Школа здоровья для больных с артериальной гипертонией приказ

Школа здоровья для больных с артериальной гипертонией приказ thumbnail
  • Приложение N 1. Порядок выявления лиц с артериальной гипертонией и динамического наблюдения за больными с артериальной гипертонией
  • Приложение 2. Рекомендации по профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертонии (гипертензии)
  • Приложение N 3. Форма N 140/у-02 “Карта динамического наблюдения за больным с артериальной гипертонией”
  • Приложение N 4. Инструкция по заполнению “Карты динамического наблюдения за больным с артериальной гипертонией”
  • Приложение N 5. Положение об организации деятельности Школы здоровья для больных с артериальной гипертонией
  • Приложение N 6. Рекомендуемый табель оснащения необходимым медицинским оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений для проведения диагностики больным с артериальной гипертонией

Приказ Минздрава РФ от 24 января 2003 г. N 4
“О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации”

Эпидемиологическая ситуация в Российской Федерации свидетельствует о сохраняющейся устойчивой тенденции высоких показателей заболеваемости сердечно-сосудистыми болезнями и смертности населения от них.

В 2001 году заболеваемость взрослого населения болезнями системы кровообращения увеличилась на 1 млн. случаев и составила 20,4 млн.человек.

Временная утрата нетрудоспособности возросла на 276 тысяч случаев, число дней нетрудоспособности на 3,6 млн. Число лиц, впервые признанных инвалидами по причинам болезней системы кровообращения возросло на 67,9 тысяч и составило более 579 тысяч человек.

Напряженная эпидемиологическая ситуация связана прежде всего с ростом болезней, характеризующихся повышенным кровяным давлением, заболеваемость которыми приобретает характер эпидемии, распространенность артериальной гипертонии среди населения в возрасте от 15 лет и старше составляет около 40 процентов.

Обращает на себя внимание высокая распространенность артериальной гипертонии среди детей и подростков. В 2001 году число зарегистрированных детей и подростков с повышенным кровяным давлением увеличилось на 6,8 процента и составило 335,6 тыс.человек.

В структуре причин общей смертности населения на долю болезней системы кровообращения приходилось 55,6 процента. В 2001 году от болезней сердца и сосудов умерло 1,2 млн.человек. Рост смертности главным образом произошел за счет потерь в трудоспособном возрасте, наиболее значительный рост наблюдался в возрастной группе от 20 до 29 лет.

Минздравом России и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации проводится работа по повышению качества оказания медицинской помощи кардиологическим больным. Разработаны новые методические подходы и технологии в диагностике и эффективные методы лечения больных с артериальной гипертонией. Клиники научно-исследовательских центров, институтов и отделения больниц оснащаются высокоинформативным диагностическим оборудованием, позволяющим проводить исследования на современном уровне.

В настоящее время кардиологическую помощь больным сердечно-сосудистыми заболеваниями в Российской Федерации оказывают 8 клиник научно-исследовательских центров и институтов Минздрава России и Российской академии медицинских наук, 29 кардиологических диспансеров, 2804 кардиологических кабинета, 1103 кардиологических бригад скорой медицинской помощи.

Вместе с тем кардиологическая служба, как основное звено в системе здравоохранения по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, не использует имеющиеся возможности по совершенствованию форм ее организации.

Значительно сократился объем профилактической помощи, нет системного подхода в ее организации и проведении в первичном звене здравоохранения. На низком уровне проводится санитарно-просветительская работа среди населения по профилактике артериальной гипертонии и негативных последствиях факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний. Недостаточно развита сеть кардиологических диспансеров и кардиологических кабинетов в поликлиниках. Медленно внедряются такие формы организации лечения сердечно-сосудистых больных как дневные стационары в амбулаторно-поликлинических учреждениях и больницах. Существующая система реабилитационной помощи больным с нарушениями мозгового кровообращения вследствие артериальной гипертонии не обеспечивает потребности больных в этой помощи.

Уровень квалификации врачей-кардиологов, участковых врачей, врачей общей практики, педиатров, неврологов в области кардиологии не всегда отвечает современным требованиям. Медленно внедряются современные методы профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и ее осложнений. Не получила развития сеть телемедицинских технологий (телесеминаров, телеконференций) как эффективная форма повышения квалификации медицинских работников.

Не снижающийся рост заболеваемости и смертности населения по причинам сердечно-сосудистых заболеваний является одним из важнейших факторов формирования тяжелой демографической ситуации в стране. Общество несет значительные людские потери и экономический ущерб. По прогнозным оценкам экспертов, смертность от болезней системы кровообращения будет возрастать.

Учитывая медико-социальную значимость проблемы сердечнососудистых заболеваний, разработана и утверждена постановлением Правительством Российской Федерации от 17 июля 2001 г. N 540 федеральная целевая программа “Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации”*.

Программой предусматривается объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, лечебно-профилактических учреждений и научно-исследовательских организаций для комплексного решения проблем по снижению заболеваемости, инвалидности и смертности населения от болезней сердечно-сосудистой системы.

В целях повышения эффективности реализации мероприятий федеральной целевой программы “Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации” и дальнейшего совершенствования организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией, приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Порядок выявления и динамического наблюдения за больным с артериальной гипертонией (приложение N 1).

1.2. Рекомендации по профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертонии (приложение N 2).

Читайте также:  Низкое артериальное давление при гипертонии

1.3. Пример “Карты динамического наблюдения за больным с артериальной гипертонией” (приложение N 3).

1.4. Инструкцию по заполнению “Карты динамического наблюдения за больным с артериальной гипертонией” (приложение N 4).

1.5. Положение об организации деятельности Школы здоровья для больных с артериальной гипертонией (приложение N 5).

1.6. Рекомендуемый табель оснащения медицинским оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений для проведения диагностики больным с артериальной гипертонией (приложение N 6).

2. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, государственному учреждению “Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины” Минздрава России подготовить и представить на утверждение:

2.1. В срок до 01.12.2003 план мероприятий по созданию и функционированию системы динамического контроля за эпидемиологической ситуацией, связанной с артериальной гипертонией в Российской Федерации.

2.2. В срок до 01.05.03. Типовую программу и наглядные пособия для школ здоровья для больных с артериальной гипертонией.

3. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, государственному учреждению “Российский кардиологический научно-производственный комплекс” Минздрава России в течение 2003 года:

3.1. Изучить в ряде субъектов Российской Федерации и обобщить опыт работы по учету больных артериальной гипертонией.

3.2. Разработать план мероприятий по созданию и обеспечению функционирования системы учета больных артериальной гипертонией на федеральном и территориальном уровнях.

4. В целях повышения эффективности мероприятий по борьбе с артериальной гипертонией возложить функции:

4.1. На государственное учреждение “Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины” Минздрава России организацию и обеспечение функционирования динамического контроля за эпидемиологической ситуацией, связанной с артериальной гипертонией, в Российской Федерации.

4.2. На государственное учреждение “Российский кардиологический научно-производственный комплекс” Минздрава России

– организацию и обеспечение функционирования системы учета больных с артериальной гипертонией в Российской Федерации;

– организационно-методическую работу по развитию кардиологической помощи больным с артериальной гипертонией в субъектах Российской Федерации.

5. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики дополнить типовые программы повышения квалификации врачей первичного звена здравоохранения (врачей-педиатров, терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) и др.) вопросами по организации Школ здоровья для больных артериальной гипертонией.

6. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации организовать:

6.1. Работу по профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертонии в соответствии с утвержденными настоящим приказом положениями (приложение NN 1, 2, 3, 4, 5, 6).

6.2. Проведение массовых мероприятий по измерению артериального давления у населения, включая детей и подростков. Привлекать к участию в мероприятиях по измерению артериального давления студентов 3 – 6 курсов образовательных медицинских учреждений.

6.3. Школы здоровья для больных с артериальной гипертонией в соответствии с положением, утвержденным настоящим приказом (приложение N 5).

6.4. Неврологические реабилитационные отделения для больных с нарушениями мозгового кровообращения вследствие артериальной гипертонии на базе многопрофильных больниц и санаториев.

6.5. Предусмотреть оснащение амбулаторно-поликлинических учреждений в соответствии с рекомендуемым табелем оснащения для проведения диагностики артериальной гипертонии (приложение N 6).

6.6. Создать постоянно действующую информационно-пропагандистскую систему по профилактике артериальной гипертонии и ее осложнений в сотрудничестве со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и общественными организациями.

6.7. Продолжить внедрение эффективных форм организации медицинской помощи больным артериальной гипертонией, не нуждающимся в круглосуточном медицинском наблюдении дневных стационаров в амбулаторно-поликлинических учреждениях и стационаров дневного пребывания в кардиологических диспансерах и больницах.

6.8. При отсутствии в субъекте Российской Федерации кардиологического диспансера принять меры к его организации, как основного звена по организации оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова.

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 31, ст.3280

Источник

Организация Школ Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения

Министерство Здравоохранения Российской Федерации

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава России

Всероссийское научное общество кардиологов

Координационный центр профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Минздрава России

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

организации и развития

медицинской помощи населению

_____________________________

профессор

« 2 » августа 2002 г.

Организация Школ Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения

Организационно – методическое письмо

Составители:

, академик РАМН

, д. м.н.

, д. м.н., профессор

, к. м.н.

, д. м.н.

, к. м.н.

, к. м.н.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1

Основание для разработки….…………………………………………….

4

2

определение…………………………………………………………………….

4

3

Цель Школы…………………………………………………………………….

4

4

Нормативная база……………………………………………………………

5

5

ПОРЯДОК ОрганизациИ Школы…………………………………………..

6

5.1. Условия организации работы Школ………………………………………….

6

5.2. Целевая группа пациентов…………………………………………………….

7

5.3. Программа обучения пациентов………………………………………………

8

5.3.1. Образец типовой программы обучения……………………………….

9

5.4. Персонал и организационные модели Школ………………………………..

12

5.5. Помещение……………………………………………………………………..

12

5.6. Оборудование…………………………………………………………….……

12

5.7. Факторы успеха обучения в Школах Здоровья……..…………..….………

13

5.8. Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в Школах Здоровья……………………………….

14

6

Оценка Школ Здоровья (организации, объема, полноты, качества и эффективности обучения и профилактической помощи) ………………………

15

6.1. Оценка объема и полноты профилактической помощи……………………..

16

6.2. Оценка качества медицинской профилактической помощи….………………

17

6.2.1. Оценка организации Школ Здоровья………………………………..

20

6.2.2. Оценка качества обучения в Школах Здоровья……………………..

22

6.2.3. Оценка результата обучения в Школе Здоровья…………………….

23

7

Рекомендуемая литература………………………………..…………….

26

Приложения:

Приложение 1: “Школа Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией”. Информационно-методическое пособие для врачей (172 стр.).

Под редакцией академика РАМН

Составители: д. м.н , к. м.н. , , д. м.н, профессор , , д. м.н, профессор

(ГНИЦ ПМ Минздрава России, ВНОК, РКНПК Минздрава России,

Московский областной кардиологический центр)

Приложение 2: Программа и учебный план цикла тематического последипломного усовершенствования подготовки медицинских работников «Организация Школ Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранении» (72 часа) – 13 стр.

Составители: академик РАМН , д. м.н , д. м.н, профессор

(ГНИЦ ПМ Минздрава России, Московский областной кардиологический центр)

Приложение 3: Дневник пациента с артериальной гипертонией (16 стр).

Составители: академик РАМН , д. м.н , к. м.н.

(ГНИЦ ПМ Минздрава России)

Читайте также:  Гипертония 3 степени давление

1. основание для разработки.

Настоящее организационно-методическое письмо разработано в рамках реализации Федеральной целевой программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000.

Документ подготовлен в соответствии с пунктом 3 «Подготовка и издание для медицинских работников новых методических разработок, справочных и информационных материалов по профилактике, диагностике на ранней стадии артериальной гипертонии и лечению больных артериальной гипертонией» раздела 1 приложения 1 «Система мероприятий Федеральной целевой программы».

2. Определение

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

Школа Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией (далее Школа) – является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания – по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам с артериальной гипертонией (АГ) в первичном звене здравоохранения.

Медицинская профилактическая услуга – это мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость и направленных на профилактику заболевания, своевременное лечение, оздоровление.

3. Цель Школы

Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах,

Цель организации Школ – оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению, в частности пациентам с АГ:

· повышение информированности пациентов с АГ о заболевании и его факторах риска (ФР);

· повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;

· формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

· формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;

· формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);

· формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

Основные знания, умения и навыки пациентов после обучения в Школе.

После окончания обучения в школе пациенты должны знать:

– причины, симптомы повышения артериального давления и обострений заболеваний (кризов, преходящих нарушений мозгового кровообращения, стенокардии, инфаркта миокарда)

– факторы, определяющие риск развития осложнений заболеваний

– основы самоконтроля артериального давления

– средства доврачебной самопомощи при повышении артериального давления

– основы здорового питания, питания при АГ

– принципы диеты при ожирении

– влияние поведенческих факторов риска на здоровье

После окончания обучения в школе пациенты должны уметь:

– применять полученные знания для самоконтроля за состоянием здоровья,

– вести дневник пациента

– проводить самооценку и контроль за уровнем артериального давления т и факторами, влияющими на течение заболевания

– следовать назначениям врача, не заниматься самолечением

– применять средства доврачебной помощи и самопомощи

– контролировать вес тела

– контролировать основные факторы риска осложнений

– (для курящих) принимать решение бросить курить, уменьшить вред курения на собственное здоровье и здоровье окружающих

– контролировать уровень стресса, стрессовое поведение и отношение к нему

– использовать все возможное и зависящее от самого пациента для повышения приверженности к лечению, соблюдению рекомендаций врача, оздоровлению.

4. Нормативная база.

Школа Здоровья для пациентов с АГ включена в отраслевой классификатор (ОК) «Сложные и комплексные медицинские услуги» (СКМУ) 91500.09. (приказ Минздрава России № 000 от 01.01.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»), который разработан с учетом принципов, правил и требований:

Читайте также:  Какие таблетки при гипертонии пьют утром

· Государственной системы стандартизации РФ (ГОСТ Р 1.0-92 – ГОСТ Р 1.5-92);

· Решения Коллегии Минздрава России, Госкомитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Совета исполнительных директоров территориальных фондов обязательного медицинского страхования от 03.12.97 г. №14/43/6-11 «Об основных положениях стандартизации в здравоохранении»;

· Приказа Минздрава России и ФФОМС от 19.01.98 г. № 12/9 «Об организации работ по стандартизации в здравоохранении»;

· Приказа Минздрава России от 01.01.2001 г. № 000 «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок разработки, согласования, принятия, внедрения и введения нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении;

· Приказа Минздрава России от 01.01.2001 г. № 000 «О введении в действие отраслевого стандарта «Принципы и порядок построения классификаторов в здравоохранении. Общие положения».

При составлении ОК СКМУ использованы рекомендации экспертов ВОЗ по Международной классификации процедур в медицине (ICPM, 1978г.), резолюции ВОЗ 29.35, принятой Всемирной ассамблеей в 1976 г., МКБ-10.

В соответствии с ОК СКМУ Школа Здоровья для пациентов с АГ имеет шифр 04.015.01: 04 – медицинские услуги по профилактике;

015 –кардиология;

01 – вид услуги (Школа).

5. ПОРЯДОК ОрганизациИ Школы

5.1. Условия организации работы Школ.

Школы Здоровья организуются в перечисленных выше медицинских учреждениях (п.3).

Школа организуется приказом руководителя медицинского учреждения, в котором утверждаются ответственные лица за выполнение этой медицинской услуги, инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, статистические формы регистрации и учета, план и график работы закрепленного помещения для проведения занятий, перечень оборудования. Руководитель учреждения обеспечивает подготовку специалистов для выполнения этой работы, рассматривает возможности поощрения за работу, ее объем и качество.

5.2. Целевая группа пациентов

Пациенты с артериальной гипертонией, 1-3 степени, с низким, средним, высоким риском сердечно-сосудистых осложнений.

Группы пациентов для обучения в Школе, по возможности, формируются из пациентов, имеющих близкие уровни артериального давления, уровень риска. Пациенты с осложненным течением заболевания (инфаркт миокарда, мозговой инсульт в анамнезе и др.), не включаются в обучение по общей программе. Для таких пациентов Школы организуются по специальной программе реабилитации.

Пациенты направляются на занятия в Школе участковым врачом или через участкового врача специалистами любого профиля. Пациенту выдается направление на посещение школы заполненное по форме, утвержденной главным врачом (образец направления см. ниже).

Для пациентов с осложненным течением заболевания, очень высоким риском сердечно-сосудистых осложнений, программа обучения требует модификации.

В случае, если формирование группы пациентов для обучения и занятия в Школе проводит участковый (семейный) врач, он, зная своих пациентов, подбирает сходных по течению заболевания пациентов. Если обучение проводится командой врачей при координации со стороны специалиста кабинета медицинской профилактики, то при направлении на обучение для формирования групп сходных пациентов необходимо предварительное обследование (или выписка из амбулаторной карты), которое проводится лечащим врачом. Образец направления представлен ниже. Перечень процедур и результатов обследования должен быть содержать минимум медицинской информации, которая поможет при формировании пациентов в группы для обучения.

Примерный образец направления на обучение в Школе здоровья

(утверждается приказом главного врача учреждения)

Ф. И.О. пациента

Пол

Возраст

Профессия

Телефон

Диагноз (из амбулаторной карты)

Ф. И.О. врача

Результаты обследования, дата

АД (дата последнего измерения)

Наличие АГ в анамнезе (сколько лет)

Перенесенные заболевания:

Инфаркт миокарда

Мозговой инсульт

Сопутствующие заболевания

Сахарный диабет, с какого года

Хроническая обструктивная болезнь легких

Заболевания почек (уточнить)

Другие заболевания (уточнить)

Степень артериальной гипертонии

Уровень суммарного риска

Общий холестерин крови (дата)

Холестерин ЛВП ( дата)

Триглицериды (дата)

Сахар крови натощак (дата)

Данные ЭКГ (дата)

Другие исследования (ЭХО-КГ и пр.)

Школы здоровья для пациентов с артериальной гипертонией может проводиться в учреждениях первичной медико-санитарной помощи различными специалистами – участковыми или семейными (общей практики) врачами, врачами-кардиологами, с участием психологов (при их наличии), инструкторов ЛФК.

К проведению Школ могут быть привлечены кардиологические диспансеры, территориальные центры медицинской профилактики при наличии необходимых ресурсов.

Непосредственно в учреждении, где организуется Школа, организатором и инициатором должны быть специалисты кабинетов медицинской профилактики.

5.3. Программа обучения пациентов.

Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью по 90 минут каждое. Всего в цикл входит 8 занятий, из которых 7 являются обязательными для всех пациентов, 1 занятие («Курение и здоровье») направлено на курящих пациентов или их родственников.

Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.

Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.

Школа здоровья для больных с артериальной гипертонией приказ

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4

Источник