Практическая работа артериальное давление

Практическая работа артериальное давление thumbnail

Лабораторная работа.

«Измерение кровяного давления»

Цель: отработать методику измерения артериального давления.

Оборудование: тонометр, фонендоскоп.

Ход работы.

Справочная информация

Правила измерения артериального давления

Измерение артериального давления проводится при помощи специального прибора – сфигмоманометра, или как его еще называют, тонометра. Он состоит непосредственно из сфигмоманометра, который служит для сжимания плечевой артерии и регистрации уровня давления, и фонендоскопа, которым выслушивают тоны пульсации артерии.

Для того, чтобы измерить АД, необходимо обернуть манжетку тонометра вокруг плеча больного (то есть выше локтя на пару сантиметров). Далее к области локтевой ямки, немного изнутри прикладывается головка фонендоскопа. После этого грушей накачивается воздух в манжетку. Тем самым сживается плечевая артерия. Обычно достаточно довести давление в манжете до 160 – 180 мм рт. ст., но бывает необходимо поднять уровень давления и выше, если давление измеряется у больного, страдающего гипертонией.

Дойдя до определенного уровня АД, воздух из манжетки начинают постепенно спускать с помощью вентиля. При этом слушают тоны пульсации плечевой артерии. Как только в фонендоскопе появляются биения пульсации артерии, этот уровень АД считается верхним (систолическое АД). Далее воздух продолжают спускать, и тоны постепенно ослабевают. Как только пульсация перестала слышаться, этот уровень АД считается нижним (диастолическим).

Кроме того, можно измерять давление и без фонендоскопа. Вместо этого уровень АД отмечается по появлению и исчезновению пульса на запястье. На сегодняшний день существуют и электронные аппараты для измерения артериального давления.

Иногда приходится измерять АД на обеих руках, так как оно может быть разным. Измерение давления следует проводить в спокойной обстановке, больной должен при этом спокойно сидеть.

На показатель артериального давления влияют различные факторы, поэтому очень важно выработать стандартные условия для измерения давления. Итак, измерять артериальное давление следует минимум за час до еды, физических нагрузок, курения или кофе. Наше артериальное давление регулируется нервной системой и гормональными механизмами. В течение дня давление может значительно меняться. Обычно во время сна оно более низкое, а во время бодрствования или стресса – повышается. Эмоциональное состояние также сильно влияет на артериальное давление. Эмоции приводят к выбросу в кровь гормона стресса – адреналина, который вырабатывается надпочечниками. В результате сердце бьется сильнее и чаще, и давление в сосудах повышается. Кроме того, на величину давления влияет и другой гормон надпочечников – кортизол. Этот гормон, в отличие от адреналина, является «антистрессорным», но и он также влияет на уровень артериального давления.

Могут ли показатели артериального давления быть разными при измерении на разных руках

Да, может, небольшая разница в несколько мм рт. ст. может иметь место, и это не так важно с клинической точки зрения. Артериальное давление выражают в двух числах систолическим и диастолическим давлением. Первое из них показывает силу, с которой сердце прогоняет кровь из левого желудочка в сосуды, а второе указывает на тонус сосудов, который характерен для них в диастоле сердца (моменте, когда сердце не сокращается). Обычно разница между давлением на левой и правой руке может составлять 5 мм рт. ст. и это считается нормой. Однако разница между систолическим давлением на 20 мм рт. ст или диастолического на 10 мм рт. ст. говорит о том, что имеет место сужение артерии, которая идет к левой или правой руке. Для того, чтобы определить разницу давления на левой и правой руке врач может провести измерение АД несколько раз на каждой руке. Кроме того, можно провести измерение на обеих руках одновременно. На показатель артериального давления влияют различные факторы, поэтому очень важно выработать стандартные условия для измерения давления. Итак, измерять артериальное давление следует минимум за час до еды, физических нагрузок, курения или кофе.

Изолированное повышение систолического давления

Систолическое давление – это верхнее давление, и оно отражает работу сердца. Верхний предел систолического давления обычно доходит до 140 мм рт. ст. При изолированном повышении систолического давления уровень верхнего давления отмечается выше 140 мм рт. ст., но при этом диастолические давление (нижнее) бывает меньше 90 мм рт. ст. Такая патология характерна для пожилых людей. При этом отмечается увеличение т.н. пульсового давления. Пульсовое давление – это разница между систолическим и диастолическим АД. В норме оно колеблется от 40 до 50 мм рт. ст.

В настоящее время повышение пульсового давления считается предвестником значительных нарушений в организме. Повышенное пульсовое давление указывает на увеличение в 2 – 4 раза риска появления в будущем расширения сердца, инфаркта миокарда и инсульта, а также смертности от этих заболеваний. Клинические исследования показывают, что снижение пульсового давления хотя бы на 20 мм рт. ст. до уровня ниже 160 мм рт. ст. способно снизить этот риск.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) и показатели артериального давления являются очень важными физиологическими показателями здоровья человека. Они могут изменяться при переходе организма от состояния покоя к подвижной – динамической работе. В норме пульс взрослого человека 60 – 80 ударов в минуту, артериальное давление крови имеет два показателя: систолическое давление измеряется в момент систолы – сокращения сердца, диастолическое давление измеряется в момент диастолы – расслабления сердца.

Нормальное систолическое давление 110 – 120 мм. рт. ст.,

а диастолическое 70 – 80 мм рт. ст., т.е. 110 / 70 или 120 / 80 мм рт. ст.

Читайте также:  Что делать для повышения артериального давления

АД систолическое =1,7 х возраст + 83, АД диастолическое = 1,6 х возраст + 42

Возраст мальчики девочки

11-12 10360 9460

13-14 10861 10662

Разница (пульсовое давление) должна быть примерно 45(АД систолическое- АД диастолическое )

Практические действия.

1.Используя медицинский тонометр и фонендоскоп, измерьте свои показатели артериального давления в состоянии покоя. Результаты фиксируйте

АД систолическое = АД диастолическое =

Пульсовое давление=

Оценка результатов

Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице. Сделайте вывод .

Ответьте на вопросы:

Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление?

В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему?

Подумайте ( найдите в дополнительной литературе), как изменяется давление, эластичность сосудов ( а значит скорость кровотока в них) с возрастом. Выпишите свои предположения, какими способами можно сохранить нормальное давление с возрастом, можно ли тренировать сердечную мышцу так же, как люди тренируют скелетные мышцы.

Источник

Конспект занятия развивающего характера элективного курса по современной физике.

Тема: Определение и измерение артериального давления.

Тип урока: урок по Дальтон – технологии

Вид урока: лабораторный практикум

Цель работы:

1)дать представление об устройстве и правилах работы с простейшими медицинскими приборами для измерения давления; изучить физическую сущность работы приборов; научить измерять давления человека разными аппаратами; проводить мониторинг и анализ полученных результатов.

2) научиться самостоятельно измерять артериальное давление.

Интеграция: медицина, физика, история, рисование.

Оборудование: механический и электронный тонометры, фонендоскоп.

Оснащение: литература из школьной библиотеки, карточки с заданиями, листы, ножницы, фломастеры, цветные карандаши, скотч, проволока, ткань.

План урока.

I.Орг. момент

2 мин.

II. Формулировка темы. Постановка учебной задачи

10 мин.

III. Основной этап. Выполнение заданий.

45 мин.

IV. Выступление групп. Оценка групп. Комментарии.

30 мин.

V. Подведение итогов

5 мин.

ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Формулировка темы. Постановка учебной задачи

Начнем мы наш урок с такого анекдота:

Урок по медицине

Учительница на уроке рассказывает детям о медицине и в конце урока дает детям задание принести на следующий урок какой-нибудь предмет, относящийся к медицине. На следующий урок Вовочка приходит с большой сумкой. Всем очень интересно, что же там лежит. Наконец, Вовочка открывает сумку и достает оттуда какой-то аппарат. Всем, конечно, интересно, что это такое.
– Это аппарат искусственное легкое, – говорит Вовочка.
– А где ты его взял? – спрашивает учительница. – У дедушки.
– А что дедушка тебе сказал?
Вовочка (хриплым, сдавленным голосом):
– Отдай, сволочь. ..

Как вы поняли, наше задание будет каким-то образом связано с медициной. При этом наше оно будет практическим.

Девиз сегодняшнего урока: Выбирай, кого хочешь, Спрашивай кого хочешь, но за выполнение задания будешь отвечать сам. (Надпись на доске цветными мелками)

На доске находятся задания. Каждая команда выбирает себе задание. Для работы вы можете взять листы, ножницы, фломастеры, цветные карандаши и попросить у учителя все, что вам понадобится. У каждой группы на парте лежат:
1. Памятка «Как работать на сегодняшнем уроке». Прочитайте ее и следуйте ей.
Памятка для учащихся:
• Получив задание по теме, распределите его в группе.
• Вчитайся в задание и определи его цель.
• Береги время.
• Консультируйся с учителем, используй взаимное с товарищами репетиторство. Спрашивай у других, объясняй сам.
• Используй библиотеку, работай со справочниками, проведи анализ текста.
• Подготовься к выступлению и выступи.

2.Карточки с вопросами на тему сегодняшнего задания и задания на карточках.

На каждой карточке по 1 вопросу (всего 3 карточки).

    1. Что может подниматься вверх и вниз и являться одновременно характеристикой общего состояния вен, капилляров, артерий, а также их тонуса и физической величиной?

    2. Какой используют медицинский прибор, применяемый для выслушивания тонов сердца, дыхательных шумов и др. звуков, возникающих в организме, который с греческого имеет такие корни phoneзвук, endonвнутриископ?

hello_html_29f58cc.jpg

    1. Попробуйте написать название урока и описать, что вы будете делать.

III. Основная часть урока. Выполнение заданий.

(Групповая работа)

Карточки с заданиями:

Карточка с заданием №1. У вас есть картинка с измерением давления. В 1905 году русский врач, участник русско-японской войны, Николай Сергеевич Коротков, предложил способ измерения давления человека с помощью манометра и фонендоскопа (механического тонометра) по появлению и исчезновению звуков ударов в фонендоскопе и с тех пор слышимые в фонендоскопе удары называются во всем мире «звуками Короткова». Придумайте и попытайтесь понять, что это за звуки и как объяснили природу этих звуков.hello_html_m3d381a93.jpg

(Как известно, кровь движется по артерии под действием сокращений сердца. Изменение давления крови, вызываемое сокращением сердца, распространяется по стенкам артерии в виде пульсовой волны.

Значение давления в «гребне» волны (при сокращении сердца) — это и есть «верхнее» давление крови, а во «впадине» (при расслаблении сердца) — «нижнее». Сначала врач накачивает воздух в манжету до давления, превышающего «верхнее» кровяное давление. При этом артерия под манжетой сплющена в течение всего цикла сердечных сокращений. Затем воздух постепенно выпускают из манжеты и, когда давление в ней становится равно «верхнему» давлению крови, артерия хлопком расправляется и пульсации крови, вызываемые сокращениями сердца, приводят в колебание окружающие ткани на поверхности руки. При этом врач слышит звук и отмечает значение «верхнего» давления крови. При дальнейшем понижении давления в манжете, каждый раз, когда оно будет совпадать с давлением крови, в фонендоскопе будут слышны звуки. Но после того, как давление воздуха в манжете достигнет «нижнего» значения кровяного давления, артерия окончательно расправляется и звуки исчезают. Поэтому врач регистрирует «нижнее» значение давления крови по последнему удару. Вот таким образом механики объяснили, что звуки Короткова прослушиваются только тогда, когда давление воздуха в манжете меняется от «верхнего» до «нижнего» значений давления крови.)

Читайте также:  Нормальное артериальное давление и пульс у человека в

Карточка с заданием № 2. Сделайте по инструкции все шаги и запишите какое давление у девочек и мальчиков в вашей группе, запишите и сравните ваши значения с эталонными.

Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150-170 мм ртутного столба. Затем, медленно выпускает воздух из манжетки и прослушивает тоны. В момент первого звукового сигнала на шкале появляется величина систолического давления. Экспериментатор записывает величину давления. Постепенно сигнал будет затихать и наступит затишье, экспериментатор фиксирует эту величину. Для получения более точных результатов следует повторить измерения несколько раз.

Артериальное давление (норма)

Возраст Мальчики (юноши) Девочки (девушки)

7-8 88/52 87/52

9-10 91/54 89/53

11-12 103/60 94/60

13-14 108/61 106/62

15 112/66 111/67

16 113/70 111/68

17 114/71 112/69

18 116/72 113/71

Карточка с заданием №3.

Используя бумагу, проволоку, ткань, клей, фломастеры, ножницы, изобретите и сконструируйте с помощью бумаги тонометр и фонендоскоп.

hello_html_m67571209.jpghello_html_7a38448b.jpg

Карточка с заданием№4.

При резком скачке давления или резком падении давления, какие меры скорой помощи вы примите? Как вы поймете, что это именно проблемы с давлением? (Покажите на товарище или зарисуйте)

Карточка с заданием №5.

Придумайте историю, рассказ или сказку с иллюстрациями по теме: «Что произойдет, если бы не было кровеносного давления?» или «Невероятные способы измерения давления» или «Невероятные путешествия крови по артерии в виде пульсовой волн» . Используйте основные медицинские и биологические термины.

IV. Выступление групп. Оценка групп. Комментарии.

V. Подведение итогов.

Источник

1. Измерение артериального давления по методу Короткова.Цель работы: научиться измерять артериальное давление с помощью тонометра.

Ход работы. МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ, утвержденная Американской Ассоциацией Сердца в 1993 г.

Усадите пациента в тихом спокойном месте (в положении ноги на полу, откинувшись на спинку стула) с оголенной рукой, покоящейся на обычном столе или другой опоре так, чтобы середина верхней части руки находилась на уровне сердца. Нащупайте плечевую артерию и наложите манжету таким образом, чтобы середина камеры находилась над местом пульсации, затем оберните и плотно зафиксируйте манжету вокруг оголенного плеча пациента. Избегайте закручивания рукава, если он образует тугую повязку вокруг плеча. Свободное наложение манжеты приводит к переоценке давления. Нижний край манжеты должен быть на 1-2 см выше локтевой ямки, где должна находиться головка стетоскопа.

Разместите манометр так, чтобы центр столбика ртути или шкала анероида находился на уровне глаз и был легко видимым для наблюдателя и чтобы трубка манжеты была свободной. Быстро накачайте манжету до 70 мм рт. ст. и далее увеличивайте давление ступеньками по 10 мм рт. ст. под пальпаторным контролем пульса на лучевой артерии. Отмечайте уровень давления, при котором во время надувания пульс исчезает и снова появляется. Эта процедура при пальпаторной методике обеспечивает предварительную оценку систолического кровяного давления, позволяющую убедиться в адекватности уровня давления при надувании манжеты при реальном аускультативном измерении. Пальпаторный метод особенно полезен, так как позволяет избежать недостаточного надувания манжеты у пациентов в интервале аускультации и избыточного нагнетания воздуха у лиц с низким кровяным давлением.

Вставьте наушники стетоскопа в ушные каналы с наклоном вперед, чтобы они держались плотно. Поставьте головку стетоскопа в положение низкой частоты (колокольчик). В правильности установки следует убедиться на слух, при этом головка стетоскопа (т.е. раструб колокольчика) издает нежный звук. Поместите головку стетоскопа на место пульсации плечевой артерии, как раз над серединой лучевой ямки, но ниже края манжеты и крепко держите (но не слишком плотно) на месте, убедившись в том, что головка прилегает к коже по всей окружности. Попытка подсунуть головку стетоскопа под край манжеты может освободить одну руку, но вызывает существенный дополнительный шум.

Быстро накачайте камеру и удерживайте давление на 20-30 мм рт.ст. выше уровня, определенного ранее при пальпации, затем слегка приоткройте клапан и уменьшайте давление на 2 мм рт. ст. в секунду, стараясь уловить появление звуков Короткова.

При падении давления в камере отметьте на манометре уровень давления при появлении повторяющихся тонов (фаза 1), их приглушении (фаза IV) и исчезновении (фаза V). В период слышимости тонов Короткова скорость снижения давления не должна превышать 2 мм рт.ст. на удар пульса, компенсируя тем самым и быструю, и медленную частоту пульса.

После прослушивания тонов Короткова, давление в манжете следует медленно снизить как минимум на следующие 10 мм рт. ст., чтобы убедиться, что более не слышно тонов, и затем быстро полностью выпустить воздух и дать пациенту отдохнуть как минимум 30 с.

Систолическое (фаза 1) и диастолическое (фаза V) давление нужно немедленно записать, округляя (в большую сторону) до ближайших 2 мм рт. ст. У детей и в том случае, если звуки слышны вблизи уровня 0 мм рт. ст. фазу IV следует также зарегистрировать (пример: 108/64/56). Все значения следует записать вместе с фамилией пациента, датой и временем измерения, на какой руке производили измерения, в каком положении и манжетой какого размера пользовались, если она нестандартная.

Читайте также:  Нормальное артериальное давление для человека 33 лет

Измерение следует повторить как минимум через 30 секунд и усреднить результаты двух измерений. В клинических случаях можно произвести измерения на той же или другой руке, в том же или ином положении.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

1. Эмоции и сердечно-сосудистая система.

2. Изменение артериального давления в процессе старения. Основные причины и механизмы.

Источник

Артериальное
давление–
это давление крови в крупных артериях
человека.

Практическая работа артериальное давление

Рис. 16 Схема измерения артериального
давления у человека по методу Короткова

Артериальное
давление измеряется в миллиметрах
ртутного столба, сокращенно мм рт. ст.
Значение величины артериального давления
120/80 означает, что величина систолического
давления равна 120мм рт ст., а величина
диастолического артериального давления
равна 80мм рт.ст.

Различают два
показателя артериального давления:

• систолическое
(верхнее) артериальное давление (СД) –
это уровень давления крови в момент
максимального сокращения сердца,
характеризует состояние миокарда левого
желудочка и равняется100–120 мм рт.
ст.

• диастолическое
(нижнее) артериальное давление (ДД) –
это уровень давления крови в момент
максимального расслабления сердца,
характеризует степень тонуса артериальных
стенок и равняется50–80 мм рт.
ст.

Разность между
величинами систолического и диастолического
давлений называется пульсовым давлением
(ПД). Оно показывает, насколько систолическое
давление превышает диастолическое, что
необходимо для открытия полулунного
клапана аорты во время систолы. В норме
пульсовое давление равно 35–55 мм рт. ст.Только при
таких условиях во время систолы левого
желудочка клапан открывается полностью,
и кровь поступает в большой круг
кровообращения. Если систолическое
давление станет равным диастолическому,
движение крови будет невозможным и
наступит смерть. Повышение давления на
каждые10мм
рт. ст. увеличивает риск развития
сердечнососудистых заболеваний на 30%.

Величина кровяного
давления зависит от трех основных
факторов:

– частоты и силы
сердечных сокращений;

– величины
периферического сопротивления, т.е.
тонуса стенок сосудов,главным
образом, артериол и венул;

– объема циркулирующей
крови.

Артериальное
давление здорового человека является
величиной довольно постоянной, однако
оно всегда подвергается небольшим
колебаниям в зависимости от фаз
деятельности сердца и дыхания. Кровопотери
ведут к снижению кровяного давления, а
переливание большого количества крови
повышает артериальное давление. Величина
давления зависит от возраста. У детей
артериальное давление ниже, чем у
взрослых, потому что стенки сосудов
более эластичны.

Методы измерения
артериального давления

Для измерения
артериального давления в настоящее
время используют прямой и косвенный
методы:

Косвенный метод
Короткова
– был
разработан русским хирургом Н. С.
Коротковым в 1905 году и позволяет измерять
артериальное давление очень простым
прибором. Метод Короткова основан на
измерении той величины давления, которая
необходима для полного сжатия артерии
и прекращения в ней тока крови.

Описание приборов:

Для измерения
артериального давления методом Короткова
применяются механические и электронные
измерители со световой и цифровой
индикацией. Механические измерители
состоят из механического манометра,
манжеты с грушей и фонендоскопа. Данные
приборы в основном используются в
профессиональной медицине, так как без
специального обучения можно допустить
погрешности в определении показателей.

Для домашнего
использования наиболее подходят
электронные измерители. Они бывают
полуавтоматические (рис. 17, а)
и автоматические (рис. 17, б).
Их применение не требует никакого
предварительного обучения и при
соблюдении простых методических
рекомендаций позволяет получить точные
данные артериального давления путем
нажатия одной кнопки. Принцип их действия
основан на регистрации прибором пульсаций
давления воздуха, возникающих в манжете,
при прохождении крови через сдавленный
участок артерии.

а.Практическая работа артериальное давление

б.Практическая работа артериальное давление

Рис. 17. Прибор для измерения артериального
давления: (а) полуавтоматический, (б)
автоматический

Цель работы:
Ознакомиться с методикой измерения
кровяного (артериального) давления у
человека по способу Короткова и научиться
его определять у человека.

Для работы
необходимы:
тонометр, фонендоскоп, испытуемый.

Ход работы:

1.Вымойте руки.

2.Обработайте
мембрану фонендоскопа 70%-ным спиртом
двукратным протиранием.

3.Положите правильно
руку пациента: в разогнутом положении
ладонью вверх, мышцы расслаблены.

4.Наложите манжетку
на обнаженное плечо пациента на 2–3 см
выше локтевого сгиба; одежда не должна
сдавливать плечо выше манжетки; закрепите
манжетку так плотно, чтобы между ней и
плечом проходил только один палец.

5.Соедините манометр
с манжеткой. Проверьте положение стрелки
манометра относительно нулевой отметки
шкалы.

6.Нащупайте пульс
в области локтевой ямки и поставьте на
это место фонендоскоп.

7.Закройте вентиль
на груше и накачивайте в манжетку воздух:
нагнетайте воздух, пока давление в
манжетке по показаниям манометра не
превысит на 25–30 мм рт. ст. уровень, при
котором перестала определяться пульсация
артерии.

8.Откройте вентиль
и медленно выпускайте воздух из манжетки.
Одновременно фонендоскопом выслушивайте
тоны и следите за показаниями шкалы
манометра.

9.Отметьте величину
систолического давления при появлении
над плечевой артерией первых отчетливых
звуков.

10.Отметьте величину
диастолического давления, которая
соответствует моменту полного исчезновения
тонов.

11.Запишите данные
измерения артериального давления в
виде дроби (в числителе – систолическое
давление, а в знаменателе – диастолическое),
например, 120/75 мм рт.ст.

Запомните!
Артериальное давление нужно измерять
два – три раза на обеих руках с промежутками
в 1–2 минуты, достоверным артериальным
давлением считать наименьший результат.
Воздух из манжетки надо выпускать каждый
раз полностью.

Соседние файлы в папке Ответы

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник