Анкеты для школы здоровья по гипертонии
Дата ____________ Ф.И.0. ______________________________________
Пол ______ Год рождения ________ Рост _______ Масса тела ________
Образование __________________ Профессия ______________________
Место работы__________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________
- Наличие у родственников (дедушки, бабушки, родителей, братьев, сестер) следующих заболеваний:
а) стенокардия (сердечные приступы);
б) инфаркт миокарда;
в) гипертония (повышение артериального давления);
г) инсульт (кровоизлияние в мозг;
д) ожирение;
е) алкоголизм или частое употребление алкоголя с выраженным опьянением;
ж) не известно.
- Родители умерли до 60 лет от кровоизлияния в мозг или от инфаркта миокарда:
а) да;
б) нет;
в) неизвестно.
- Какие из факторов риска гипертонической болезни Вы обнаруживаете у себя:
а) избыточную массу тела;
б) пристрастие к соленой пище;
в) психическое напряжение на работе;
г) конфликтность в домашней обстановке;
д) их нет.
- Отмечается ли у Вас малая физическая активность:
а) неподвижная работа 5 ч и более;
б) физической активности менее 10 ч в неделю.
- Курение и его длительность:
а) менее 5 сигарет (папирос) в день;
б) более 5 сигарет (папирос) в день;
в) длительнее 5 лет;
г) не было ни в прошлом, ни в настоящем.
- Употребление алкогольных напитков:
а) в неделю 2 раза и чаще;
б) в неделю 2 раза;
в) периодически с выраженным опьянением;
г) редко и без выраженного опьянения.
- Травмы и ушибы головы в прошлом:
а) без потери сознания;
б) с потерей сознания;
в) не было.
- Отношение к собственному здоровью:
а) при появлении признаков заболевания обращаюсь в медицинские учреждения;
б) стараюсь улучшить самочувствие самостоятельно, народными средствами; в) безразличное.
- Укажите свойственный Вам уровень артериального давления:
а) нормальный (до 139/89 мм рт.ст.);
б) пограничная артериальная гипертензия (140/90 – 159/94 мм рт.ст.)
в) гипертоническая болезнь ( 160/95 мм .•рт.ст. и выше).
- Артериальное давление измеряется:
а) еженедельно;
б) ежемесячно;
в) редко и бессистемно.
- Контроль артериального давления проводится:
а) медсестрой (фельдшером);
б) врачом;
в) самостоятельно;
г) не проводится.
- Информацию о гипертонической болезни Вы получаете:
а) из журналов и газет;
6) из теле- и радиопередач;
в) от врача;
г) от других больных.
- Как Вы оцениваете свое здоровье:
а) считаете себя здоровым;
б) считаете себя больным;
в) трудно определить.
- Бывают ли болезненные ощущения:
а) в области сердца;
б) в области головы;
в) в других частях тела;
г) не бывает.
15. Условия возникновения неприятных ощущений в области сердца:
а) при волнении;
б) при ходьбе или физической работе;
в) в покое; г) в других ситуациях.
- Бывает ли сильная головная боль, тяжесть и давление в голове:
а) часто;
б) эпизодически;
в) не бывает.
- Ощущается ли шум или звон в ушах, голове:
а) постоянно;
б) иногда;
в) не бывает.
- Случается ли появление пелены или сетки перед глазами, цветных пятен, ярких точек, а также изменение конфигурации предметов:
а) часто;
б) редко;
в) не бывает.
- Бывают ли случаи кратковременного нарушения равновесия:
а) из-за внезапного помрачнения сознания;
б) из-за отключения сознания (обморок);
в) из-за головокружения;
г) не бывает.
- Отмечается ли изменение чувствительности в той или иной части тела:
а) онемение одной половины тела;
б) слабость одной руки, ноги;
в) не бывает.
- Отмечается ли изменение настроения:
а) раздражительность;
б) плаксивость;
в) легкое вовлечение в конфликт;
г) настроение ровное.
- Отмечается ли снижение физической активности:
а) быстрое утомление;
б) слабость в руках и ногах;
в) не бывает.
- Отмечается ли изменение психической деятельности:
а) ухудшение памяти;
б) ослабление внимания;
в) снижение инициативы;
г) не отмечается.
- Бывают ли приступообразные ухудшения состояния:
а) с резким повышением артериального давления;
б) с усиленным мочеотделением;
в) с дрожью во всем теле;
г) с похолоданием конечностей;
д) с судорожным сведением рук и ног;
е) не бывает.
- Состоите ли в настоящее время или находились раньше под диспансерным наблюдением:
а) по заболеванию сердца;
б) по гипертонической болезни;
в) по сахарному диабету;
г) по заболеванию почек;
д) нет.
- Укажите лекарство, которое Вы обычно принимаете для снижения артериального давления:
а) адельфан, кристепин, трирезид, гипотиазид;
б) клофелин, допегит;
в) финоптин, коринфар;
г) капотен, прарозин, энап;
д) анаприлин, обзидан;
е) папазол;
ж) нечто другое;
з) ничего не принимаю.
- Укажите доступные Вам мероприятия для снижения повышенного артериального давления:
а) бессолевая диета;
б) снижение калорийности пищи;
в) исключение алкоголя;
г) изменение условий труда;
д) постоянный прием лекарств;
е) эпизодическое лечение в стационаре.
- Ваше отношение к лечению гипертонической болезни и оздоровительным мероприятиям:
а) безразличное;
б) стремлюсь активно выполнять все медицинские рекомендации;
в) yверен в успехе лечения;
г) лечение считаю безуспешным.
Источник
Автор темы
Ikimson
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 1 Зарегистрирован: 12.05.2020
В медицине с: 2017
Должность: студент
Откуда: Россия Москва
Опросная анкета для пациентов с Артериальной Гипертензией
Сообщение
Ikimson » 12 май 2020, 14:40
Анкета имеет аналитический характер и является строго анонимный. Ответьте , пожалуйста на следующие вопросы.
Ваш возраст ______
Ваш пол
o Женский
o Мужской
1. Ведёте ли вы здоровый образ жизни по вашему мнению?
o Да
o Нет
2. Курение и его длительность:
o Менее 10 сигарет (папирос) в день
o Более 10 сигарет (папирос) в день
o Длительнее 5 лет
o Никогда не курил(а)
3. Употребление алкогольных напитков:
o В неделю 2 раза и чаще
o В неделю 2 раза
o Редко
4. Часто ли вы испытываете стресс?
o Очень часто
o Часто
o Редко
o Никогда
5. Придерживаетесь ли здорового питания?
o Да
o Нет
6. Вы считаете ваша физическая нагрузка:
o Пониженная
o Умеренная
o Повышенная
7. Умеете ли вы измерять артериальное давление?
o Да
o Нет
8. Вы контролируете цифры артериального давления?
o Да
o Нет (указать причину _____________________________________________)
9. Какие из факторов риска гипертонической болезни Вы обнаруживаете у себя:
o Избыточную массу тела
o Пристрастие к соленой пище
o Психическое напряжение на работе
o Конфликтность в домашней обстановке
o Их нет
10. Какие Вы знаете осложнения, которые бывают при гипертонии?
o Инфаркт миокарда
o Ишемическая болезнь сердца (стенокардия)
o Инсульт
o Поражение почек
o Язвенная болезнь желудка
o Не знаю никаких осложнений
11. Укажите доступные Вам мероприятия для снижения повышенного артериального давления:
o Бессолевая диета
o Снижение калорийности пищи
o Исключение алкоголя
o Изменение условий труда
o Постоянный прием лекарств
o Эпизодическое лечение в стационаре
12. Ваше отношение к лечению гипертонической болезни и оздоровительным мероприятиям:
o Безразличное
o Стремлюсь активно выполнять все медицинские рекомендации
o Уверен в успехе лечения
o Лечение считаю безуспешным
13. Всегда ли вы следуете назначениям и рекомендациям врача?
o Да
o Нет
14. Откуда в получаете информацию по данному заболеванию?
o От родственников, друзей
o Из интернета
o От медицинского персонала (врачи, медицинские сестры)
15. Хотите ли Вы получить дополнительную информацию по лечению АГ?
o Да
o Нет
16. Достаточно ли информации Вы получили от медицинской сестры по лечению и вторичной профилактике АГ
o Да
o Нет
tuya_mujer
Модератор Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 136 Зарегистрирован: 05.03.2017
В медицине с: 2010
Должность: краснодипломщица, экс-староста, член РООЛО “ПАССД”, м/с ковидария
Откуда: Санкт-Петербург
1 Ответы
595 ПросмотрыПоследнее сообщение LaMa
23 май 2020, 13:34
1 Ответы
1504 ПросмотрыПоследнее сообщение ландыш
25 мар 2010, 23:20
2 Ответы
528 ПросмотрыПоследнее сообщение Leoria
20 май 2020, 23:23
3 Ответы
6728 ПросмотрыПоследнее сообщение iwt
11 авг 2010, 19:47
0 Ответы
525 ПросмотрыПоследнее сообщение Galinkaааа
11 май 2019, 20:41
Вернуться в «Другие интересные темы»
Перейти
- ЧАВО
- Общее
- ↳ Ассоциации, профсоюзы, съезды
- ↳ Сестринские новости
- ↳ Дискуссионный клуб
- ↳ Оплата труда, отпуска, пенсия
- Профессия – медсестра!
- ↳ Первый год
- ↳ Обмен опытом [общая для всех тематика]
- ↳ Акушерство, гинекология
- ↳ Анестезиология
- ↳ Главные
- ↳ Косметология
- ↳ Лаборанты
- ↳ Операционные
- ↳ Педиатрия
- ↳ Постовые
- ↳ Приёмные отделения
- ↳ Процедурные
- ↳ Реанимация
- ↳ Рентгенлаборанты
- ↳ Семейные
- ↳ Старшие
- ↳ Стоматология
- ↳ Участковые
- ↳ Фельдшеры
- ↳ Функциональная диагностика
- ↳ Ясли, сады, школы, училища
- ↳ Другие
- ↳ Санэпидрежим
- ↳ Оборудование, инструмент, материалы
- ↳ Автоматизация рабочего места
- Взаимоотношения и субординация
- ↳ Медсестра – врач
- ↳ Медсестра – пациент
- Учёба
- ↳ Медицинские училища, колледжи
- ↳ Анкеты для дипломов
- ↳ Сертификаты, дипломы, категории, повышение квалификации
- ↳ Сестринский процесс
- ↳ Факультеты ВСО
- ↳ Аттестационные работы
- ↳ Непрерывное медицинское образование
- Работа
- ↳ Медсестра ищет работу
- ↳ Требуется медсестра
- Прочее
- ↳ Заграничный опыт
- ↳ Литература, искусство, творчество
- ↳ Медицинский юмор
- ↳ Другие интересные темы
- ↳ Спроси медсестру!
- Работа сайта
Источник
Анкета для пациентов с Артериальной гипертонией
ФИО __________________________________________________________________
Телефон_________________________________________________________________
Пол (М/Ж) | Возраст | Рост (см) | Вес кг | ИМТ | Обхват Талии (см) | Артериальное давление (Сист/Диас) | Курение (кол. сигарет в день/стаж курения) | Физ. активность более 30 мин. в день (ходьба, бег, плаванье) (+/-) | Сахарный диабет (+/-) | Ранние (<55 лет у муж, < 65 лет у жен ) CCЗ (ИМ, ОНМК, АГ) у родителей (+/-) |
Какие максимальные цифры АД у вас были? _____________________________________ Сколько лет у вас Артериальная гипертензия?__________________________________________________ Какие гипотензивные препараты вы принимаете постоянно _________________________________________________________________________
периодически __________________________________________________________________________________________________________________________________
Инфаркт или/и инсульт в анамнезе? __________________________________________________________ Замечали ли ваши родные, что вы храпите, когда спите? (+/-)________________ Отмечают ли они перерывы в дыхание в этот момент? (+/-)________________ Как часто вы употребляете сладкое? Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда Употребляете ли вы овощей и фруктов более 300 г в день( 3 средних яблока, 1 банан) (+/-) ________________________________
Оценка приверженности терапии
(поставьте галочку)
Не забываете ли Вы иногда принимать ваши лекарства от давления? | да | нет | |||
За прошедшие 2 недели был ли день, когда Вы забывали принимать ваши лекарства от давления? | да | нет | |||
Вы когда-нибудь прекращали принимать лекарства от давления или уменьшали дозу без уведомления врача, потому что Вы почувствовали себя хуже, чем было до этого? | да | нет | |||
Бывает ли, что Вы забываете принимать ваши лекарства, находясь в пути или вне дома? | да | нет | |||
Принимали ли Вы ваши лекарства от давления вчера? | да | нет | |||
Прекращаете ли Вы прием лекарств, когда чувствуете, что ваше давление под контролем? | да | нет | |||
Не огорчала ли Вас когда-нибудь необходимость строго придерживаться схемы лечения вашего высокого давления? | да | нет | |||
Как часто Вы испытываете трудности в запоминании времени приема лекарства от вашего высокого давления? | Никогда 4 | Почти никогда 3 | Иногда 2 | Часто 1 | Всегда |
Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) 1. Я испытываю напряжение, мне не по себе 3 – все время 2 – часто 1 – время от времени, иногда 0 – совсем не испытываю 2. Я испытываю страх, кажется, будто что-то ужасное может вот-вот случиться 3 – определенно это так, и страх очень велик 2 – да, это так, но страх не очень велик 1 – иногда, но это меня не беспокоит 0 – совсем не испытываю 3. Беспокойные мысли крутятся у меня в голове 3 – постоянно 2 – большую часть времени 1 – время от времени и не так часто 0 – только иногда 4. Я легко могу сесть и расслабиться 0 – определенно это так 1 – наверное, это так 2 – лишь изредка это так 3 – совсем не могу 5. Я испытываю внутреннее напряжение или дрожь 0 – совсем не испытываю 1 – иногда 2 – часто 3 – очень часто 6. Я испытываю неусидчивость, мне постоянно нужно двигаться 3 – определенно это так 2 – наверное, это так 1 – лишь в некоторой степени это так 0 – совсем не испытываю 7. У меня бывает внезапное чувство паники 3 – очень часто 2 – довольно часто 1 – не так уж часто 0 – совсем не бывает КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ _______ | 1. То, что приносило мне большое удовольствие, и сейчас вызывает у меня такое же чувство 0 – определенно, это так 1 – наверное, это так 2 – лишь в очень малой степени это так 3 – это совсем не так 2. Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное 0 – определенно это так 1 – наверное, это так 2 – лишь в очень малой степени это так 3 – совсем не способен 3. Я испытываю бодрость 3 – совсем не испытываю 2 – очень редко 1 – иногда 0 – практически все время 4. Мне кажется, что я стал все делать очень медленно 3 – практически все время 2 – часто 1 – иногда 0 – совсем нет 5. Я не слежу за своей внешностью 3 – определенно это так 2 – я не уделяю этому столько времени, сколько нужно 1 – может быть, я стала меньше уделять этому времени 0 – я слежу за собой так же, как и раньше 6. Я считаю, что мои дела (занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения 0 – точно так же, как и обычно 1 – да, но не в той степени, как раньше 2 – значительно меньше, чем обычно 3 – совсем так не считаю 7. Я могу получить удовольствие от хорошей книги, радио – или телепрограммы 0 – часто 1 – иногда 2 – редко 3 – очень редко КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ______ |
Анкета по потреблению соли
Досаливает ли вы готовую пищу? (+/-) | Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда |
Употребляете ли вы полуфабрикаты(котлеты, сосиски, колбасы…..)и еду в местах быстрого питания(Макдональдс), и как часто? (+/-) | Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда |
Как часто Вы употребляете соленую пищу (соленые и маринованные овощи, соленую рыбу, кетчуп, майонез) ? | Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда |
Изменяется ли питьевой режим в дни повышенного потребления соли? | Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда |
Изменялось ли самочувствие в дни повышенного потребления солевых продуктов и на следующий день (более высокие цифры АД, более выраженная головная боль, отечность лица или нижних конечностей, общее чувство дискомфорта)? | Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда |
Источник
Наименование школы | Время проведения | Место проведения | Ответственный |
Школа для пациентов с артериальной гипертензией | Вторник, четверг 13.00-14.00 | Актовый зал поликлиники № 1 | Врач –терапевт кабинета медицинской профилактики |
Кардиологическое отделение стационара | Врач-кардиолог отделения |
Положение
о «Школе артериальной гипертонии»
- Общие положения.
1.1. «Школа артериальной гипертонии» (в дальнейшем «Школа») организуется для проведения обучения населения, проживающего на территориальных участках БУ “Вторая городская больница” Минздрава Чувашии.
1.2. Школу возглавляет врач отделения общей врачебной практики, непосредственно работу проводит средний медицинский персонал в счет времени, выделенного на профилактические мероприятия.
1.3. Школа осуществляет свою деятельность на основании настоящего Положения, тематических планов занятии.
1.4. Занятия проводятся в кабинете медицинской профилактики
- Основные цели и задачи.
2.1. Получение больным представления о причинах и механизмах развития артериальной гипертензии, анатомии, физиологии сердечно-сосудистой системы.
2.2. Приобретение навыков измерения артериального давления и оценки своего состояния.
2.3. Мотивация пациентов на устранение факторов риска АГ (гиперхолестеринемия, избыточная масса тела, злоупотребление поваренной солью, хронический стресс, курение, алкоголь, гиподинамия).
2.4. Ознакомить пациентов с современными группами фармакологических препаратов, способами комбинирования групп лекарственных препаратов при тяжелом течении АГ.
2.5. Ведение дневника самоконтроля.
- Ожидаемые результаты.
3.1. Снижение количества больных с осложненными и тяжелыми формами артериальной гипертонии.
3.2. Улучшение качества жизни граждан и выработка у них правильного отношения к своей болезни и лечению.
- Организация занятий.
4.1. Занятия с приглашенными проводятся в соответствии с тематическими планами, утвержденными руководителями учреждениями.
4.2. Группа обучаемых формируется с учетом заболеваний, и возраста граждан.
4.3. Материал по обучению излагается доступным языком, сопровождается демонстрацией плакатов, раздачей памяток и т.п.
Занятия должны проводиться в форме индивидуальных и групповых
бесед с активным участием обучаемых.
4.4. К участию в проведении занятий могут быть привлечены специалисты из числа врачебного персонала и среднего звена (по решению руководителей групп).
Тематический план занятий
«Школы артериальной гипертонии»
№№ | Тема занятия |
1 | Что надо знать об артериальной гипертонии? |
2 | Что надо знать о питании при артериальной гипертонии? |
3 | Что надо знать о питании при ожирении |
4 | Что надо знать о физической активности |
5 | Курение и здоровье. Вред алкоголя |
6 | Стресс и здоровье |
7 | Медикаментозное лечение артериальной гипертонии |
Источник
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Андрухова Е.А.
1
Плеханова Е.Д.
1
1 ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет
Статья посвящена оценке влияния школы здоровья на модифицируемые факторы риска артериальной гипертонии. В исследуемую группу вошли 44 мужчины и 48 женщин в возрасте от 45 до 59 лет. При включении в исследование участникам предлагались анкеты по выявлению факторов риска АГ. Наиболее часто встречающимися модифицируемыми факторами риска АГ являются стресс и психо-эмоциональные перегрузки на работе, гиподинамия, курение, отсутствие контроля АД, нерациональное питание. Проведение школы здоровья «Артериальная гипертония» повлияло на основные модифицируемые факторы риска АГ, причем наиболее – на повышение физической активности, на приверженность здоровому питанию, на изменение отношения к стрессовым ситуациям, на отказ от курения.Школа здоровья «Артериальная гипертония» оказалась более эффективна среди женщин, чем среди мужчин.
артериальная гипертония
модифицируемые факторы риска
школа здоровья
анкетирование.
1. Бубнова М.Г., Оганов Р.Г. Лечение пациентов с артериальной гипертонией и дополнительными факторами риска в клинической практике, программа наблюдения “ПРОГНОЗ” // Терапевтический архив. – 2009. -Т.81, №9. – С.1-4.
2. Калинина A.M. Обучение пациентов как фактор эффективного контроля артериальной гипертонии – программа НОКТЮРН // Кардиоваск. тер.профил. -2006. – Т.5, №3. – С.5-14.
3. Максимов М. Л., Стародубцев А. К., Светый Л. И. Эффективность блокаторов медленных кальциевых каналов в лечении артериальной гипертензии // Рус.мед. журн. 2006. Т. 14. № 2. С. 132-136.
4. Хан В.В., Линченко С.Н. Об актуальности внедрения в поликлиниках современной организационной технологии – “школы больных гипертонической болезнью” // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 9 – С. 81-82.
5. Яскевич Р.А., Давыдов Е.Л. Подходы к обучению в “школе пациента с артериальной гипертонией” в пожилом и старческом возрасте и их влияние на качество жизни // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12-1. – С. 66-70.
6. Erdine S. How well hypertension controlled in European Society of Hypertension Scientific Newsletter: Update on Hypertension Management. – 2007. Vol.8, №3. – P.1-2.
Актуальность.Артериальная гипертензия (АГ) — самый распространенный сердечно-сосудистый синдром во многих странах мира. Например, в США повышенное артериальное давление (АД) обнаруживается у 20-40% взрослого населения, причем в возрастных группах старше 65 лет АГ встречается у 50% белой и 70% черной расы. Более 90-95% всех случаев АГ составляет гипертоническая болезнь. У остальных больных при тщательном клинико-инструментальном обследовании можно диагностировать разнообразные вторичные (симптоматические) АГ. Следует учитывать, что в 2/3 случаев вторичные АГ обусловлены поражением паренхимы почек (диффузныйгломерулонефрит, диабетическая нефропатия, поликистоз почек и др.), а значит, потенциально неизлечимы. Лечение почечных АГ в общем не отличается от терапии гипертонической болезни.Следовательно, у подавляющего большинства больных с АГ длительная медикаментозная терапия проводится независимо от того, известна или нет точная причина повышенного АД.Отдаленный прогноз у больных с АГ зависит от трех факторов: 1) степени повышения АД, 2) поражения органов-мишеней и 3) сопутствующих заболеваний. Эти факторы обязательно должны быть отражены в диагнозе больного с АГ.
Распространенность АГ в России составляет 39,2% среди мужчин и 41,1% среди женщин [1,3]. Несмотря на это, осведомленность населения о данном заболевании и его осложнениях крайне мала. АГ – психосоматическая болезнь, в основе которой лежит наследственная предрасположенность и врожденная патология с наличием средовых и приобретенных поведенческих базис ослабляющих факторов, а психотравматизация – ведущая причина возникновения и поддержания АГ, являющаяся одной из самых емких по разнообразию причин и поэтому сложных в коррекции. Множественные динамические стереотипы поведения, приводящие к переутомлению и перенапряжению, отрицательные эмоции и стрессовые ситуации, многочисленные нервно-психические и информационные перегрузки, структура ритма современной жизни предъявляют повышенные требования к адаптационной системе человека. При этом, с одной стороны патологические психосоматические состояния как результат социально-психологической дезадаптации, в результате которой стрессирующие процессы, ранее не носивших патологический характер, переходят в разряд дистресса с психическим и психосоматическим проявлением, а с другой – течение АГ вызывает стойкие ограничения в различных сферах жизнедеятельности человека, снижающих качество жизни (КЖ) и сопровождаеюся ростом фрустрации с формированием нарушенных отношений личности [4].Необходимость пожизненного приема антигипертензивынх препаратов, часто не одного, а нескольких в комбинированной терапии, обусловливает особо низкую комплаентность пациентов к лечению. В этой связи оказывается невозможной эффективная профилактика и лечение данной патологии без достаточной информированности больных и их активного осознанного участия в этом процессе [2].Одним из методов, повышающих эффективность коррекции факторов риска АГ и выполнения врачебных назначений, является обучение пациентов [4,6]. Эффективность лечения больного артериальной гипертонией напрямую связана с уровнем его знаний о своем заболевании, в связи с этим одним из базисных принципов терапии больных гипертонической болезнью является организация образовательных центров. Создание для этих целей «Школ артериальной гипертонии» повышает эффективность терапии и значительно улучшает качество жизни больного [5].Школа позволяет пациенту научиться самостоятельно, контролировать состояние своего здоровья, узнать, как снизить неблагоприятное влияние на организм поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек). Также здесь научат оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.Во время обучения в Школе здоровья пациенты знакомятся с внешними и внутренними негативными условиями, которые оказывают повреждающее действие на организм. Пациенты обучаются правилам измерения артериального давления, узнают, какой уровень давления следует считать нормальным, составляют индивидуальный план действий по устранению факторов риска. Два занятия в Школе здоровья посвящены правилам здорового питания, каким должно быть питание здорового человека, объясняется влияние питания на уровень артериального давления. Для больных с повышенной массой тела определяются причины ожирения, разбираются основные принципы диетотерапии, приводятся различные типы диет. В Школе здоровья пациенты знакомятся с компонентами табачного дыма и их влиянием на индивидуальное здоровье. Проводится оценка типа курительного поведения, формируется негативное отношение к курению и мотивация к отказу от курения, разбираются современные методы лечения табакокурения. Под наблюдением опытного врача пациенты оценивают уровень своей тренированности, узнают, как повысить повседневную физическую активность, как построить программу тренирующих занятий, а также избежать осложнений при занятии физкультурой. В Школе здоровья пациенты учатся различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса, знакомятся с методами самооценки уровня стресса, узнают условия преодоления стрессовых реакций. На последнем занятии врач-кардиолог познакомит с общими принципами медикаментозной терапии, какие существуют современные лекарственные препараты с минимальными побочными эффектами, снижающие артериальное давление, учит оказывать первую доврачебную помощь при гипертоническом кризе. Пациенты получают следующие умения: применение полученных знаний для самоконтроля за состоянием здоровья; ведение дневника пациента; проводить самооценку и контроль за факторами, влияющими на течение заболевания; обязательно следовать назначениям врача, не заниматься самолечением; как применять средства доврачебной помощи и самопомощи; как правильно соблюдать рекомендации врачей. Пациенты учатся контролировать: вес тела;основные факторы риска осложнений различных заболеваний; уровень стресса, стрессовое поведение и отношение к стрессу.Однако пациент, не страдающий АГ, но имеющий факторы риска, потенциально может получить сердечно-сосудистые осложнения, такие как инфаркт миокарда и инсульт мозга. При этом получение информации о столь распространенном и опасном своими осложнениями заболевании оказывается необходимым не только лицам, уже страдающим АГ, но и здоровым людям с целью первичной профилактики. Это определяет актуальность внедрения в общую врачебную практику образовательных программ, в том числе школ здоровья «Артериальная гипертония» [4]. С формальной точки зрения, школа здоровья «Артериальная гипертония» – это медицинская профилактитическая услуга, которая включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги».Школа здоровья «Артериальная гипертония» представляет собой образовательную программу для широкого круга населения, как больных АГ, так и их родственников и людей, не страдающих АГ. Школа для больных – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленных на повышение уровня их знаний, информированности и освоения практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению КЖ. В настоящее время при оценке эффективности немедикаментозной коррекции все больше внимания уделяется ее влиянию на различные аспекты качества жизни больных, связанного с их здоровьем, что особенно актуально у пациентов пожилого и старческого возраста. Школа здоровья – это особый вид взаимодействия врача и пациента профилактической направленности, в основе которого лежит обучение, т.к. только информированное, добровольное и активное участие человека с его личной внутренней мотивацией является залогом успешной профилактики АГ [4,5].
Цель исследования: повысить эффективность профилактики АГ путем влияния на модифицируемые факторы риска данного заболевания при проведении школ здоровья.
Материалы и методы исследования. В исследуемую группу вошли 44 мужчины и 48 женщин в возрасте от 45 до 59 лет, всего – 92 человека. При включении в исследование участникам предлагались анкеты по выявлению факторов риска АГ. Нормальное артериальное давление (АД) имели 69 человек (75% обследованных), 1 степень АГ – 20 (21,7%), 2 степень – 3 (3,3%). Для проведения школ здоровья была разработана программа занятий, рассчитанная на 90-110 мин. Оценка эффективности школы здоровья и ее влияния на отдельные факторы риска проводилась по данным анкетирования участниковвОБУЗ«КГКБ № 4» города Курска.
Результаты и их обсуждение. На первом этапе оценки результатов исследования был проведен анализ факторов риска АГ в исследуемой группе. Изначально не знали свой уровень АД 43 человека (46,7%), из них страдали АГ 14 (32,6: от тех, кто не знал свое АД). Фактор риска «отсутствие контроля АД» был выявлен у 34 мужчин (77,2%) и 29 женщин (60,4%). Наиболее часто встречающимися факторами риска АГ явились: стресс, гиподинамия, отсутствие контроля АД, нерациональное питание.
Целью следующего этапа исследования было оценить эффективность школ здоровья как профилактического мероприятия и влияние ее на отдельные факторы риска АГ. Участникам был задан следующий вопрос: получили ли Вы в результате обучения в школе здоровья достаточно информации о факторах риска гипертонической болезни и методах ее профилактики? По мнению пациентов, школа здоровья оказалась эффективна у 87 человек (96,4%), неэффективна у 5 человек (5,4%). При детальном анализе анкет было выявлено, что школа наиболее повлияла на повышение уровня физической активности, на приверженность к здоровому питанию, на изменение отношения к стрессовым ситуациям, на отказ от курения.
При комплексном анализе полученных результатов, было выявлено, что фактор риска «, отсутствие контроля АД» имелся у 63 человек (68,5% всех обследованных), из них 24 человека (38,0% имеющих данный фактор риска и 26,1% всех обследованных) после обучения в школе здоровья решили измерять АД ежедневно утром и вечером. Нерациональное питание было выявлено у 89 человек (96,7% всех обследованных), из них 52 человека (58,4% имеющих данный фактор риска и 56,5% всех обследованных) решили придерживаться принципов здорового питания после обучения в школе здоровья. Фактор риска «гиподинамия» имелся у 76 опрошенных (82,6% всех обследованных), из них 55 пациентов (72,4% имеющих данный фактор риска и 59,8% всех обследованных) решили увеличить свою физическую активность после посещения школы здоровья. Курили 46 человек (50% всех обследованных), решили бросить курить после посещения школы здоровья 32 пациента (69,6% имеющих данных фактор риска и 34,8% всех обследованных). Стресс как фактор риска АГ был выявлен у 90 пациентов (97,8% всех обследованных), из них 46 человек (51,1% имеющих данный фактор риска и 50% всех обследованных) после посещения школы здоровья отметили, что их отношение к стрессовым