывают и других “размеров”. Для детей, например, – по 5 mg. В этом случае жуй их по две штуки. 🙂
SAM Старожил форума | 29.11.2010 12:16 |
Лучший выход – проконсультироваться с врачом. Причины могут быть разные, а лечить симптомы бессмысленно, болезнь только вглубь загонишь. Из личного опыта, в совё время назначали Ренитек, по 10 мг. Таблетки кусаются пополам, если надо уменьшить дозу. Жуётся утром натощак. Очень желательно при этом контролировать давление, чтобы не упало ниже плинтуса и регулировать дозой закидываемых колёс.
Менеджер Старожил форума | 29.11.2010 15:09 |
Попей мочегонное. И сходи к врачу на стороне, чтобы не бояться. Я уверен на 90 процентов, что у тебя реально меньше. Это все от нервов. Купи аппарат и дома измеряй. Еще совет, кое-кому помогает за 1-1.5 до этого дать нагрузку. Сначала повышается, а потом все в ажуре. Но не балуи с колесами без врача
UVVLL Старожил форума | 29.11.2010 15:14 |
peter_st Старожил форума | 30.11.2010 04:01 |
Спасибо за ответы.
Пока был военным пилотом – при любых проблемах искал консультации в гражданских поликлиниках. Уже больше десяти лет на пенсии, но авиацию не бросил, на иномарке туристов на курорты доставляю. Соответственно все консультации в военном госпитале как пенсионер. Участковый терапевт на мой вопрос по поводу давления 130/95, посмотрев еще кардиограмму, ответила – не надоедай, тебе можно хоть в космонавты (что еще летаю – я не признался). Докторов давно не боюсь. И аппарат дома есть, стабильно нижнюю границу рисует 95-100, верхняя не выше 130. Надоело уже на ВЛЭК приходить с поклонами, вот и обратился с советом – может кто имел такую проблему и справился.
ЛК Старожил форума | 30.11.2010 04:41 |
peter_st:
“… может кто имел такую проблему и справился.”
Не надо прятать голову в песок.
Всё. Приехали.
Когда врач выписал мне этот самый ENAM, то сказал, что пить мне его теперь придётся … пожизненно. 🙁
Он, очевидно, имел ввиду, в случае очередного увеличении давления. Я, конечно, “выпил” одну упаковку и … “завязал”. Не верю, что от каких-то дешёвых таблеток, сердце станет работать лучше … “нового”.
TU-154 Старожил форума | 30.11.2010 07:34 |
2 доктор лектор: А не подскажете ли, уважаемый светило, а вот ежели начать кровушку для донорских нужд сдавать, возможно ли предупреждение гипертонических “всплесков”? И еще вопрос. Как все-таки победить пресловутый эффект халата? Я как не приду к доктору, ниже 140-80не бывает. Они уже смеются, мол, опять этот пришел, дышать минут 5 сейчас будет. А дома 120-80, 130-70. Что делать?
TU-154 Старожил форума | 30.11.2010 07:34 |
2 доктор лектор: А не подскажете ли, уважаемый светило, а вот ежели начать кровушку для донорских нужд сдавать, возможно ли предупреждение гипертонических “всплесков”? И еще вопрос. Как все-таки победить пресловутый эффект халата? Я как не приду к доктору, ниже 140-80не бывает. Они уже смеются, мол, опять этот пришел, дышать минут 5 сейчас будет. А дома 120-80, 130-70. Что делать?
ЛК Старожил форума | 30.11.2010 08:09 |
TU-154:
“… Что делать?”
А … ничего не делать!
Тьфу на них! Ну, поставят они тебе диагноз, вроде … НЦД. И всё-ё-ё!
Да пусть они им … подавятся!
НЦД – это ж самый лучший диагноз в Мире!
DoctorLector Старожил форума | 30.11.2010 10:43 |
TU-154:
2 доктор лектор: А не подскажете ли, уважаемый светило, а вот ежели начать кровушку для донорских нужд сдавать, возможно ли предупреждение гипертонических “всплесков”? И еще вопрос. Как все-таки победить пресловутый эффект халата? Я как не приду к доктору, ниже 140-80не бывает. Они уже смеются, мол, опять этот пришел, дышать минут 5 сейчас будет. А дома 120-80, 130-70. Что делать?
За “уважаемый светило” спасибо, конечно, но, право, не стОит. Есть стать проф. донором с большой долей вероятностью через н-ко лет поимеете стойкую гипертензию, которую лечить будет очень проблемно (это личные 20-летние наблюдения).Гипертензия “белого халата” проблема существует и серьезная. У меня в части был молодой летчик, не пил, но, как приходил на предполетный – 160/80 шкалило постоянно. Тогда я его сажал на диван в кабинете и говорил, смотри, мол, как остальные проходят осмотр, и что ничего страшного здесь нет. Он вот так пару дней просмотрел эту процедуру, как другие летчики проходят предполетный (вт.ч., и его командиры)вживую, после чего все стало нормально, человек белого халата уже не боялся. Здесь универсального рецепта нет. Скорее, здесь врачи ВЛЭКа должны стать помошниками в такой ситуации, а не цепными псами. Я бы в такой ситуации, увидев у Вас повышенное АД, сказал, не волнуйтесь, погуляйте некоторое время, зайдите попозже, или посидите у меня в кабинете, посмотрите, как у других этот процесс происходит, что нет ничего страшного. Но это только в том случае, если у Вас действительно нет проблем с артериальной гипертензией.
SAM Старожил форума | 30.11.2010 10:52 |
пить мне его теперь придётся … пожизненно.
——–
Часто помогает изменение образа жизни. Отказ от курения, корректировка питания и веса, регулярные прогулки и пр. Но проще пить таблетки, по себе знаю )))))
DoctorLector Старожил форума | 30.11.2010 10:52 |
ЛК:
TU-154:
“… Что делать?”
А … ничего не делать!
Тьфу на них! Ну, поставят они тебе диагноз, вроде … НЦД. И всё-ё-ё!
Да пусть они им … подавятся!
НЦД – это ж самый лучший диагноз в Мире!
Ну, такая точка зрения тоже имеет право на существование. Лечение – дело добровольное.Мы никому ничего не назначаем, мы только рекомендуем. А по поводу”Тьфу на них!” – Бог Вам судья. Но, как говорит русская пословица: “не плюй в колодец…” и далее по тексту, надеюсь, продолжение знаете. Другой медицины и других врачей все равно нет, на одной планете живем. Обратитесь ведь все равно к нам, “пусть мы подавимся”.
DoctorLector Старожил форума | 30.11.2010 10:54 |
Пост 30/11/2010 [10:52:40] ЛК предназначен
John-Millimetron Старожил форума | 30.11.2010 10:57 |
У меня с училища 130-145/60-80, диагноз стоит “тразиторное повышение давления”, причина думаю в усиленных занятиях спортом и качалкой. Каждый влэк кручу педали. Этим летом в жару сбросил более 5 кг(норм 96-98) – доза еды упала почти до “0”. Результат – давление 120/70. Правда с похолоданием все опять встало на свои места. Тоже бывало пользовался энамом – считается самым легким препаратом для первой стадии гипертонии, давление стабилизировал, но чувствовался упадок сил и увеличение продолжительности сна с провалами во сне в небытие. Хорошо давление стабилизируется при беге на беговой дорожке с постепенно нарастающим каждые 500м на 0, 5м/с ритмом до скорости соответствующей вашим 130-140 уд/мин по 5-7 км (приблизительно час бега). На дорожке потому что не реально выполнить такие запланированные нагрузки на улице. Сразу после бега рекомендую 2 подхода по 40-50 приседаний. Как только я начинаю все это делать регулярно(а такая возможность бывает не всегда) 2 раза в неделю – давление приходит в норму, самочувствие становится +100%, на баб тянет – бульдозером не оттащишь)))
DoctorLector Старожил форума | 30.11.2010 11:03 |
2 John-Millimetron:
Вполне здравый и разумный подход к своему здоровью, кроме энама.
тетерев Старожил форума | 30.11.2010 11:55 |
НЦД – это просто диагноз.Самый лучший диагноз в мире это нейросенсорная тугоухость на 2уха, могу поспорить.
Ballu Старожил форума | 30.11.2010 13:29 |
тетерев:
НЦД – это просто диагноз.Самый лучший диагноз в мире это нейросенсорная тугоухость на 2уха, могу поспорить
А-А-А???Что сказали, доктор?По-громче!Плиз!!))))))
TU-154 Старожил форума | 30.11.2010 13:44 |
2 доктор лектор: Ну вообще, у меня наверно есть предрасположенность-дед был с гипертонией, хотя умер не от этого. А у меня в подростковом возрасте бывало вот что. Я тогда спортом активно занимался. И штанга и бег и плавание. И, бывало, в школе на занятиях, строго в первой половине дня появлялись мушки на периферии глаз, а через час начинала болеть голова. Я дома ложился и часик-другой спал. Потом нормально. Так повторялось 2-3 раза с интервалом где-то в 6месяцев. После чего решил обследоваться-в летное как-никак готовился. Ничего не нашли, сошлись на подростковых гормональных всплесках. Потом это исчезло. Но, знаете, пару раз замечал за собой подобные вещи, при систематических недосыпах и перед сменой погоды. Не курю, спиртное-в праздники. Поэтому и решил посоветоваться с Вами. Экг-норма, почки-без отклонений. Занимаюсь спортом.
Василий Прутков Старожил форума | 30.11.2010 16:25 |
Такая же фигня началась и у меня в сорок лет. Сначала 120/90, потом 120/95, 130/100. Начал применять народные средства, заваривал боярышник, легкая банька, бассейн три-четыре раза в неделю с применением контрастного душа, бег , легкие физические упражнения ничего не помогало. Обратился к эскулапам, назначили лекарства Энап или Энам точно не помню. Незначительное снижение произошло, но начал кашлять противным сухим кашлем. Назначили Арифон Ретард, тоже для снижения «нижнего» давления, жрал колеса месяца три , результатов-0. На ВЛЭКе повесили диагноз «Гипертония первой степени, первой стадии (хотя знающие специалисты в медицине сказали, что щас все степени отменили). Лекарства пить перестал, давление так и держится 120-130 на 95-100. Сделал вывод, чему быть того не миновать( у матери тоже повышенное давление). Правда светила авиационной медицины доктор Ашкинази обещал подобрать лекарство, но болеет уже более двух месяцев, выздоровит, может поможет. А сейчас вожу с собой ксерокопию страницы мед. книжки где записан диагноз, проблем пока не было.
ДоктОр Старожил форума | 30.11.2010 16:31 |
ВАш терапевт прогнал. 140/90 еще норма.
Давление 140/90, дважды в течение года зафиксированное у пациента = диагноз “Артериальная гипертония”.
peter_st Старожил форума | 30.11.2010 20:46 |
ВАш терапевт прогнал. 140/90 еще норма.
А 130/100?
Источник