Занятия в школе артериальной гипертонии

Кровяное давление может повышаться в любом возрасте. Избавиться от гипертонии практически невозможно. Для улучшения качества жизни нужно постоянно придерживаться определенных правил. Для этой цели создана школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией, основанная на индивидуальном подходе к каждому человеку.
Цели школы для гипертоников
Школы здоровья создаются на базе лечебно-профилактических учреждений Москвы и других городов, и представляют собой доверительную беседу между врачом, пациентами, родственниками больных гипертонией. Практически у всех обучаемых диагностирована гипертония в различной стадии течения, от 1 до 3.
Школа артериальной гипертензии ставит перед собой следующие цели:
- информирование больных с артериальной гипертензией, как развивается болезнь, какие факторы приводят к заболеванию, о возможных осложнениях и профилактике синдрома;
- привить ответственность за состояние собственного здоровья;
- обучение больных контролю и ответственности за состояние здоровья, учат как выполнить измерение АД в мм рт. столба;
- привить привычку следовать врачебным рекомендациям, с одновременным выполнением правил по лечению в домашних условиях. Получение рекомендаций по снижению АД;
- обучение оказанию помощи при гипертоническом кризе до приезда скорой;
- ознакомление, как проводится медикаментозное лечение, и лечение артериальной гипертонии в домашних условиях;
- обучение больных правильному поведению, включая грамотный образ жизни, при высоком АД.
С помощью специально разработанных программ в школе артериальной гипертонии, специалисты находят индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Структура обучения
Структура обучения в школе здоровья для пациентов с артериальной гипертензией, состоит из следующих взаимосвязанных занятий:
- вводная часть. На первом занятии врач и обучающиеся знакомятся. Ведущий за один раз рассказывает о целях обучения, и кратко рассказывает, что представляет собой патология на различных стадиях развития, о том какими симптомами проявляется заболевание. Несколько минут отводится на вопросы и ответы. Рассматриваются разные случаи появления патологии;
- информационная часть занятий. Проводимое занятие дает знания о факторах, которые увеличивают вероятность развития артериальной гипертензии. Специалист рассказывает, о связи состояния артерий и сосудов на отметку АД, как системы организма реагируют на высокую отметку. Обучают правильному измерению кровяного давления, составляют индивидуальный метод по начальным действиям для каждого обучающегося;
- активные занятия состоят из ответов на вопросы обучающихся. Проводятся семинары, и индивидуальное консультирование;
- заключительные занятия. Подводятся итоги предыдущих занятий.
Полный курс занятий для пациентов с развивающейся гипертонией, или протекающей в хронической форме, обычно состоит из 8 занятий. Средняя продолжительность каждого занятия составляет 90 минут.
Что получает пациент по окончании занятий?
Если человек проходит полное обучение, организованное для больных с диагнозом артериальная гипертензия, то получает следующие знания:
- основные причины и факторы, вызывающие повышение АД. Основные факторы риска, к которым относится: избыточная масса тела, низкая физическая активность, отсутствие здорового питания, наличие постоянного стресса, напряженные отношения в семье. Перечисленные факторы провоцируют риск развития инфаркта миокарда, болезни сердца и почек, инсульт, повышение артериального давления, сердечно-сосудистые патологии;
- симптомы проявления АГ;
- узнает, как проявляется гипертонический криз, и как резкое повышение АД может спровоцировать нарушение кровообращения мозга. Узнает, как проявляются низкие показатели АД;
- овладевает знаниями по оказанию экстренной помощи при резком перепаде показателей. Усваивает более одного способа помощи. Это особенно важные знания, позволяющие значительно снизить риск развития осложнений;
- создает индивидуальный план по оздоровлению собственного организма, выбирая оптимальный вариант;
- учится контролировать артериальные параметры самостоятельно.
Обучающиеся получают знания о правильном питании, о кулинарной обработке рекомендуемых при гипертонии продуктах. На активной части занятий специалист обучает, как правильно рассчитать энергетическую ценность пищевого рациона при повышенных показателях давления.
На последних занятиях в школе здоровья по артериальной гипертензии, обучающиеся учатся решать специальные задачи по гипертонии.
Задачи с ответами по артериальной гипертензии
На занятиях, организованных для людей с диагнозом артериальная гипертензия, на заключительных занятиях проверяются полученные знания. Проверка проводится несколькими способами:
- обучающимся предлагают ответить на вопросы. Таким образом проверяется, насколько пациент усвоил полученные знания;
- раздаются анкеты, где путем анонимного опроса, обучающиеся ставят оценки полученному уровню обучения, пишут свои пожелания;
- обучающимся предлагается решить специальные задачи по артериальной гипертензии, и затем предоставляется возможность свериться с ответами.
Каждая задача для больных артериальной гипертонией представляет собой типовую ситуацию. Обучающийся должен поставить диагноз, и попробовать составить лечебный план.
Пример задачи
К врачу обратилась женщина, в возрасте 60 лет. Женщина описывает беспокоящие ее симптомы:
- головная боль пульсирующего характера;
- тошнота;
- мельтешение перед глазами.
Женщина вызвала врача, и чувствует себя плохо в течение часа. Самочувствие ухудшилось на фоне стрессовой ситуации.
Специалист, просмотрев карточку больной, видит, что женщина страдает гипертонией на протяжении 10 лет. Сахарный диабет является сопутствующим заболеванием. После опроса выясняется, что последний месяц она перестала принимать назначенные ранее гипотензивные препараты.
Осмотр больной дал следующие результаты:
- общее состояние отмечается, как удовлетворительное;
- ритмичные тоны сердечной мышцы;
- пульс 8 уларов за минуту;
- параметры давления 185 на 100.
Обучающимся в школе здоровья пациентам, имеющим проблемы из-за повышенного АД, предлагается ответить на следующие вопросы медицинской задачи:
- какой предварительный диагноз можно поставить женщине;
- как связать причины, спровоцировавшие скачок давления в сторону увеличения измеряемых параметров;
- первая помощь в сложившейся ситуации;
- план обследования;
- план лечения по результатам обследования.
Пациенты, закончившие полный курс обучения с уклоном по артериальной гипертензии, и не имеющие медицинского образования, способны дать ответы на предлагаемые вопросы. После самостоятельных ответов, ведущий занятия предлагает свериться с эталонами ответов.
Ответы на задачу:
- после осмотра поставлен предварительный диагноз. Это гипертония на 2 стадии развития. Степень артериальной гипертензии 3. Существует риск гипертонического криза;
- стрессовая ситуация, прекращение назначенного лечения;
- гипертонический криз можно снять такими препаратами, как Анаприлин, Клофелин, Каптоприл. Из мочегонных препаратов — Фуросемид. Снижать АД нужно постепенно, в течение 40 минут, чтобы исключить тяжелые последствия для организма. Стационар пока не требуется;
- необходимо провести лабораторные исследования крови и мочи. Изучить кровь на такие показатели, как креатинин, мочевина, глюкоза, калий. Обследование глазного дна, кардиограмма.
Умение решать типовые задачи по артериальной гипертензии, помогают обучающимся самостоятельно анализировать собственные симптомы в экстренной ситуации, и грамотно объяснять их специалисту. Подобные знания на тему гипертонической болезни в школе здоровья, способствуют укреплению самодисциплины, которая необходим при диагнозе гипертония.
Презентации для пациентов
На активных занятиях для обучающихся часто проводятся презентации на следующие темы:
- что нужно знать о гипертонии и гипертензии. Чем отличаются оба понятия;
- как должен питаться пациент с повышенным давлением;
- ожирение, как основная причина патологии;
- физические упражнения при высоком давлении;
- курение и АД. Презентация предназначена для курящих пациентов с гипертонией;
- стрессовые ситуации и их влияние на здоровье;
- медикаментозная терапия при гипертонии. Мотивация больного к лечению.
На презентациях обучающиеся получают необходимые знания, овладевают нужными практическими навыками, учатся планировать день.
Профилактические мероприятия против артериальной гипертензии
На занятиях об артериальной гипертонии в школе здоровья, рассказывают, как важно придерживаться определенных рекомендаций при повышенном давлении. Особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям, состоящим из следующих действий:
- контроль за массой тела и уровнем холестерина. Оптимальный вес является главным условием немедикаментозного лечения патологии;
- обязательная, ежедневная физическая нагрузка. Это пешие прогулки, зарядка, велосипед, плавание;
- грамотное питание, исключающее из меню соленую, острую, жареную, пряную, сладкую пищу, алкоголь. Нужно отказаться о фастфуда, полуфабрикатов, консервированной продукции. По возможности следует отказаться от добавления соли во время приготовления еды;
- при употреблении спиртосодержащих продуктов соблюдать минимально допустимую дозировку, либо полностью отказаться от выпивки;
- употреблять продукты с большим содержанием калия, которые помогают снижать параметры давления. Это различные овощи и фрукты;
- стараться бросить курить;
- если после постановки диагноза врач назначил медикаментозную терапию, то необходимо соблюдать назначения. Нельзя самостоятельно прекращать лечение, чтобы исключить гипертонический криз. При возникновении нежелательных эффектов от лекарства, в процессе лечения, нужно посоветоваться с врачом, чтобы скорректировать назначения. Многие пациенты допускают ошибку, прекращая прием гипотензивных препаратов после стабилизации АД. Но, частой причиной гипертонического криза является самовольное прекращение лечебного курса. Также нельзя пропускать прием прописанных препаратов.
Несмотря на гипертонию, пациент может жить качественной жизнью. Для этого необходимо регулярно консультироваться со специалистом, постоянно контролировать показатели давления. Нужно научиться самостоятельно правильно измерять АД.
Справиться со всеми перечисленными задачами, необходимыми для стабилизации артериального давления, помогут специальные занятия в школе для больных с артериальной гипертензией.
Источник
Министерство образования и науки Ульяновской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ульяновский медицинский колледж
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕАУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ
«Школа здоровья. Артериальная гипертония».
Разработано преподавателями:
Крыловой Е.Ю. и Захаровой Н.М
Ульяновск
2014
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка…………………………………………………4
- Методическая разработка………………………………………………5
- Приложения………………………………………………………………8
- Сценарий…………………………………………………………..9
- Материалы презентации ……………………………………….16
- Буклет………………………………………………………..…..20
- Листок здоровья…………………………………………………21
- Фотоотчет …………..…………………………………………..22
- Список литературы…………………………………………………….25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеаудиторная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеаудиторные мероприятия делают обучение более интересным, расширяют и углубляют знания студентов по изучаемой дисциплине, дают простор инициативе и творчеству. Это приобретает особую актуальность в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, в которых рекомендуется сочетать учебную аудиторную деятельность с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Для внеаудиторного мероприятия выбрана интегрированная форма, так как она предполагает межпредметные связии, и способствует слиянию в одном учебном материале знаний из разных областей.
Способами взаимодействия между обучающими и обучающимися выбраны активные и интерактивные методы обучения, так как они способствуют выработки самостоятельных, творческих решений путем постоянного взаимодействия.
Значимость выбранной темы внеаудиторного занятия обусловлена тем, что:
1. Артериальная гипертензия в Российской Федерации остается одной из наиболее значимых медико – социальных проблем.
2. Мы часто сталкиваемся с безразличием к своему здоровью.
3. В этих условиях медицинский работник должен стать примером здорового образа жизни.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателя, в качестве пособия по проведению внеаудиторного занятия по МДК «Сестринская помощи при нарушениях здоровья» (тема «Сестринская помощь в терапии») со студентами специальности 060501 Сестринское дело или по МДК «Лечение пациентов терапевтического профиля со студентами специальности 060101 Лечебное дело.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Методическая цель:
Продемонстрировать нестандартные форму и методы проведения внеаудиторного занятия при реализации деятельностно-компетентностного подхода и формирования здоровьесберегающих компетенций обучающихся в соответствии с ФГОС СПО.
Задачи мероприятия:
- Проанализировать результаты обследования студентов 1 курса в Центре здоровья.
- Обозначить проблемы здоровья студентов.
- Раскрыть актуальность проблемы – артериальная гипертония.
- Выявить факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний.
- Обучить студентов 1 курса правилам измерения АД.
- Актуализировать ценность здорового образа жизни.
Форма проведения: интегрированная
Методы:
Активные и интерактивные:
- имитация профессиональной деятельности с элементами деловой игры;
- проблемно-поисковые, самостоятельная работа с источниками информации – на этапе подготовки к занятию.
Участники:
Занятие ведут студенты старших курсов.
Слушателями Школы здоровья являются студенты-первокурсники.
Цели занятия:
Цели занятия | Для старшекурсников | Для первокурсников |
Обучения | Систематизировать знания об артериальной гипертонии. Обеспечить формирование у обучающихся практического опыта: • консультирования, обучения путем демонстрации практического применения полученных знаний и умений, • эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности. | Сформировать у обучающихся знаний о правилах измерения АД. |
Воспитания | Продолжить формирование у обучающихся: • стремления проводить мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья населения, • умений работать в команде, • культуры общения, • устойчивого интереса к будущей профессии. | Способствовать формированию у обучающихся: • мотивации к учебной деятельности, • стремления проводить мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья, • понимания значимости будущей профессии. |
Развития | Продолжить развитие у обучающихся: • клинического, творческого мышления | Способствовать развитию у обучающихся: • чувства ответственности за свое здоровье |
Формируемые компетенции:
Формируемые компетенции | Для старшекурсников | Для первокурсников |
Общие | ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. ОК 14 Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента. | ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. ОК 14 Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента. |
Профессиональные | ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
Подготовительная работа:
- Планирование деятельности.
- Анализ результатов обследования студентов 1 курса в Центре здоровья.
- Сбор, анализ и систематизация собранной информации по артериальной гипертонии.
- Подготовка презентации, планшеток, листков здоровья и буклетов.
Средства обучения и воспитания:
- Планшетки:
– «Гипертонический криз»,
– «Профилактика гипертонической болезни».
- Буклет «Измеряйте артериальное давление правильно»
- Листок здоровья
- Тонометры, фонендоскоп
- Мультимедийная презентация
- Проектор
- Экран
ПРИЛОЖЕНИЯ
СЦЕНАРИЙ
Вводная часть
Ведущий 1
Здравствуйте, уважаемые гости и первокурсники! Недавно Вы ходили в Центр здоровья, где выявляли, есть ли у Вас проблемы со здоровьем. И, как оказалось, у многих они уже есть. Обследовано было 123 человека:
– изменения функционального состояния миокарда выявлены у 34%
– тахикардия у 50%
– ИМТ выше нормы у 21%
– при сборе анамнеза факторы риска ССЗ были обнаружены у 78%
– наличие артериальной гипертензии у 16%
Мы знаем, что артериальная гипертензия в Российской Федерации, несмотря на усилия ученых, врачей и органов управления здравоохранения, остается одной из наиболее значимых медико-социальных проблем. Это обусловлено широким распространением данного заболевания – около 40% взрослого населения РФ имеет повышенный уровень АД, так и тем, что АГ является важнейшим факторов риска основных сердечно-сосудистых заболеваний определяющих высокую смертность в нашей стране
В ноябре месяце, более 4,5 тысяч ульяновцев приняли участие в акции «Стоп! Гипертония!» из них 1512 имели повышенное артериальное давление. Акция проходила в крупных торговых центрах города. Мы принимали участие в этом мероприятии. Целью данной акции было привлечение внимания наших горожан к своему здоровью. Целью нашего мероприятия является привлечение вашего внимания к состоянию своего здоровья.
Ведущий 2
Как старшекурсники, уже изучившие артериальную гипертонию, и в этом году участвующие в исследовательской студенческой работе по теме «Роль средних медработников в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни» мы пригласили Вас для того, чтобы рассказать о факторах риска и профилактике артериальной гипертонии. И, мы надеемся, что после нашей встречи, у Вас возникнет потребность в ведении здорового образа жизни.
Для работы на сегодняшнем занятии мы подготовили для вас листки здоровья, в которых вы будете делать записи.
(Первокурсникам раздаются листки здоровья)
Основная часть
Ведущий 1
? Можете ли вы сказать, что такое артериальное давление, и какое давление считается нормальным?
Говорит первокурсник………………………..
Ведущий 2
Артериальное давление – сила, с которой кровь давит на стенки сосудов. Величина его зависит от многочисленных факторов: силы, с которой сердце выбрасывает кровь в сосуды; количества крови, выталкиваемой в сосуды; от эластичности сосудов; от тонуса сосудов, который регулируется нервной системой и гормонами.
Во время сокращения сердца (систолы) давление в артериях максимальное – это систолическое или «верхнее» АД, во время расслабления сердца (диастолы) давление уменьшается, в это время регистрируют диастолическое или, так называемое, «нижнее» АД.
Нормальным считается АД от (10060) или 11070 до 13989. Сделайте запись в листке здоровья.
Ведущий 1
? Так, что же такое артериальная гипертония?
Говорит первокурсник………………………..
Ведущий 1
Артериальная гипертония – это периодическое или стойкое повышение АД до 140/90 мм рт. ст. и выше.
В 5-10% случаев встречается, так называемая, вторичная или симптоматическая АГ, которая является симптомом ряда заболеваний: почек, нервной и эндокринной систем, сосудов.
В 90-95% случаев встречается гипертония первично не связанная с заболеваниями органов принимающих участие в регулировании АД это и есть первичная, или эссенциальная, АГ, которую в России называют гипертонической болезнью. Сделайте запись.
Ведущий 2
? Как Вы думаете, какие факторы могут привести к артериальной гипертонии?
Говорит первокурсник………………………..
Ведущий 1
Для ряда заболеваний сердечно-сосудистой системы, в том числе и гипертонической болезни, существуют так называемые немодифицируемые и модифицируемые факторы риска развития.
Немодифицируемые факторы – это те, на которые мы не можем повлиять. К ним относятся:
- Наследственность.
Это наличие среди близких родственников (родители, бабушки, дедушки, братья и сестра) больных гипертонической болезнью.
- Мужской пол.
У мужчин, в среднем на 10 лет раньше, развивается гипертоническая болезнь, так как женщин «охраняют» женские половые гормоны, препятствующие развитию гипертонической болезни.
- Возраст.
Чем старше человек, тем, как правило, выше цифры его артериального давления.
Ведущий 2
Модифицируемые факторы – это те, на которые человек может воздействовать, может их полностью или частично устранить. Все они большей частью связаны с образом жизни человека.
- Стресс и психическое перенапряжение.
Повторяющиеся психоэмоциональные стрессы, постоянное умственное напряжение, высокая степень эмоциональности – это те факторы, которые запускают сложный механизм повышения АД.
- Погрешности в питании.
Избыток соли, ведущий к задержке жидкости в организме.
Избыток животных жиров, приводящий к формированию атеросклеротических бляшек, которые сужают просвет сосудов.
Излишняя калорийность пищи, приводящая к ожирению.
- Гиподинамия.
Статистика говорит, что у людей ведущих малоподвижный образ жизни риск возникновения гипертонии на 50% выше, чем у людей, которые ведут активный образ жизни.
- Ожирение.
Гипертония у людей с избыточной массой тела встречается чаще в 2 – 6 раз, поскольку ожирение часто связано с другими перечисленными факторами. Подсчитано, что каждый килограмм лишнего веса означают увеличение давления на 2 мм. рт. ст.
- Употребление алкоголя.
- Курение.
Трудно найти другую такую привычку, о вреде которой говорилось и писалось столь много. Компоненты табачного дыма, попадая в кровь создают постоянный спазм артерий, который закрепляясь, приводит к жесткости артерий, что влечет за собой повышение давления в сосудах. Вещества, содержащиеся в табаке, способствуют механическому повреждению стенок артерий, что предрасполагает к образованию в этом месте атеросклеротических бляшек.
Ведущий 1
! Из представленных на слайде факторов риска выпишите в рабочую тетрадь те факторы, которые есть в наличие у Вас.
! Теперь. Отметьте знаком «-», те факторы, которые невозможно изменить – то есть, это будут неуправляемые факторы.
Знаком «+» отметьте те факторы, которые вы можете легко, без особых усилий изменить.
И знаком «+-»те, которые изменить трудно, требующие особых усилий, воли, времени, средств.
Теперь Вы знаете свои индивидуальные факторы риска.
! Дома, самостоятельно, разработайте план оздоровления, начните с тех факторов, которые вы можете легко устранить. Отразите в плане те действия, которые позволят вам избавиться от негативных факторов, выбирайте конкретные, реальные мероприятия.
Например: Для устранения гиподинамии я буду каждый день подниматься в свою квартиру по лестнице пешком, начиная с одного пролета и прибавляя 1 пролет в неделю. Или буду выходить на одну остановку раньше и идти до дома пешком. И так по каждому выявленному фактору.
Ведущий 2
? Чем же опасно повышенное АД?
Говорит первокурсник………………………..
Ведущий 1
Давайте посмотрим видеосюжет, который позволит заглянуть нам внутрь человека и увидеть, что же происходит при АГ.
АГ приводит к прогрессированию атеросклероза.
В результате АГ страдает сердце, возникает гипертрофия миокарда левого желудочка и развитие в последующем сердечной недостаточности.
При закупорке коронарных артерий атеросклеротической бляшкой возникает некроз сердечной мышцы – инфаркт миокарда.
При ГБ страдают и почки, в поздних стадиях развивается нефросклероз, с последующим развитием почечной недостаточности.
Страдает и орган зрения. Ухудшается состояние глазного дна, могут возникнуть отек зрительного нерва, кровоизлияния.
Изменения в сосудах головного мозга могут вызвать эмболию, что приводит к острому нарушению мозгового кровоснабжения, то есть к инсульту.
Чтобы не доводить состояние своего здоровья до таких проблем, любой человек должен знать свое артериальное давление и уметь его правильно измерять.
Измерять давление вас научит Маша (3 ведущий).
Ведущий 3
При измерении АД необходимо чётко соблюдать определённые правила. Если их не выполнять, то вероятен неточный результат измерения.
Условия измерения:
1. За час до измерения нельзя употреблять кофе, крепкий чай.
2. За 30 мин до измерения не курить.
3. АД измеряется в покое после 5-10 минутного отдыха.
4. Измерить АД следует на обеих руках. На той руке, где давление оказалось выше, нужно выполнить еще два измерения. И средние цифры из полученных трех измерений дадут наиболее правдивую информацию о вашем АД.
Оснащение:
Для измерения АД используют прибор (тонометр), состоящий из сжимающей руку пневмоманжеты, которую накладывают на плечо, груши для нагнетания воздуха с регулируемым клапаном и манометра.
Размер манжеты должен соответствовать размеру руки.
Манжета должна охватывать не менее 80 % окружности плеча; для взрослых лиц применяется манжета шириной 12-13 см и длинной 30-35 см.
Стрелка тонометра перед началом измерения должна находится на нулевой отметке.
Положение при измерении АД:
Сидя в удобной позе; рука на столе и находится на уровне сердца; манжета накладывается на плечо, нижний край ее на 2см выше локтевого сгиба.
При измерении нужно сидеть, свободно облокотившись на спинку стула и положив руку на стол. Недопустимо положение руки «на весу».
Техника измерения:
Между манжетой и поверхностью плеча должен проходить палец, нижний край манжеты должен быть на 2,5 см выше локтевой ямки.
Быстро накачать воздух в манжетку на 20-30 мм рт ст выше ориентировочного систолического, определенного предварительно по пульсу на лучевой артерии.
Снижать давление нужно постепенно—2 мм рт ст в секунду.
Уровень давления, при котором появиться 1-ый тон—систолическое АД.
Уровень давления, при котором происходит исчезновение тонов—диастолическое АД.
Среднее значение двух и более последовательных измерения, с интервалом не менее 1 минуты, будет точнее отражать ваш уровень АД.
Если тоны очень слабы, то следует поднять руку и выполнить несколько сжимающих движений кистью, затем измерение повторить, при этом не следует сильно сдавливать артерию мембраной фонендоскопа.
При затруднениях с самостоятельным измерением можно приобрести автоматический тонометр. в таких аппаратах манжета накачивается автоматически и цифры АД отображаются на специальном экране.
! Дома измерьте себе давление. И запишите свой результат в листок здоровья.
Заключительная часть
Рефлексия: ведущие просят высказаться первокурсников и гостей, дать оценку мероприятию.
Ведущий 1
? Есть ли у вас вопросы?
Полезна ли была сегодняшняя наша встреча?
! Прошу высказаться одним предложением, выбирая начало из рефлексивного экрана:
– сегодня я узнал…
– я понял, что…
– теперь я могу…
– мне захотелось…
– меня удивило…
– я приобрел…
————————————————————————————————————
Артериальное давление – это _____________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Артериальное давление в норме от ____/___ до ____/___ мм рт ст
Артериальная гипертензия – это __________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Министерство образования и науки Ульяновской области
областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ульяновский медицинский колледж
ЛИСТОК ЗДОРОВЬЯ
——————————————————————————————————–
ФАКТОРЫ РИСКА | ПОСТАВЬТЕ ЗНАЧКИ «−» или «+» или «±» |
Мое артериальное давление ______/_____ мм рт ст
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Глезер М.Г., Сайгитов Р.Т. Качество жизни у больных с артериальной гипертонией, Москва, 2010.
- Диагностика и лечение артериальной гипертензии. Российские рекомендации четвертого пересмотра. ВНОК, Москва 2010 г
- Мышкина А.К. Новый справочник терапевта. Ростов на Дону. Феникс 2008 г.
- Смолева Э.В. Терапия с курсом ПМСП. Ростов на Дону. Феникс 2007 г.
- Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией. Методические рекомендации. ГУЗОТ «Центр медицинской профилактики» г.Липецк, 2011 г
- «Школа здоровья. Артериальная гипертония. Руководство для врачей / под ред. Р.Г. Оганова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.— 192 с.»
Источник