Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией план

Знаете ли Вы, что:
–Каждый пятый взрослый имеет повышение артериального давления (АД).
–Только половина людей с повышенным АД знают об этом. Многие люди избегают посещения врача, тогда как единственный способ установления артериальной гипертонии – регулярное измерение АД.
– Только половина пациентов с повышенным АД получают должное лечение. Многие больные не знают, что хорошее самочувствие при повышенном АД – не причина для отказа от лечения, так как нелеченная гипертония – это «мина замедленного действия».
–Только половина больных реально соблюдает все рекомендации врача. Многие пациенты самовольно прекращают прием рекомендованных лекарств или уменьшают их дозировку, что нередко приводит к обострению болезни.
Артериальная гипертония – это на сегодняшний день одно из самых распространенных и наиболее грозных заболеваний, которое приводит к тяжелым осложнениям: инсульту, инфаркту миокарда, сердечной недостаточности, нарушению функции почек, а также ускоряет развитие атеросклероза и ишемической болезни сердца. В основе повышения АД, независимо от причины, лежат сложные нарушения регуляции аппарата кровообращения, проявляющиеся прежде всего увеличением тонуса артериальных сосудов. Как правило, процесс прогрессирования АГ многолетний, постепенный, в связи с чем организм больного «привыкает» к высокому АД, и АГ течет бессимптомно до тех пор, пока не возникает одно из осложнений. Вот почему АГ получила название «молчаливый убийца». Из-за отсутствия в течение долгого времени клинических проявлений заболевания многие больные относятся к нему несерьезно, не хотят признавать, что высокое АД представляет угрозу для их жизни, пренебрегают советами врачей о необходимости лекарственной терапии, способной снизить риск возникновения осложнений заболевания, увеличить продолжительность и качество жизни.
Что такое Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией?
Школа позволяет пациенту научиться самостоятельно, контролировать состояние своего здоровья, узнать, как снизить неблагоприятное влияние на организм поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек). Также здесь Вас научат оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.
Программа обучения включает 8 структурированных занятий по 90 минут каждое:
– Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?
– Занятие 2. Здоровое питание. Что необходимо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?
– Занятие 3. Ожирение и артериальная гипертония.
– Занятие 4. Физическая активность и здоровье.
– Занятие 5. Курение и здоровье.
– Занятие 6. Стресс и здоровье.
– Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как повысить приверженность пациентов к лечению.
– Занятие 8. Заключительное занятие.
Во время обучения в Школе здоровья пациенты знакомятся с внешними и внутренними негативными условиями, которые оказывают повреждающее действие на организм. Пациенты обучаются правилам измерения артериального давления, узнают, какой уровень давления следует считать нормальным, составляют индивидуальный план действий по устранению факторов риска. Два занятия в Школе здоровья посвящены правилам здорового питания, каким должно быть питание здорового человека, объясняется влияние питания на уровень артериального давления. Для больных с повышенной массой тела определяются причины ожирения, разбираются основные принципы диетотерапии, приводятся различные типы диет. В Школе здоровья пациенты знакомятся с компонентами табачного дыма и их влиянием на индивидуальное здоровье. Проводится оценка типа курительного поведения, формируется негативное отношение к курению и мотивация к отказу от курения, разбираются современные методы лечения табакокурения. Под наблюдением опытного врача пациенты оценивают уровень своей тренированности, узнают, как повысить повседневную физическую активность, как построить программу тренирующих занятий, а также избежать осложнений при занятии физкультурой. В Школе здоровья пациенты учатся различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса, знакомятся с методами самооценки уровня стресса, узнают условия преодоления стрессовых реакций. На последнем занятии врач-кардиолог познакомит с общими принципами медикаментозной терапии, какие существуют современные лекарственные препараты с минимальными побочными эффектами, снижающие артериальное давление, учит оказывать первую доврачебную помощь при гипертоническом кризе.
Рекомендации по самостоятельному измерению артериального давления:
– За 30 минут до измерения не следует курить, пить крепкий кофе или чай;
– Измерения должны проводиться после 5 минутного отдыха, через 1-2 часа после приёма пищи;
– Во время измерения не следует активно двигаться и разговаривать;
При отсутствии сопутствующих заболеваний достаточно стандартных измерений сидя. Пожилым людям рекомендуется дополнительно измерять АД стоя и лёжа;
Руку для измерения АД необходимо расслабить и освободить от одежды;
Расположение руки должно быть такое, чтобы локтевой сгиб был примерно на уровне сердца;
Наложить манжету на плечо так, чтобы нижний его край был на 2 см или на 2 пальца выше локтевого сгиба;
При нарушениях ритма сердца желательно проводить несколько измерений в определённый промежуток времени (например, 4 измерения за 15 минут в состоянии покоя). Записывайте результаты измерения в дневник.
Идеальное, или оптимальное, артериальное давление, составляет 120/80 мм рт ст.
Нормальное артериальное давление составляет не более 130/85 мм рт ст.
«Мягкая» гипертония, скрытая или ее еще называют пограничное артериальное давление, составляет 130—139/85—89 мм рт ст.
Медикаментозное лечение артериальной гипертонии может назначить Вам только врач.
Источник
Тематический план работы Школ здоровья |
Для больных артериальной гипертонией: 1. Цели лечения артериальной гипертонии 2. Что надо знать о питании при артериальной гипертонии 3. Что надо знать о питании при ожирении 4. Что надо знать о физической активности 5. Курение и здоровье 6. Стресс и здоровье 7. Медикаментозное лечение при артериальной гипертонии |
Бронхиальной астмой: 1. Что такое бронхиальная астма? 2. Пикфулометрия. Почему возникает приступ удушья? Аллергия и астма. 3. Неаллергические причины бронхиальной астмы. 4. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. 5. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме. 6. Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. 7. Лечение и профилактика вирусной инфекции. 8. Ночная астма. 9. Пищевая аллергия. Питание больного бронхиальной астмой. 10.Дыхательная гимнастика и физкультура для больных бронхиальной астмой. 11. Самомассаж лица, основы общего массажа, закаливание. 12. Как лечить обострение бронхиальной астмы. |
Больных язвенной болезнью: 1. Что такое язвенная болезнь? Течение язвенной болезни. 2. Диетотерапия. Питание при язвенной болезни. 3. Гигиенический режим – основа лечения. 4. Профилактика обострений язвенной болезни. 5. Повторение тематики. Вопросы и ответы. |
Школа больных сахарным диабетом 1 типаЗанятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»«Что такое – диабет?» Занятие 2 Тема: «Контроль обмена веществ» Школа больных сахарным диабетом 2 типаЗанятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»«Что такое – диабет?» Занятие 2. Тема: «Контроль обмена веществ» Занятие 3. Тема: «Осложнения сахарного диабета». |
Школа больных с сердечно-сосудистой недостаточностью (по профилактике инсультов): 1.Инсульт. Причина инсульта. 2.Питание пациентов, перенесших инсульт. 3.Физическая активность. Активный образ жизни. 4.Борьба с вредными привычками и укрепление здоровья. 5.Влияние стресса на здоровье. 6.Оказание первой помощи при инсультах. Профилактика осложнений. 7. Повторение тематики |
Планирования семьи в женской консультации 1. Модель консультирования «ПОМОГИ» 2. Возможные варианты контрацепции; 3. Экстренная контрацепция; 4. Прерванный половой акт; 5. Внутриматочные средства (ВМС). 6. Прогестиновые инъекционные контрацептивы. 7. Низкодозированные комбинирован-ные оральные контрацептивы (КОК). 8. Контрацепция после аборта. |
Школа родителей по воспитанию здорового ребенка: 1. Показатели нервно-психического состояния детей 1,2,3 года; 2. Особенности развития зрительно-моторной координации, тонкой моторики рук; 3. Особенности доречевого и речевого развития; 4. От погремушек до других игрушек; 5. Гимнастика для активных малышей; 6. Как сделать малышу массаж? |
Активного долголетия: 1. Принципы активного долголетия. 2. Как подготовиться к выходу на пенсию. 3. Основные принципы питания в по жилом возрасте. 4. Психическое здоровье пожилого человека. 5. Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого возраста. 6. Избыточная масса тела. Профилактика ожирения. |
Школы выздоравливающих: 1. Сущность заболевания; 2. Основные принципы лечения. 3. Профилактика обострений; (по профилю заболеваний) |
Школы «Здорового образа жизни» 1.Образ жизни и здоровье. 2.Частные вопросы медицинской профилактики. 3. Психическое здоровье и как его сохранить. 4. Мой дом – моя крепость. |
Школы здоровья для пациентов по профилактике и отказа от табакокурения: Занятие №1. Тема: «Что мы знаем о курении» Занятие №2. Тема: «Я готов бросить курить» Занятие №3. Тема: «Действия по предупреждению рецидива курения». |
Источник
Кровяное давление может повышаться в любом возрасте. Избавиться от гипертонии практически невозможно. Для улучшения качества жизни нужно постоянно придерживаться определенных правил. Для этой цели создана школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией, основанная на индивидуальном подходе к каждому человеку.
Цели школы для гипертоников
Школы здоровья создаются на базе лечебно-профилактических учреждений Москвы и других городов, и представляют собой доверительную беседу между врачом, пациентами, родственниками больных гипертонией. Практически у всех обучаемых диагностирована гипертония в различной стадии течения, от 1 до 3.
Школа артериальной гипертензии ставит перед собой следующие цели:
- информирование больных с артериальной гипертензией, как развивается болезнь, какие факторы приводят к заболеванию, о возможных осложнениях и профилактике синдрома;
- привить ответственность за состояние собственного здоровья;
- обучение больных контролю и ответственности за состояние здоровья, учат как выполнить измерение АД в мм рт. столба;
- привить привычку следовать врачебным рекомендациям, с одновременным выполнением правил по лечению в домашних условиях. Получение рекомендаций по снижению АД;
- обучение оказанию помощи при гипертоническом кризе до приезда скорой;
- ознакомление, как проводится медикаментозное лечение, и лечение артериальной гипертонии в домашних условиях;
- обучение больных правильному поведению, включая грамотный образ жизни, при высоком АД.
С помощью специально разработанных программ в школе артериальной гипертонии, специалисты находят индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Структура обучения
Структура обучения в школе здоровья для пациентов с артериальной гипертензией, состоит из следующих взаимосвязанных занятий:
- вводная часть. На первом занятии врач и обучающиеся знакомятся. Ведущий за один раз рассказывает о целях обучения, и кратко рассказывает, что представляет собой патология на различных стадиях развития, о том какими симптомами проявляется заболевание. Несколько минут отводится на вопросы и ответы. Рассматриваются разные случаи появления патологии;
- информационная часть занятий. Проводимое занятие дает знания о факторах, которые увеличивают вероятность развития артериальной гипертензии. Специалист рассказывает, о связи состояния артерий и сосудов на отметку АД, как системы организма реагируют на высокую отметку. Обучают правильному измерению кровяного давления, составляют индивидуальный метод по начальным действиям для каждого обучающегося;
- активные занятия состоят из ответов на вопросы обучающихся. Проводятся семинары, и индивидуальное консультирование;
- заключительные занятия. Подводятся итоги предыдущих занятий.
Полный курс занятий для пациентов с развивающейся гипертонией, или протекающей в хронической форме, обычно состоит из 8 занятий. Средняя продолжительность каждого занятия составляет 90 минут.
Что получает пациент по окончании занятий?
Если человек проходит полное обучение, организованное для больных с диагнозом артериальная гипертензия, то получает следующие знания:
- основные причины и факторы, вызывающие повышение АД. Основные факторы риска, к которым относится: избыточная масса тела, низкая физическая активность, отсутствие здорового питания, наличие постоянного стресса, напряженные отношения в семье. Перечисленные факторы провоцируют риск развития инфаркта миокарда, болезни сердца и почек, инсульт, повышение артериального давления, сердечно-сосудистые патологии;
- симптомы проявления АГ;
- узнает, как проявляется гипертонический криз, и как резкое повышение АД может спровоцировать нарушение кровообращения мозга. Узнает, как проявляются низкие показатели АД;
- овладевает знаниями по оказанию экстренной помощи при резком перепаде показателей. Усваивает более одного способа помощи. Это особенно важные знания, позволяющие значительно снизить риск развития осложнений;
- создает индивидуальный план по оздоровлению собственного организма, выбирая оптимальный вариант;
- учится контролировать артериальные параметры самостоятельно.
Обучающиеся получают знания о правильном питании, о кулинарной обработке рекомендуемых при гипертонии продуктах. На активной части занятий специалист обучает, как правильно рассчитать энергетическую ценность пищевого рациона при повышенных показателях давления.
На последних занятиях в школе здоровья по артериальной гипертензии, обучающиеся учатся решать специальные задачи по гипертонии.
Задачи с ответами по артериальной гипертензии
На занятиях, организованных для людей с диагнозом артериальная гипертензия, на заключительных занятиях проверяются полученные знания. Проверка проводится несколькими способами:
- обучающимся предлагают ответить на вопросы. Таким образом проверяется, насколько пациент усвоил полученные знания;
- раздаются анкеты, где путем анонимного опроса, обучающиеся ставят оценки полученному уровню обучения, пишут свои пожелания;
- обучающимся предлагается решить специальные задачи по артериальной гипертензии, и затем предоставляется возможность свериться с ответами.
Каждая задача для больных артериальной гипертонией представляет собой типовую ситуацию. Обучающийся должен поставить диагноз, и попробовать составить лечебный план.
Пример задачи
К врачу обратилась женщина, в возрасте 60 лет. Женщина описывает беспокоящие ее симптомы:
- головная боль пульсирующего характера;
- тошнота;
- мельтешение перед глазами.
Женщина вызвала врача, и чувствует себя плохо в течение часа. Самочувствие ухудшилось на фоне стрессовой ситуации.
Специалист, просмотрев карточку больной, видит, что женщина страдает гипертонией на протяжении 10 лет. Сахарный диабет является сопутствующим заболеванием. После опроса выясняется, что последний месяц она перестала принимать назначенные ранее гипотензивные препараты.
Осмотр больной дал следующие результаты:
- общее состояние отмечается, как удовлетворительное;
- ритмичные тоны сердечной мышцы;
- пульс 8 уларов за минуту;
- параметры давления 185 на 100.
Обучающимся в школе здоровья пациентам, имеющим проблемы из-за повышенного АД, предлагается ответить на следующие вопросы медицинской задачи:
- какой предварительный диагноз можно поставить женщине;
- как связать причины, спровоцировавшие скачок давления в сторону увеличения измеряемых параметров;
- первая помощь в сложившейся ситуации;
- план обследования;
- план лечения по результатам обследования.
Пациенты, закончившие полный курс обучения с уклоном по артериальной гипертензии, и не имеющие медицинского образования, способны дать ответы на предлагаемые вопросы. После самостоятельных ответов, ведущий занятия предлагает свериться с эталонами ответов.
Ответы на задачу:
- после осмотра поставлен предварительный диагноз. Это гипертония на 2 стадии развития. Степень артериальной гипертензии 3. Существует риск гипертонического криза;
- стрессовая ситуация, прекращение назначенного лечения;
- гипертонический криз можно снять такими препаратами, как Анаприлин, Клофелин, Каптоприл. Из мочегонных препаратов — Фуросемид. Снижать АД нужно постепенно, в течение 40 минут, чтобы исключить тяжелые последствия для организма. Стационар пока не требуется;
- необходимо провести лабораторные исследования крови и мочи. Изучить кровь на такие показатели, как креатинин, мочевина, глюкоза, калий. Обследование глазного дна, кардиограмма.
Умение решать типовые задачи по артериальной гипертензии, помогают обучающимся самостоятельно анализировать собственные симптомы в экстренной ситуации, и грамотно объяснять их специалисту. Подобные знания на тему гипертонической болезни в школе здоровья, способствуют укреплению самодисциплины, которая необходим при диагнозе гипертония.
Презентации для пациентов
На активных занятиях для обучающихся часто проводятся презентации на следующие темы:
- что нужно знать о гипертонии и гипертензии. Чем отличаются оба понятия;
- как должен питаться пациент с повышенным давлением;
- ожирение, как основная причина патологии;
- физические упражнения при высоком давлении;
- курение и АД. Презентация предназначена для курящих пациентов с гипертонией;
- стрессовые ситуации и их влияние на здоровье;
- медикаментозная терапия при гипертонии. Мотивация больного к лечению.
На презентациях обучающиеся получают необходимые знания, овладевают нужными практическими навыками, учатся планировать день.
Профилактические мероприятия против артериальной гипертензии
На занятиях об артериальной гипертонии в школе здоровья, рассказывают, как важно придерживаться определенных рекомендаций при повышенном давлении. Особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям, состоящим из следующих действий:
- контроль за массой тела и уровнем холестерина. Оптимальный вес является главным условием немедикаментозного лечения патологии;
- обязательная, ежедневная физическая нагрузка. Это пешие прогулки, зарядка, велосипед, плавание;
- грамотное питание, исключающее из меню соленую, острую, жареную, пряную, сладкую пищу, алкоголь. Нужно отказаться о фастфуда, полуфабрикатов, консервированной продукции. По возможности следует отказаться от добавления соли во время приготовления еды;
- при употреблении спиртосодержащих продуктов соблюдать минимально допустимую дозировку, либо полностью отказаться от выпивки;
- употреблять продукты с большим содержанием калия, которые помогают снижать параметры давления. Это различные овощи и фрукты;
- стараться бросить курить;
- если после постановки диагноза врач назначил медикаментозную терапию, то необходимо соблюдать назначения. Нельзя самостоятельно прекращать лечение, чтобы исключить гипертонический криз. При возникновении нежелательных эффектов от лекарства, в процессе лечения, нужно посоветоваться с врачом, чтобы скорректировать назначения. Многие пациенты допускают ошибку, прекращая прием гипотензивных препаратов после стабилизации АД. Но, частой причиной гипертонического криза является самовольное прекращение лечебного курса. Также нельзя пропускать прием прописанных препаратов.
Несмотря на гипертонию, пациент может жить качественной жизнью. Для этого необходимо регулярно консультироваться со специалистом, постоянно контролировать показатели давления. Нужно научиться самостоятельно правильно измерять АД.
Справиться со всеми перечисленными задачами, необходимыми для стабилизации артериального давления, помогут специальные занятия в школе для больных с артериальной гипертензией.
Источник