Тематический план по школе артериальной гипертонии

Тематический план по школе артериальной гипертонии thumbnail

Тематический план работы Школ здоровья

Для больных артериальной гипертонией:

1.    Цели лечения артериальной гипертонии  

2.    Что надо знать о питании при артериальной гипертонии

3.    Что надо знать о питании при ожирении

4.    Что надо знать о физической активности

5.    Курение и здоровье

6.    Стресс  и здоровье

7. Медикаментозное лечение при артериальной гипертонии

Бронхиальной астмой:

1.    Что такое бронхиальная астма?

2. Пикфулометрия. Почему возникает приступ удушья? Аллергия и астма.

3. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

4. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы.

5. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

6. Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы.

7. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

8. Ночная астма.

9. Пищевая аллергия. Питание больного бронхиальной астмой.

10.Дыхательная гимнастика и физкультура для больных бронхиальной астмой.

11. Самомассаж лица, основы общего массажа, закаливание.

12. Как лечить обострение бронхиальной астмы.

Больных язвенной болезнью:

1.    Что такое язвенная болезнь? Течение язвенной болезни.

2.    Диетотерапия. Питание при язвенной болезни.

3.    Гигиенический режим  – основа лечения.

4.    Профилактика обострений язвенной болезни.

5.    Повторение тематики. Вопросы и ответы.

Школа больных сахарным диабетом 1 типа

Занятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»

«Что такое – диабет?»

Занятие 2 Тема: «Контроль обмена веществ»

Школа больных сахарным диабетом 2 типа

Занятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»

«Что такое – диабет?»

Занятие 2. Тема: «Контроль обмена веществ»

Занятие 3. Тема: «Осложнения сахарного диабета».

Школа больных с сердечно-сосудистой  недостаточностью (по профилактике инсультов):

1.Инсульт. Причина инсульта.

2.Питание пациентов, перенесших инсульт.

3.Физическая активность. Активный образ жизни.

4.Борьба с вредными привычками и укрепление здоровья.

5.Влияние стресса на здоровье.

6.Оказание первой помощи при инсультах. Профилактика осложнений.

7. Повторение тематики

Планирования семьи в женской консультации

1.    Модель консультирования «ПОМОГИ»

2.    Возможные варианты контрацепции;

3.    Экстренная контрацепция;

4.    Прерванный половой акт;

5.    Внутриматочные средства (ВМС).

6.    Прогестиновые инъекционные контрацептивы.

7.    Низкодозированные  комбинирован-ные оральные контрацептивы (КОК).

8.    Контрацепция после аборта.

Школа родителей по воспитанию здорового ребенка:

1.    Показатели нервно-психического состояния детей 1,2,3 года;

2.     Особенности развития зрительно-моторной координации, тонкой моторики рук;

3.    Особенности  доречевого и речевого развития;

4.    От погремушек до других игрушек;

5.    Гимнастика для активных малышей;

6.    Как сделать малышу массаж?

Активного долголетия:

1.    Принципы активного долголетия.

2.    Как подготовиться к выходу на пенсию.

3.    Основные принципы питания в по жилом возрасте.

4.    Психическое здоровье пожилого человека.

5.    Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого возраста.

6.    Избыточная масса тела. Профилактика ожирения.

Школы выздоравливающих:

1.    Сущность заболевания;

2.    Основные принципы лечения.

3.    Профилактика  обострений;

(по профилю заболеваний)

Школы  «Здорового образа жизни»

1.Образ жизни и здоровье.

2.Частные вопросы медицинской профилактики.

3. Психическое здоровье и как его сохранить.

4.  Мой дом – моя крепость.

Школы здоровья для пациентов по профилактике и отказа от табакокурения:

Занятие №1. Тема: «Что мы знаем о курении»

Занятие №2. Тема: «Я готов бросить курить»

Занятие №3. Тема: «Действия по предупреждению рецидива курения».

Источник

Наименование школы

Время проведения

Место проведения

Ответственный

Школа для пациентов с артериальной гипертензией

Вторник, четверг 13.00-14.00

Актовый зал поликлиники № 1

Врач –терапевт кабинета медицинской профилактики

Кардиологическое отделение стационара

Врач-кардиолог отделения

                                                               Положение 

о «Школе артериальной гипертонии» Тематический план по школе артериальной гипертонии

  1. Общие положения.

1.1. «Школа артериальной гипертонии» (в дальнейшем «Школа») организуется для проведения обучения населения, проживающего на территориальных участках БУ “Вторая городская больница” Минздрава Чувашии.

1.2. Школу возглавляет врач отделения общей врачебной практики, непосредственно работу проводит средний медицинский персонал в счет времени, выделенного на профилактические мероприятия.

1.3. Школа осуществляет свою деятельность на основании настоящего Положения, тематических планов занятии.

1.4. Занятия проводятся в кабинете медицинской профилактики

  1. Основные цели и задачи.

2.1. Получение больным представления о причинах и механизмах развития артериальной гипертензии, анатомии, физиологии сердечно-сосудистой системы.

2.2. Приобретение навыков измерения артериального давления и оценки своего состояния.

2.3. Мотивация пациентов на устранение факторов риска АГ (гиперхолестеринемия, избыточная масса тела, злоупотребление поваренной солью, хронический стресс, курение, алкоголь, гиподинамия).

2.4. Ознакомить пациентов с современными группами фармакологических препаратов, способами комбинирования групп лекарственных препаратов при  тяжелом течении АГ.

2.5. Ведение дневника самоконтроля.

  1. Ожидаемые результаты.

3.1. Снижение количества больных с осложненными и тяжелыми формами артериальной гипертонии.

3.2. Улучшение качества жизни граждан и выработка у них правильного отношения к своей болезни и лечению.

  1. Организация занятий.

4.1. Занятия с приглашенными проводятся в соответствии с тематическими планами, утвержденными руководителями учреждениями.

4.2. Группа обучаемых формируется с учетом заболеваний, и возраста граждан.

4.3. Материал по обучению излагается доступным языком, сопровождается демонстрацией плакатов, раздачей памяток и т.п.

Занятия должны проводиться в форме индивидуальных и групповых

бесед с активным участием обучаемых.

4.4. К участию в проведении занятий могут быть привлечены специалисты из числа врачебного персонала и среднего звена (по решению руководителей групп).

Тематический план занятий

«Школы артериальной гипертонии»

№№

Тема занятия

1

Что надо знать об артериальной гипертонии?

2

Что надо знать о питании при артериальной гипертонии?

3

Что надо знать о питании при ожирении

4

Что надо знать о физической активности

5

Курение и здоровье. Вред алкоголя

6

Стресс и здоровье

7

Медикаментозное лечение  артериальной гипертонии

Источник

Положение об организации деятельности школы

здоровья для больных с артериальной гипертонией

  1. Общие положения

1.1. Школа здоровья для больных с артериальной гипертонией (далее – Школа) создается как структурное подразделение на базе поликлиники МУЗ «Козловская ЦРБ».

1.2. В Школу для обучения направляются больные с артериальной гипертонией 1-3 степени, с низким, средним и высоким риском сердечно – сосудистых осложнений.

При формировании групп учитывается однородность больных по степени выраженности артериальной гипертонии. Больные с осложненным течением заболеваний (инфаркт миокарда, инсульт и др.) обучаются и наблюдаются по программе реабилитации.

1.3. Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности в ОМО.

1.4. Школа регистрируется в документах официальной учетно – отчетной медицинской документации.

  1. Основные задачи Школы

– повышение информированности больных с артериальной гипертонией о заболевании и факторах риска ее развития и осложнений;

– обучение больных с артериальной гипертонией методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стресса);

Читайте также:  Лекарство от гипертонии отзывы

– обучение больных методам самоконтроля артериального давления и самопомощи, первой доврачебной помощи при обострениях и гипертонических кризах;

– формирование у больных с артериальной гипертонией ответственного отношения к здоровью;

– повышение мотивации у больных с артериальной гипертонией к оздоровлению и приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

  1. Основная деятельность Школы

3.1. Обучение больных с артериальной гипертонией по типовым программам.

3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных с артериальной гипертонией, обучающихся в Школе.

3.3. Анализ эффективности обучения больных с артериальной гипертонией.

3.4. Взаимодействие со всеми структурными подразделениями, на базе которых работает Школа.

3.5. Взаимодействие со Школами для больных с артериальной гипертонией в других медицинских учреждениях, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.

  1. Рекомендуемое оснащение Школы

Перечень оснащения:

4.1. Методические материалы для врача.

4.2. Тонометры, фонендоскопы (несколько комплектов).

4.3. Весы.

4.4. Ростомер.

4.5. Таблицы для определения индекса массы тела.

4.6. Наглядные пособия, методические и обучающие материалы для больных.

4.7. Оборудование для демонстрации методического материала.

4.8. Канцелярские товары и письменные принадлежности.

4.9. Дневник больного с артериальной гипертонией.

4.10. Журнал учета.

4.11. Анкеты для оценки обучения.

Критерии оценки эффективности.

  1. Уменьшение рецидивов гипертонических кризов.
  2. Нормальное самочувствие пациента.
  3. Нормальные лабораторно-инструментальные показатели.
  4. Снижение массы тела.
  5. Снижение дозировки антигипертонических препаратов.

Тематический план «Школы артериальной гипертонии»

  1. Актуальность проблемы артериальной гипертензии (АГ).
  2. Методика измерения артериального давления (АД) в домашних условиях. Правила измерения АД.

    Ведение дневника больного АГ, мониторинг АД.

  1. Современные подходы к лечению АГ. Применение немедикаментозных методов лечения.
  2. Медикаментозная терапия АГ. Характеристика основных групп препаратов, применяемых при лечении

    гипертонической болезни. Правила приема лекарственных препаратов в амбулаторных условиях.

  1. Профилактика и неотложная доврачебная помощь при гипертонических кризах.

Источник

График школы на сентябрь

Гипертензия или как ее часто называют артериальная гипертония) – одно из самых распространенных заболеваний. В России повышенное АД выявляется почти у 40 процентов взрослого населения. И только половина из этих людей получает лечение, а лечится правильно (то есть поддерживают АД стабильно нормальным) и того меньше, только 17 % женщин и 6 % мужчин.

К сожалению, излечить гипертоническую болезнь невозможно, но можно контролировать свое заболевание, тем самым обеспечивать профилактику обострений и осложнений, что поможет существенно продлить жизнь больных и повысить ее качество. Успешно контролировать АГ, даже с максимальным использованием всех возможностей современной медицины не получится без активного осознанного участия пациента в процессе лечения заболевания.

Это возможно, лишь в случае, когда больные соответствующим образом обучены.

Именно с этой целью  была создана Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией.

Приглашаем Вас пройти обучение в нашей школе бесплатно.

Запись на занятия проводится у  кардиолога. Занятия проводятся в конференц-зале поликлиники.

Цель:
программа укрепления здоровья больных АГ разработана с целью изменения образа жизни больных АГ с учетом индивидуальных особенностей и изучения немедикаментозным методам лечения АГ.

Задачи:

    • повышение информированности пациентов об АГ и возможных осложнениях, обострениях, применению немедикаментозных методов лечения и профилактики; с артериальной гипертензией  о факторах риска ее развития и осложнений.
  • обучение пациентов навыков котроля АД, оказания доврачебной помощи- формирование мотивации у пациентов на сотрудничество с лечащим врачом на выполнение его рекомендаций;  
  • Обучение больных методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска

Ожидаемые результаты:

  • повысить уровень информированности пациентов методам профилактики и лечения;
  • отказ от вредных привычек;
  • переход к здоровому образу жизни, рациональному питанию;
  • снижение веса при ожирении, приобретение навыков регулярных физических упражнений;
  • приобретение навыков регулярных физических упражнений, аутотренинга для снижения АД ниже 140/90 мм/рт.ст.;
  • самостоятельно регулирование АД, ведение дневника самоконтроля.

Занятия проводятся врачом- кардиологом Андросовой Мариной Витальевной.

Структура занятий:
Занятия в Школе имеют единую структуру:

  • вводная часть
  • информационная часть
  • активные формы обучения
  • заключительная часть занятия.

Информационный материал является справочным материалом для медицинского работника, проводящего занятие. Он направлен на информирование пациентов о заболевании и повышение их осознанного участия в процессе лечения и оздоровления. Информационный материал не обязательно должен быть весь представлен пациентам во время занятий. Рекомендуется иметь его постоянно на столе во время занятия, и при изложении материала следует стремиться максимально выполнить поставленную в занятии цель.

Активная часть занятий направлена на развитие у пациентов умений и навыков, которые необ­ходимы в повседневной жизни для наиболее эффективного контролирования артериального давления (АД) и сохранения здоровья

Тематический план занятий в школе по артериальной гипертонии

1. Что должен знать пациент об артериальной гипертензии:

  • представление пациентов;
  • представление программы обучения;
  • организационные вопросы;

Что такое АГ:

  • что такое АГ;
  • какой уровень принято считать нормальным;
  • изменения, происходящие при АГ;
  • течение АГ и ее проявления;
  • гипертонический криз;
  • органы-мишени;
  • факторы риска.

Измерение АД:

  • как правильно измерить давление;
  • повторное измерение давления;

дневник самоконтроля
2. Здоровое питание . Что должен знать пациент о питании при наличии артериальной гипертензии

  • основные принципы;
  • обеспечение полноценности рациона;
  • расчет суточных энергозатрат и энергетической ценности пищевого рациона;
  • принципы здорового питания;
  • влияние характера питания на АД;
  • диетические рекомендации пациентам с АГ;
  • рекомендации по снижению потребления поваренной соли;
  • составление списка легко и трудновыполняемых изменений в привычках питания и плана оздоровления.

3. Ожирение и артериальная гипертония:

  • основные причины ожирения;
  • типы ожирения;
  • принципы лечения ожирения;
  • рацион питания при ожирении;
  • поражение органов и тканей при избыточной массе тела;
  • расчет нормальной массы тела;
  • дневник питания.

4. Физическая активность и здоровье:

  • определение уровня физической активности;
  • контроль интенсивности физических нагрузок;
  • одежда при физических нагрузках;
  • правильность выполнения оздоровительных физических нагрузок.

5. Курение и здоровье:

  • выявление информированности о курении и отношения к курению;
  • компоненты табачного дыма. Влияние курения на здоровье.

6. Стресс и здоровье:

  • что такое стресс;
  • личностные факторы стресса;
  • контролируемые и неконтролируемые факторы стресса;
  • управление стрессом.  

 7. Медикаментозное лечение АГ, повышение приверженности пациентов к лечению

  • правильность приема препаратов;
  • принятие своевременных мер по устранению нежелательных побочных эффектов;
  • повышение приверженности к лечению и соблюдению рекомендаций врача.

8. Заключительное. 
Анкетирование. Пожелания на будущее.

Источник

Цели обучения в Школе АГ:

  1.  Получение достоверной информации о заболевании и его факторах риска.
  2. Повышение ответственности за сохранение своего здоровья.
  3. Формирование рационального и активного отношения к заболеванию.
  4. Формирование мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению, выполнению рекомендаций врача.
  5. Приобретение умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной само- и взаимопомощи при гипертонических кризах.
  6. Формирование мотивации на здоровый образ жизни с целью снижения влияния изменяемых (поведенческих ) факторов риска.
Читайте также:  Артериальная гипертония 2 стадии что это такое

Численность группы не более 8-10 человек. Программа обучения состоит из 3-х обязательных занятий и 4-го для курящих или их родственников. Занятия проводятся еженедельно по вторникам в Центре медицинской профилактики и на предприятиях (согласно графика). Продолжительность занятия 90 минут( 2 части по 45 минут с перерывом в 10 минут).

Темы занятий в школе АГ:

Занятие 1.Что надо знать о гипертонии? Правила измерения АД.

Занятие 2.Что надо знать о питании при АГ и ожирении.Физическая активность при артериальной гипертонии.

Занятие 3. Стресс и здоровье. Лечение артериальной гипертонии. Обсуждение индивидуальных планов оздоровления.

Занятие 1.

  • Что надо знать об артериальной гипертонии?
  • Что такое артериальное давление?
  • Что такое артериальная гипертония?
  • Причины повышения АД.
  • Определение собственных причин.
  • Симптомы повышения артериального давления.
  • Степень артериальной гипертонии.
  • Осложнения течения заболевания (гипертонический криз, транзиторная ишемическая атака).
  • Факторы риска АГ и прогноза.
  • Как оценить индивидуальные факторы риска?
  • Понятие о суммарном риске ССЗ, определение индивидуальной степени риска.
  • “Органы мишени” при гипертонии.
  • Как правильно измерять артериальное давление?
  • Как вести дневник пациента?
  • Составление индивидуального плана оздоровления.

Занятие 2.

  • Что такое “здоровое питание?”
  • Какова калорийность продуктов?
  • Как рассчитать свои энергозатраты?
  • Какие изменения в диете нужны при АГ?
  • Как ограничить поваренную соль?
  • Как поступать с жирами?
  • Как обогатить рацион витаминами?
  • Как быть при повышенном уровне холестерина?
  • Режим питания, меню.
  • Кулинарная обработка.
  • Алкоголь и здоровое питание.
  • Самооценка пищевых привычек.
  • Составление индивидуального плана оздоровления питания.
  • Дневник питания.
  • Что такое ожирение?, индекс массы тела?
  • Определение  ИМТ.
  • Какими способами ограничить калорийность рациона?
  • Какую роль и какое значение имеет физическая активность для Вашего здоровья?
  • Как оценить свою тренированность?
  • Комплекс упражнений.

Занятие 3.

  • Что такое стресс?
  • Социальная адаптация.
  • Факторы риска, формирующие стресс.
  • Немедикаментозные приемы защиты от стресса.
  • Выработка своего алгоритма вывода организма из стрессовой реакции.
  • Цель лечения артериальной гипертонии?
  • Когда начинать и как долго лечить гипертонию?
  • Принципы лекарственной терапии.
  • Современные лекарства- показания и противопоказания.
  • Что влияет на эффективность лечения?
  • Приверженность к лечению.
  • Доврачебная само- и взаимопомощь при кризе.
  • Врач и пациент – союзники в лечении АГ.

Как правильно питаться при гипертонии?

Перед Вами пирамида здорового питания. Его основу составляют зерновые продукты ( 7-8 порций в день), овощи и фрукты.

Тематический план по школе артериальной гипертонииПравильное питание при АГ предполагает:

  • низкое употребление соли – не более 1 чайной ложки в день;
  • приём пищи 4-6 раз в день небольшими порциями;
  • обогащение рациона свежими овощами ( 4-5 порций в день) и фруктами ( 2-4 порции в день);
  • употребление молочных продуктов с низким содержанием жира (2-3 порции в день);
  • предпочтительно употребление рыбы, не жирных сортов мяса, желательно отварного;
  • ограничение употребления сладостей до 1 раза в неделю.

​1 порция – это:

  • молочные продукты: 250 мл 1% молока или 120 мл 2% йогурта;
  • отварное мясо, рыба, птица – 84 гр;
  • овощи, фрукты: 160 гр вареных или свежих овощей, 180 мл овощного или фруктового сока, 1 фрукт среднего размера;
  • зерновые продукты: 1 ломтик хлеба ( желательно муки грубого помола), 120 мл овсянки.

ФИЗКУЛЬТУРА И АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТОНИЯ

Тематический план по школе артериальной гипертонииАртериальная гипертония (АГ) – периодическое или стойкое повышение артериального давления (АД) – самое распространенное хроническое заболевание сердечно-сосудистой системы. Одним из методов снижения АД является регулярная физическая активность. Она оказывает тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, снижает сердечный выброс крови в покое и тонус сосудов, улучшает спектр крови, работу мышц, настроение, уменьшает риск тромбообразования, способствует снижению массы тела, препятствуют развитию диабета, стрессов и депрессии. Регулярные тренировки снижают АД на 4-5 миллиметров ртутного столба, если АГ имеется, а также препятствуют ее развитию.

Какой уровень нагрузки допустим? Тренированность сердца и сосудов достигается при нагрузках с участием в работе мелких, средних и больших мышечных групп по 30-40 минут от 3 до 5 раз в неделю.

Интенсивность нагрузки контролируется рекомендуемой частотой сердечных сокращений (в % от максимальной частоты сердечных сокращений 220 – возраст).

При мягкой или умеренной АГ в начале занятий нагрузка должна соответствовать 50%  это величины, с постепенным, под контролем врача, увеличением до 70%. При хорошей коррекции АД через 6 месяцев возможно увеличение интенсивности даже до 85%.

Как повысить повседневную физическую активность?  Для начала отказаться, по возможности, от поездок в общественном транспорте, частично – от лифта. Ходить пешком. Заниматься утренней гигиенической гимнастикой и физическим трудом в быту. Играть в подвижные игры (волейбол, бадминтон, теннис). Приобщить к регулярным занятиям оздоровительной физкультурой (ходьбой, плаванием, велосипедом, лыжами, медленным бегом), начиная с молодого возраста.

Как построить занятия по повышению физической активности?

  1. Разминка в течение 15-20 минут при АГ, 5 минут – при нормальном АД. При этом общеразвивающие упражнения чередуются  с  дыхательными.
  2. Основная часть занятия (аэробная фаза) – дозированная ходьба в тренирующем режиме на дистанцию 3-4 километра в течение дня со скоростью до 120 шагов в минуту. Темп следует увеличивать постепенно, определив исходный индивидуальный предел ходьбы в обычном темпе до «остановки» (появления усталости). По мере тренированности интенсивность этой части занятия возрастает до 20-30 минут.
  3. Заключительная часть (выход из аэробной нагрузки) – это продолжение движения с постепенным снижением интенсивности, для постепенного уменьшения частоты сердечных сокращений. Ее продолжительность 20-30 минут. Для снижения сосудистого тонуса и лучшего расслабления следует проводить дыхательные упражнения (выдох длиннее вдоха), а также – на растягивание и расслабление мышц.

            Надежным показателем тренирующих воздействий являются со временем: урежение пульса в покое, восстановление частоты пульса до исходных значений после занятия за 3 минуты, тенденция к снижению и стабилизации АД, возможность постепенного увеличения нагрузки, улучшение сна, общего самочувствия.

Лицам с тяжелой АГ следует заниматься лечебной физкультурой  или ограничиться повседневной активностью в быту.

Гипертония грозит слабоумием

Исследование Национального института старения (Мэриленд, США), установило, что слабоумие у людей после 70 лет напрямую связано с повышенным давлением после 50 лет. «А что вы хотите, – говорят исследователи, – когда кровь в буквальном смысле давит на мозг, нервные клетки нормально работать не смогут!» Есть и приятное известие: снижение кровяного давления до нормы способствует восстановлению памяти и когнитивных способностей сразу на 10%. Так что рекомендация следить за давлением и, если необходимо, регулярно принимать препараты особенно важна для тех, кто зарабатывает на жизнь умст­венным трудом.

Читайте также:  Гипертония народная медицина средства

Схожие данные получены и в Брайхемском университете молодости (Юта, США). Здесь рекомендуют следить за давлением всем, кто страдает забывчивостью, раздражительностью и вообще считает, что стал плохо соображать в бытовых вопросах. По их данным, снижение веса до нормы и замена жирных продуктов на овощи улучшают работу мозга на 2,7–4,6%.

Помидоры чистят сосуды

А Кембриджский университет (Англия) порадовал новостью о неожиданной стороне томатов. Оказывается, входящее в их состав вещество ликопен поразительно полезно влияет на эндотелий – внутренние стенки сосудов. О пользе ликопена как антиоксиданта говорилось не раз, вот теперь выяснилось, что он еще и сосуды очищает изнутри, улучшая их проходимость на 53%. Разумеется, это если сосуды были в плохом состоянии, у здоровых он просто поддерживает норму. Удобно, что ликопен в отличие от многих полезных веществ не боится нагрева, так что помидоры можно с  чистой совестью тушить и запекать.

Интересно

Ученые, изучающие влияние на организм частоты сердечного ритма, пришли к неожиданному выводу: люди, имеющие более редкий пульс, живут дольше, чем те, у кого пульс более частый (особенно при частоте сердечных сокращений более 100 ударов в минуту).

Однако с возрастом (на фоне выраженного атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний) у обладателей редкого пульса возникает другая проблема: брадикардия может приводить к ухудшению мозгового кровообращения и быть причиной плохого самочувствия и даже обмороков.

Оказывается, лишний белок – мясо, птица, рыба – с возрастом мешает здоровью сердца. Это установили ученые из Медицинской школы Университета Нанкина (Китай). Они обследовали более 200 тысяч человек в течение 14 лет. Оказалось, что у тех, кто превышал ежедневную норму белка, ухудшалось состояние сердечно-сосудистой системы. Так, каждые лишние 20% белка на 26% повышали риск инфаркта. Норма протеина зависит от возраста и пола, в среднем она составляет 0,8–1 г на 1 кг собственного веса в день. Больше нужно только спортсменам, но и им редко советуют свыше 2–2,4 гбелка на 1 кг своего веса в день.

Приморцам о метеочувствительности

Тематический план по школе артериальной гипертонии       Еще в 380 году до н.э. древнегреческие авторы указывали, что климат, атмосферные изменения и сезоны года влияют на человека, причины и течение болезней. Великому ученому врачу Гиппократу принадлежат слова: «Если много людей одновременно заболевает одной и той же болезнью, то причину ее следует искать в том, что является общим для всех людей…»

Многие из нас ощущают изменения в самочувствии во время перемены погоды, повышения или понижения температуры окружающей среды, изменения атмосферного давления. Конечно, современный человек не связывает это «с карой небесной», но, тем не менее, ученые доказали воздействие климата и погоды на течение ряда заболеваний: гипертонической болезни, инфаркта миокарда, бронхолегочных заболеваний, инсультов. Влияние муссонного климата Дальнего Востока на состояние здоровья и заболеваний человека изучалось и продолжает изучаться нашими приморскими учеными.

Известно, что среди здоровых людей  магнитометеочувствительность встречается в 28-57% случаев. Среди страдающих артериальной гипертонией этот показатель достигает 70%, а при бронхиальной астме – уже 92%. Метеочувствительность у взрослых отмечается в 55-70%, а у детей с хроническими заболеваниями – в 40-60% наблюдений.

Что же такое метеочувствительность? Формулировка предельна проста: метеочувствительность представляет собой состояние повышенной напряженности или срыва защитных сил и адаптационных систем организма человека в ответ на неблагоприятное воздействие метеофизических факторов.

Повышенная магнитометеочувствительность может возникать после гриппа, ангины, пневмонии или атаки ревматизма. К повышению метеочувствительности могут вести эндокринные расстройства, чаще у людей с повышенной массой тела. Ученые выявили зависимость уровня сахара крови от метеогеофизических колебаний, как у здоровых, так и у больных сахарным диабетом. Эндокринные сдвиги в период полового созревания, беременности и менопаузы также способствуют повышению  метеочувствительности.

Исследования врачей показали, что метеочувствительность зависит и от возраста. Первые повышения уровня метеочувствительности отмечаются у детей грудного возраста, затем частота ее снижается. К 14-20 годам показатели метеочувствительности стабилизируются на уровне взрослых, и составляет около 24%.  Затем, в возрасте до 50 лет удельный вес таких людей в популяции увеличивается до 33%. А после 51 года доходит до 50%. Это объясняется тем, что в зрелом и пожилом возрасте с годами накапливаются нарушения функций внутренних органов и центральной нервной системы, а также  увеличивается число людей с хроническими заболеваниями.

Метеочувствительность может зависеть от конституциональной предрасположенности.  Одни люди реагируют на любые погодные изменения, другие – или только на приход холодного фронта, или усиление ветра, или на осадки. На некоторых влияет приход теплого фронта (жаркой погоды).

Профессиональные вредности, хоть и реже, но все же тоже могут стать причиной повышения метеочувствительности. К ним относятся вибрация, воздействие СВЧ-поля, ионизирующая радиация, гиподинамия и психоэмоциональное напряжение.

В ряде случаев не всегда можно проследить зависимость ухудшения здоровья от смены погоды. Связано это с тем, что погодный фронт может «свернуть» и не распространиться над данной территорией. У человека создается «ощущение ошибки»: самочувствие ухудшилось, а погода осталась прежней.

В зависимости от состояния здоровья, наличия хронических заболеваний, типа нервной системы проявления метеочувствительности могут характеризоваться – ухудшением настроения, головной болью, болями в сердце, повышением или понижением артериального давления, нарушением сердечного ритма, снижением жизненной емкости легких, ухудшением дыхания и др.

Для купирования метеотропных реакций врачи рекомендуют: активный отдых, адекватные физические нагрузки, контрастные температурные воздействия, ношение магнитных или ионических браслетов, магнитных клипсов, стелек, использование витаминных и минеральных комплексов, содержащих аскорбиновую кислоту, витамины группы В. Используются растительные адаптагены  (настойки элеутерококка, женьшеня, левзеи, плоды шиповника и др.). Важно соблюдать режим сна и бодрствования, рационального питания и оптимального потребления жидкости.

Восточные философские системы предлагают практику хатха-йоги, которая помогает усилить жизненные энергии и дать человеку возможность ими управлять. Хороший эффект имеют также упражнения на релаксацию, аутотренинги, массаж биологически активных точек, дыхательные и гимнастические упражнения.

Если говорить в целом, то профилактика метеотропных реакций состоит из комплекса мер, направленных на активизацию защитных сил организма, восстановление нормальных функций аппарата дыхания, кровообращения, пищеварения. Но профилактические меры зависят не только от перемены погоды или атмосферного давления – они диктуются состоянием здоровья, наличием хронических заболеваний, т.е. здесь нужен индивидуальный подход. С этой целью пройдите обследование у специалистов (терапевта, кардиолога, невролога, пульмонолога, эндокринолога, врача ЛФК), и данные ими рекомендации неукоснительно выполняйте. Здоровья Вам!

Источник