Особенности дыхания при повышенном или пониженном давлении

Особенности дыхания при повышенном или пониженном давлении thumbnail

Дыхание при пониженном атмосферном давлении. При подъеме на высоту животные и человек оказываются в условиях пониженного атмосферного давления. При этом развивается гипоксия (недостаток кислорода в организме) в результате низкого парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе. На высоте 5 км барометрическое давление составляет около 60 мм рт. ст. и насыщенность крови кислородом снижается до 80% , что способствует развитию горной болезни.

На высоте от 2,5 до 5 км повышается вентиляция легких, что вызвано стимуляцией каротидных хеморецепторов. Одновременно происходит повышение артериального давления и увеличение частоты сердечных сокращений. Эти реакции направлены на усиление снабжения тканей кислородом.

В случае увеличения высоты более 7 км могут наступить опасные для жизни нарушения дыхания, кровообращения и потеря сознания.

Длительное пребывание или обитание животных и людей в горной местности сопровождается акклиматизацией к кислородному голоданию, которая проявляется в следующем:

  • • увеличивается концентрация эритроцитов в крови в результате усиления эритропоэза;
  • • повышается содержание гемоглобина в крови и увеличивается ее кислородная емкость;
  • • активизируется вентиляция легких;
  • • повышается плотность кровеносных капилляров в тканях в результате увеличения их длины и извитости.

Дыхание при повышенном атмосферном давлении. При погружении животных и человека под воду возрастает атмосферное давление. Например, на глубине 10 м давление возрастает до 2 атм, на глубине 20 м — до 3 атм. В этом случае парциальное давление газов в альвеолярном воздухе возрастает и в крови растворяется большое количество газов — кислорода, азота. Само пребывание на большой глубине не опасно, но при быстром подъеме и переходе от повышенного давления к обычному растворенные в крови газы вскипают и вызывают газовую эмболию сосудов (кессонная болезнь), что может привести к смерти. Кессонная болезнь характеризуется болями в мышцах, головокружением, одышкой, потерей сознания. При медленном подъеме на поверхность газы постепенно удаляются из организма, что профилактирует развитие кессонной болезни. Особенно важны эти закономерности при проведении водолазных работ. В случае погружения водолазов на большие глубины для дыхания применяют гелиево-кислородные смеси. Водолазы поднимаются с глубины очень медленно, а после подъема проходят постепенную декомпрессию.

У некоторых животные выработались специальные дыхательные приспособительные реакции, позволяющие им нырять на определенную глубину. К таким животным относятся ластоногие, киты, выдра, калан и многие другие. Например, крупные киты могут погружаться на глубину 100-200 м и находиться под водой в течение 50—60 мин, а морские львы могут нырять на глубину до 750 м. Физиологически это обусловлено тем, что их дыхательный центр малочувствителен к накоплению в организме С02, что позволяет длительно задерживать дыхание и более полно использовать 02, содержащийся в крови и легких. Кроме того, их мышцы богаты миоглобином. Миоглобин — красный железосодержащий белок (специализированная разновидность гемоглобина), находящийся в сердечной и скелетной мышцах и активно переносящий 02. Так, в скелетных мышцах лошадей и человека содержится 4—9 мг миог- лобина на 1 г массы мышц, а у морских львов — 55—75 мг/г.

Источник

Классический пример дыхания в условиях повышенного барометрического давления – это дыхание под водой при плавании с аквалангом. На поверхности моря барометрическое давление равняется 1 атмосфере. Погружение под воду на каждые 10 метров добавляет по 1 атмосфере (10 м – 2 атм.; 20 м – 3 атм.; 30 м – 4 атм.; и т.д.). Но если барометрическое давление, по сравнению с уровнем моря, увеличивается в 2, 3, 4, и т.д. раз, то и парциальные давления газов в дыхательной газовой смеси увеличиваются соответственно в 2, 3, 4, и т.д. раз, что, в свою очередь, приводит к высокой растворимости газов в крови. Это вызывает ряд проблем, и необходимость корректировки состава дыхательной газовой смеси.

1) Высокое растворение О2, когда его в крови становится больше, чем может быть связано гемоглобином, опасно и требует корректировки состава газовой смеси. На глубинах превышающих 40 м необходимо использовать дыхательные газовые смеси не с 20,9 об. % О2, как в атмосферном воздухе, а всего лишь 5 об. %; а на глубинах свыше 100 м – 2 об. % О2.

2) Повышенное растворение азота вызывает наркотическое состояние (опьянение). На глубинах превышающих 60 м, азотно-кислородная дыхательная газовая смесь должна заменяться гелиево-кислородной. Гелий вызывает наркотический эффект на глубине 200-300 м. Исследуется возможность использования водородно-кислородных смесей на глубинах свыше 300 м и до 2-х км.

3) Необходимость декомпрессии. При быстром подъёме водолаза с глубины, растворённые в крови, газы вскипают, и вызывают газовую эмболию – закупорку сосудов. Подъём водолаза с глубины 300 м требует 2-недельной декомпрессии. Поэтому, при работе на больших глубинах используется вахтовый метод: водолаз живёт 2-3 недели в барокамере под водой, затем его подвергают постепенной декомпрессии.

При подъёме в горы, барометрическое давление понижается, а, следовательно, понижается и парциальное давление кислорода. На высоте 5 км над уровнем моря парциальное давление кислорода становится < 50 мм рт.ст. (на уровне моря ~ 100 мм рт. ст.). Возникает острая гипоксия, а в ответ на неё, из-за возбуждения хеморецепторов каротидного синуса, возникает гипервентиляция. В результате гипервентиляции развивается гипокапния, т.е. вымывание углекислого газа, импульсация с центральных хеморецепторов снижается, возникает гипопноэ.

У людей, живущих высоко в горах, наблюдаются характерные адаптивные приспособления организма:

1) снижена чувствительность периферических хеморецепторов к недостатку О2;

2) повышена диффузионная способность лёгких;

3) увеличена кислородная ёмкость крови за счёт увеличения содержания гемоглобина в крови;

4) снижено сродство гемоглобина к кислороду (в том числе и за счёт увеличения в эритроцитах 2,3-дифосфоглицерата), кислород легче отдаётся в ткани.

У неадаптированного человека, когда парциальное давление О2 становится < 50 мм рт.ст., возникает необходимость дышать газовой смесью с повышенным содержанием О2, а на высоте 9 км (где парциальное давление О2 – 30 мм рт.ст.) – чистым О2. На высоте 18 км необходим скафандр с автономным атмосферным давлением.

8.6. ПЕРВЫЙ ВДОХ РЕБЁНКА, ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЫХАНИЯ

Во внутриутробном периоде развития легкие не являются органом внешнего дыхания плода, эту функцию выполняет плацента. Но задолго до рождения появляются дыхательные движения, которые необходимы для нормального развития легких. Легкие до начала вентиляции заполнены жидкостью (около 100 мл).

Рождение вызывает резкие изменения состояния дыхательного центра, приводящие к началу вентиляции. Первый вдох наступает через 15-70 секунд после рождения, обычно после пережатия пуповины, иногда – до него, т.е. сразу после рождения.

Факторы, стимулирующие первый вдох:

1) Наличие в крови гуморальных раздражителей дыхания: СО2, Н+ и недостаток О2. В процессе родов, особенно после перевязки пуповины, напряжение СО2 и концентрация Н+ возрастают, усиливается гипоксия. Но сами по себе гиперкапния, ацидоз и гипоксия не объясняют наступления первого вдоха. Возможно, что у новорожденных небольшие уровни гипоксии могут возбуждать дыхательный центр, действуя непосредственно на ткань мозга.

2) Не менее важный фактор, стимулирующий первый вдох, – резкое усиление потока афферентных импульсов от рецепторов кожи (холодовых, тактильных), проприорецепторов, вестибулорецепторов, наступающее в процессе родов и сразу после рождения. Эти импульсы активируют ретикулярную формацию ствола мозга, которая повышает возбудимость нейронов дыхательного центра.

3) Стимулирующим фактором является устранение источников торможения дыхательного центра. Раздражение жидкостью рецепторов, расположенных в области ноздрей, сильно тормозит дыхание (рефлекс «ныряльщика»). Поэтому сразу при рождении головки плода из родовых путей, акушеры удаляют слизь и оклоплодные воды из воздухоносных путей.

Таким образом, возникновение первого вдоха – результат одновременного действия ряда факторов.

Первый вдох новорожденного характеризуется сильным возбуждением инспираторных мышц, прежде всего диафрагмы. В 85 % случаев первый вдох более глубокий, а первый дыхательный цикл более длительный, чем последующие дыхательные циклы. Происходит сильное снижение внутриплеврального давления. Это необходимо для преодоления силы трения между жидкостью, находящейся в воздухоносных путях и их стенкой, а также для преодоления силы поверхностного натяжения альвеол на границе жидкость – воздух после попадания в них воздуха. Длительность первого вдоха 0,1–0,4 сек., а выдоха в среднем 3,8 сек. Выдох происходит на фоне суженной голосовой щели и сопровождается криком. Объем выдыхаемого воздуха меньше, чем вдыхаемого, что обеспечивает начало формирования ФОЕ. ФОЕ увеличивается от вдоха к вдоху. Аэрация легких обычно заканчивается ко 2-4 дню после рождения. ФОЕ в этом возрасте составляет около 100 мл. С началом аэрации начинается функционировать малый круг кровообращения. Жидкость, оставшаяся в альвеолах, всасывается в кровеносное русло и лимфу.

Читайте также:  Повышенный пульс при нормальном давлении что делать причины

У новорожденных ребра расположены с меньшим наклоном, чем у взрослых, поэтому сокращения межреберных мышц менее эффективно изменяют объем грудной полости. Спокойное дыхание у новорожденных является диафрагмальным, инспираторные мышцы работают только при крике и одышке.

Новорожденные всегда дышат носом. Частота дыхания вскоре после рождения в среднем около 40 в минуту. Воздухоносные пути у новорожденных узкие, их аэродинамическое сопротивление в 8 раз выше, чем у взрослых. Легкие малорастяжимы, но податливость стенок грудной полости высокая, результатом этого являются низкие величины эластической тяги легких. Для новорожденных характерен относительно небольшой резервный объем вдоха и относительно большой резервный объем выдоха. Дыхание новорожденных нерегулярно, серии частых дыханий чередуются с более редкими дыханиями, 1-2 раза в минуту возникают глубокие вздохи. Могут наступать задержки дыхания на выдохе (апноэ) до 3 и более секунд. У недоношенных новорожденных может наблюдаться дыхание типа Чейн-Стокса. Деятельность дыхательного центра координируется с активностью центров сосания и глотания. При кормлении частота дыхания обычно соответствует частоте сосательных движений.

Возрастные изменения дыхания:

После рождения до 7-8 лет идут процессы дифференцировки бронхиального дерева и увеличения количества альвеол (особенно в первые три года). В подростковом возрасте происходит увеличение объема альвеол.

Минутный объем дыхания увеличивается с возрастом почти в 10 раз. Но для детей в целом характерен высокий уровень вентиляции легких, приходящийся на единицу массы тела (относительной МОД). Частота дыхания с возрастом уменьшается, особенно сильно в течение первого года после рождения. С возрастом ритм дыхания становиться более стабильным. У детей длительность вдоха и выдоха почти равны. Увеличение продолжительности выдоха у большинства людей происходит в подростковом возрасте.

С возрастом совершенствуется деятельность дыхательного центра, развиваются механизмы, обеспечивающие четкую смену дыхательных фаз. Постепенно формируется способность детей к произвольной регуляции дыхания. С конца первого года жизни дыхание участвует в речевой функции.

Источник

Оглавление темы “Дыхательный центр. Дыхательный ритм. Рефлекторная регуляция дыхания.”:

1. Дыхательный центр. Что такое дыхательный центр? Где находится дыхательный центр? Комплекс Бетзингера.

2. Дыхательный ритм. Происхождение дыхательного ритма. Пребетзингерова область.

3. Пневмотаксический центр. Влияние моста на дыхательный ритм. Апнейстический центр. Апнейзис. Функция спинальных дыхательных мотонейронов.

4. Рефлекторная регуляция дыхания. Хеморецепторы. Хеморецепторный контроль дыхания. Центральный хеморефлекс. Периферические ( артериальные ) хеморецепторы.

5. Механорецепторы. Механорецепторный контроль дыхания. Рецепторы легких. Рецепторы реулирующие дыхание.

6. Дыхание при физической нагрузке. Нейрогенные стимулы дыхания. Влияние на дыхание физической нагрузки низкой и средней интенсивности.

7. Влияние на дыхание физической нагрузки высокой интенсивности. Энергетическая стоимость дыхания.

8. Дыхание человека при измененном барометрическом давлении воздуха. Дыхание при пониженном давлении воздуха.

9. Горная болезнь. Причины ( этиология ) горной болезни. Механизм развития ( патогенез ) горной болезни.

10. Дыхание человека при повышенном давлении воздуха. Дыхание при высоком атмосферном давлении. Кесонная болезнь. Газовая эмболия.

Дыхание человека при повышенном давлении воздуха. Дыхание при высоком атмосферном давлении. Кесонная болезнь. Газовая эмболия.

Дыхание человека при повышенном давлении воздуха имеет место на значительной глубине под водой при работе водолазов или при кессонных работах. Поскольку давление одной атмосферы соответствует давлению столба воды высотой 10 м, то в соответствии с глубиной погружения человека под воду в скафандре водолаза или в кессоне поддерживается давление воздуха по этому расчету.

Человек, находясь в атмосфере повышенного давления воздуха, не испытывает каких-либо дыхательных расстройств. При повышенном давлении атмосферного воздуха человек может дышать в том случае, если в его дыхательные пути поступает воздух под таким же давлением. При этом растворимость газов в жидкости прямо пропорциональна его парциальному давлению.

Дыхание человека при повышенном давлении воздуха. Дыхание при высоком атмосферном давлении.

Поэтому при дыхании воздухом на уровне моря в 1 мл крови содержится 0,011 мл физически растворенного азота. При давлении воздуха, которым дышит человек, например, 5 атмосфер, в 1 мл крови будет содержаться в 5 раз больше физически растворенного азота. При переходе человека к дыханию при более низком давлении воздуха (подъем кессона на поверхность или всплытие водолаза) кровь и ткани тела могут удержать только 0,011 мл N2/мл крови. Остальное количество азота переходит из раствора в газообразное состояние. Переход человека из зоны повышенного давления вдыхаемого воздуха к более низкому его давлению должен происходить достаточно медленно, чтобы освобождающийся азот успел выделиться через легкие. Если азот, переходя в газообразное состояние, не успевает полностью выделиться через легкие, что имеет место при быстром подъеме кессона или нарушении режима всплытия водолаза, пузырьки азота в крови могут закупорить мелкие сосуды тканей организма. Это состояние называется газовая эмболия. В зависимости от локализации газовой эмболии (сосуды кожи, мышц, центральной нервной системы, сердца и др.) у человека возникают различные расстройства (боли в суставах и мышцах, потеря сознания), которые в целом называются «кессонной болезнью».

Развитие кессонной болезни предотвращается определенной скоростью декомпрессии, т. е. скоростью перехода человека от дыхания при повышенном давлении воздуха к дыханию воздухом при нормальном атмосферном давлении на уровне моря. Например, переход человека от дыхания при одной добавленной атмосфере к дыханию атмосферным воздухом на уровне моря должен происходить 5 мин, от двух добавленных атмосфер — 30 мин, а от четырех — 60 мин. В случае возникновения кессонной болезни пострадавшего немедленно помещают в барокамеру, в которой быстро повышают давление воздуха, которое обеспечивает растворение мелких пузырьков азота в тканях организма. Это приводит к исчезновению проявлений у человека кессонной болезни. Последующая декомпрессия давления воздуха в барокамере производится по специальным нормам времени под наблюдением медицинского персонала за пострадавшим человеком.

– Вернуться в оглавление раздела “Физиология человека.”

Источник

Ãèïîêñèÿ – íåäîñòàòî÷íîå ñíàáæåíèå òêàíåé êèñëîðîäîì. Õàðàêòåðèñòèêà îñíîâíûõ êðèòåðèåâ, ïî êîòîðûì âðà÷è îïðåäåëÿþò íàëè÷èå áðàäèïíîý. Ñíèæåíèå ïî÷å÷íîãî è ìîçãîâîãî êðîâîòîêà è ñèñòîëè÷åñêîãî îáúåìà – õàðàêòåðíûå ñèìïòîìû êèñëîðîäíîãî îòðàâëåíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru

Ââåäåíèå

Æèçíåäåÿòåëüíîñòü æèâîãî îðãàíèçìà ñâÿçàíà ñ ïîãëîùåíèåì èì êèñëîðîäà è âûäåëåíèåì óãëåêèñëîãî ãàçà. Ïîýòîìó â ïîíÿòèå «äûõàíèå» âõîäÿò âñå ïðîöåññû, ñâÿçàííûå ñ äîñòàâêîé êèñëîðîäà èç âíåøíåé ñðåäû âíóòðü êëåòêè è âûäåëåíèåì óãëåêèñëîãî ãàçà èç êëåòêè â îêðóæàþùóþ ñðåäó. Ñóùåñòâóþò îñîáåííîñòè äûõàíèÿ ïðè íèçêîì àòìîñôåðíîì äàâëåíèè è âûñîêîì. Ñòðåìëåíèå ÷åëîâåêà ïîêîðÿòü âñå íîâûå âûñîòû è ïðîíèêàòü âñå ãëóáæå â îêåàíû, âûçûâàåò ñèëüíûé ñòðåññ äûõàòåëüíîé ñèñòåìû, â ïðî÷åì íåñðàâíèìûé ñ òðóäíîñòÿìè, èñïûòûâàåìûìè åé ïðè ðîæäåíèè ðåáåíêà. À òàê æå ïàòîëîãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ. Îíè, êàê ïðàâèëî, ñâèäåòåëüñòâóþò î íàëè÷èè äûõàòåëüíîé èëè ñåðäå÷íîñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

1. Äûõàíèå ïðè ïîíèæåííîì àòìîñôåðíîì äàâëåíèè

Àòìîñôåðíîå äàâëåíèå ïîíèæàåòñÿ ïðè ïîäúåìå íà âûñîòó. Ýòî ñîïðîâîæäàåòñÿ îäíîâðåìåííûì ñíèæåíèåì ïàðöèàëüíîãî äàâëåíèÿ êèñëîðîäà â àëüâåîëÿðíîì âîçäóõå. Íà óðîâíå ìîðÿ îíî ñîñòàâëÿåò 105 ìì ðò ñò. Íà âûñîòå 4000 ì óæå â 2 ðàçà ìåíüøå.  ðåçóëüòàòå óìåíüøàåòñÿ íàïðÿæåíèå êèñëîðîäà â êðîâè. Âîçíèêàåò ãèïîêñèÿ. Ïðè áûñòðîì ïàäåíèè àòìîñôåðíîãî äàâëåíèÿ íàáëþäàåòñÿ îñòðàÿ ãèïîêñèÿ. Îíà ñîïðîâîæäàåòñÿ ýéôîðèåé, ÷óâñòâîì ëîæíîãî áëàãîïîëó÷èÿ, è ñêîðîòå÷íîé ïîòåðåé ñîçíàíèÿ. Ïðè ìåäëåííîì ïîäúåìå ãèïîêñèÿ íàðàñòàåò ìåäëåííî. Ðàçâèâàþòñÿ ñèìïòîìû ãîðíîé áîëåçíè. Ïåðâîíà÷àëüíî ïîÿâëÿåòñÿ ñëàáîñòü, ó÷àùåíèå è óãëóáëåíèå äûõàíèÿ, ãîëîâíàÿ áîëü. Çàòåì íà÷èíàåòñÿ òîøíîòà, ðâîòà, ðåçêî óñèëèâàþòñÿ ñëàáîñòü è îäûøêà.  èòîãå òîæå íàñòóïàåò ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, îòåê ìîçãà è ñìåðòü. Äî âûñîòû 3 êì ó áîëüøèíñòâà ëþäåé ñèìïòîìîâ ãîðíîé áîëåçíè íå áûâàåò. Íà âûñîòå 5 êì íàáëþäàþòñÿ èçìåíåíèÿ äûõàíèÿ, êðîâîîáðàùåíèÿ, âûøåé íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè. Íà âûñîòå 7 êì ýòè ÿâëåíèÿ ðåçêî óñèëèâàþòñÿ. Âûñîòà 8 êì ÿâëÿåòñÿ ïðåäåëüíîé äëÿ æèçíåäåÿòåëüíîñòè.

Íà âûñîòå îðãàíèçì ñòðàäàåò íå òîëüêî îò ãèïîêñèè, íî è îò ãèïîêàïíèè.  ðåçóëüòàòå ñíèæåíèÿ íàïðÿæåíèÿ êèñëîðîäà â êðîâè âîçáóæäàþòñÿ õåìîðåöåïòîðû ñîñóäîâ. Äûõàíèå ó÷àùàåòñÿ è óãëóáëÿåòñÿ. Èç êðîâè âûâîäèòñÿ óãëåêèñëûé ãàç è åãî íàïðÿæåíèå ïàäàåò íèæå íîðìû. Ýòî ïðèâîäèò ó óãíåòåíèþ äûõàòåëüíîãî öåíòðà. Íåñìîòðÿ íà ãèïîêñèþ, äûõàíèå ñòàíîâèòñÿ ðåäêèì è ïîâåðõíîñòíûì.  ïðîöåññå àäàïòàöèè ê õðîíè÷åñêîé ãèïîêñèè âûäåëÿþò òðè ñòàäèè. Íà ïåðâîé, àâàðèéíîé, êîìïåíñàöèÿ äîñòèãàåòñÿ çà ñ÷åò óâåëè÷åíèÿ ëåãî÷íîé âåíòèëÿöèè, óñèëåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ, ïîâûøåíèÿ êèñëîðîäíîé åìêîñòè êðîâè è ò.ä. Íà ñòàäèè îòíîñèòåëüíîé ñòàáèëèçàöèè ïðîèñõîäÿò òàêèå èçìåíåíèÿ, ñèñòåì îðãàíèçìà, êîòîðûå îáåñïå÷èâàþò áîëåå âûñîêèé è âûãîäíûé óðîâåíü àäàïòàöèè.  ñòàáèëüíîé ñòàäèè ôèçèîëîãè÷åñêèå ïîêàçàòåëè îðãàíèçìà ñòàíîâÿòñÿ óñòîé÷èâûìè çà ñ÷åò ðÿäà êîìïåíñàòîðíûõ ìåõàíèçìîâ. Òàê êèñëîðîäíàÿ åìêîñòü êðîâè óâåëè÷èâàåòñÿ íå òîëüêî çà ñ÷åò âîçðàñòàíèÿ êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ, íî è 2,3-ôîñôîãëèöåðàòà â íèõ. Çà ñ÷åò 2,3-ôîñôîãëèöåðàòà óëó÷øàåòñÿ äèññîöèàöèÿ îêñèãåìîãëîáèíà â òêàíÿõ. Ïîÿâëÿåòñÿ ôåòàëüíûé ãåìîãëîáèí, èìåþùèé áîëåå âûñîêóþ ñïîñîáíîñòü ñâÿçûâàòü êèñëîðîä. Îäíîâðåìåííî ïîâûøàåòñÿ äèôôóçèîííàÿ ñïîñîáíîñòü ëåãêèõ è âîçíèêàåò «ôóíêöèîíàëüíàÿ ýìôèçåìà», ò.å. â äûõàíèå âêëþ÷àþòñÿ ðåçåðâíûå àëüâåîëû, è óâåëè÷èâàåòñÿ ôóíêöèîíàëüíàÿ îñòàòî÷íàÿ åìêîñòü. Ýíåðãåòè÷åñêèé îáìåí ïîíèæàåòñÿ, íî ïîâûøàåòñÿ èíòåíñèâíîñòü îáìåíà óãëåâîäîâ.

Ãèïîêñèÿ – ýòî íåäîñòàòî÷íîå ñíàáæåíèå òêàíåé êèñëîðîäîì.

Ôîðìû ãèïîêñèè:

1. Ãèïîêñåìè÷åñêàÿ ãèïîêñèÿ. Âîçíèêàåò ïðè ñíèæåíèè íàïðÿæåíèÿ êèñëîðîäà â êðîâè (óìåíüøåíèå àòìîñôåðíîãî äàâëåíèÿ, äèôôóçèîííîé ñïîñîáíîñòè ëåãêèõ è ò.ä.).

2. Àíåìè÷åñêàÿ ãèïîêñèÿ. ßâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì ïîíèæåíèÿ ñïîñîáíîñòè êðîâè òðàíñïîðòèðîâàòü êèñëîðîä (àíåìèè, óãàðíîå îòðàâëåíèå).

3. Öèðêóëÿòîðíàÿ ãèïîêñèÿ. Íàáëþäàåòñÿ ïðè íàðóøåíèè ñèñòåìíîãî è ìåñòíîãî êðîâîòîêà (áîëåçíè ñåðäöà è ñîñóäîâ).

4. Ãèñòîòîêñè÷åñêàÿ ãèïîêñèÿ. Âîçíèêàåò ïðè íàðóøåíèè òêàíåâîãî äûõàíèÿ (îòðàâëåíèå öèàíèäàìè).

2. Äûõàíèå ïðè ïîâûøåíèè àòìîñôåðíîãî äàâëåíèÿ

Äûõàíèå ïðè ïîâûøåííîì àòìîñôåðíîì äàâëåíèè èìååò ìåñòî âî âðåìÿ âîäîëàçíûõ è êåññîííûõ (êîëîêîë-êåññîí) ðàáîò.  ýòèõ óñëîâèÿõ äûõàíèå óðåæàåòñÿ äî 2-4 ðàç â ìèíóòó. Âäîõ óêîðà÷èâàåòñÿ, à âûäîõ óäëèíÿåòñÿ è çàòðóäíÿåòñÿ. Ãàçîîáìåí â ëåãêèõ íåìíîãî óñêîðÿåòñÿ. Ïðè îáû÷íîì àòìîñôåðíîì äàâëåíèè â ïëàçìå êðîâè íàõîäèòñÿ â ðàñòâîðåííîì ñîñòîÿíèè îêîëî 1% àçîòà. ×åì âûøå àòìîñôåðíîå äàâëåíèå, òåì âûøå åãî ðàñòâîðèìîñòü, òåì áîëüøå åãî íàêàïëèâàåòñÿ â êðîâè. Óâåëè÷èâàåòñÿ êîëè÷åñòâî ðàñòâîðåííîãî àçîòà è ïî ìåðå óäëèíåíèÿ âðåìåíè ïîäâîäíûõ ðàáîò. Ïðè áûñòðîì ñíèæåíèè äàâëåíèÿ, íàïðèìåð, ýêñòðåííîì ïîäúåìå âîäîëàçà, ðàñòâîðèìîñòü àçîòà ðåçêî ïàäàåò. Îí ïåðåõîäèò â ãàçîîáðàçíóþ ôîðìó è îáðàçóåò â ñîñóäàõ ïóçûðüêè – ýìáîëû. Îíè çàêóïîðèâàþò ïðîñâåò ìåëêèõ ñîñóäîâ. Âîçíèêàåò ãàçîâàÿ ýìáîëèÿ, è êðîâîñíàáæåíèå òêàíåé íàðóøàåòñÿ. Ðàçâèâàåòñÿ êåññîííàÿ áîëåçíü, ñîïðîâîæäàþùàÿñÿ ñèëüíûìè áîëÿìè â ñóñòàâàõ, êîñòÿõ, ìûøöàõ, ãîëîâíîé áîëüþ («çàëîì»). Ïîÿâëÿåòñÿ ðâîòà, ïàðàëè÷, ïîñòðàäàâøèé òåðÿåò ñîçíàíèå. Äëÿ åå ëå÷åíèÿ ïîñòðàäàâøåãî ïîìåùàþò â äåêîìïðåññèîííóþ êàìåðó, ãäå äàâëåíèå âíîâü ïîäíèìàåòñÿ äî ïîëíîãî ðàñòâîðåíèÿ àçîòà. Çàòåì î÷åíü ìåäëåííî ñíèæàþò åãî, ÷òîáû àçîò óñïåâàë âûõîäèòü ÷åðåç ëåãêèå. Ïðîôèëàêòèêà ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ïðîâîäèòñÿ ïóòåì èñïîëüçîâàíèÿ ñòóïåí÷àòîé äåêîìïðåññèè, ò.å. êîãäà âîäîëàç ïîäíèìàåòñÿ íà ïîâåðõíîñòü, òî ÷åðåç êàæäûå 10 ì ïîäúåìà äåëàåò îñòàíîâêó íà ñòðîãî îïðåäåëåííîå âðåìÿ. Äëÿ äûõàíèÿ íà ãëóáèíå ïðèìåíÿþò òàêæå ãàçîâóþ ñìåñü, â êîòîðîé àçîò çàìåùàåòñÿ íà ãåëèé. Îí ïðàêòè÷åñêè íå ðàñòâîðÿåòñÿ â ïëàçìå êðîâè. Êðîìå òîãî, àçîò íà ãëóáèíå áîëüøå 70 ì, à êèñëîðîä 90 ì ïðèîáðåòàåò íàðêîòè÷åñêèå ñâîéñòâà. Ïîýòîìó â ãåëèåâîé ñìåñè âñåãî 5% êèñëîðîäà.

Äëÿ ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèé ñîñóäîâ, ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè è äð., ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ãèïîêñèåé, èñïîëüçóåòñÿ êèñëîðîä. Åñëè äàåòñÿ ÷èñòûé êèñëîðîä ïðè îáû÷íîì àòìîñôåðíîì äàâëåíèè, ýòà ïðîöåäóðà íàçûâàåòñÿ èçîáàðè÷åñêîé îêñèãåíàöèåé (êèñëîðîäíàÿ ïîäóøêà). Åñëè èñïîëüçóåòñÿ áàðîêàìåðà, â êîòîðîé äàâëåíèå ïîäíèìàåòñÿ âûøå àòìîñôåðíîãî, òî ýòîò ìåòîä íàçûâàåòñÿ ãèïåðáîëè÷åñêîé îêñèãåíàöèåé. Äàííûå ìåòîäû ñëóæàò äëÿ óâåëè÷åíèÿ íàïðÿæåíèÿ êèñëîðîäà â êðîâè. Ïðè àíåìè÷åñêîé ãèïîêñèè ýòà òåðàïèÿ áåñïîëåçíà. Ïðè ãèïîêñåìè÷åñêîé è öèðêóëÿòîðíîé ïîëîæèòåëüíî âëèÿåò íà ñîñòîÿíèå áîëüíîãî. Èçîáàðè÷åñêóþ, à òåì áîëåå ãèïåðáîëè÷åñêóþ îêñèãåíàöèþ ìîæíî èñïîëüçîâàòü ëèøü â òå÷åíèå íåïðîäîëæèòåëüíîãî âðåìåíè. Äëèòåëüíîå èñïîëüçîâàíèå êèñëîðîäà ñîïðîâîæäàåòñÿ êèñëîðîäíûì îòðàâëåíèåì. Ïðè íîðìàëüíîì àòìîñôåðíîì äàâëåíèè äûøàòü êèñëîðîäîì ìîæíî íå áîëåå 4 ÷àñîâ. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî ïðè äëèòåëüíîì äåéñòâèè êèñëîðîäà â êëåòêàõ âîçíèêàåò ãèïåðîêñèÿ èëè êèñëîðîäíîå îòðàâëåíèå. Îíà ñîïðîâîæäàåòñÿ óãíåòåíèåì îêèñëåíèÿ óãëåâîäîâ. Êèñëîðîäíîå îòðàâëåíèå ïðîÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèåì ïî÷å÷íîãî è ìîçãîâîãî êðîâîòîêà, ñíèæåíèåì ñèñòîëè÷åñêîãî îáúåìà. Ýòî ïðèâîäèò ê ïîòåðå ñîçíàíèÿ è ñóäîðîãàì. Îäíîâðåìåííî ïîâðåæäàåòñÿ ëåãî÷íàÿ òêàíü, à êàê ñëåäñòâèå íàðóøàåòñÿ äèôôóçèîííàÿ ñïîñîáíîñòü ëåãêèõ. Óìåíüøàåòñÿ êîëè÷åñòâî ñóðôàêòàíòà â àëüâåîëàõ, âîçíèêàåò îòåê ëåãêèõ. Ó íîâîðîæäåííûõ äåòåé ïîâðåæäàþòñÿ êëåòêè ñåò÷àòêè. Ïîýòîìó ïðè äëèòåëüíîé îêñèãåíàöèè ïðèìåíÿåòñÿ íå ÷èñòûé êèñëîðîä, à ãàçîâàÿ ñìåñü.

3. Ïàòîëîãè÷åñêèå òèïû äûõàíèÿ

Ïàòîëîãè÷åñêèå òèïû äûõàíèÿ ìîãóò âñòðå÷àòüñÿ ó ëþäåé ñ àáñîëþòíî ðàçíûìè çàáîëåâàíèÿìè. Îíè, êàê ïðàâèëî, ñâèäåòåëüñòâóþò î íàëè÷èè äûõàòåëüíîé èëè ñåðäå÷íîñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Íî ìîãóò áûòü è äðóãèå âàðèàíòû. Ïðè ëþáîì ðàñêëàäå òî÷íî ìîæíî ñêàçàòü òîëüêî òî, ÷òî ÷åëîâåê ñ ïàòîëîãè÷åñêèì äûõàíèåì íóæäàåòñÿ â ïîìîùè âðà÷à. È æåëàòåëüíî, ÷òîáû îíà áûëà îêàçàíà íåìåäëåííî.

Ïðè÷èíû. Ïàòîëîãè÷åñêèå òèïû äûõàíèÿ âîçíèêàþò ïî öåëîìó ðÿäó ïðè÷èí. Òî÷íî îïðåäåëèòü èõ íå âñåãäà óäàåòñÿ, íî åñòü ÷åòûðå íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ:

1. ðàçäðàæåíèå äûõàòåëüíîãî öåíòðà, ñâÿçàííîå ñ íàêîïëåíèåì îòðàâëÿþùèõ ïðîäóêòîâ ìåòàáîëèçìà, ãèïîêñèåé è ïîâûøåíèåì óðîâíÿ óãëåêèñëîãî ãàçà, âíåçàïíî âîçíèêøèì íàðóøåíèåì êðîâîîáðàùåíèÿ èëè èíòîêñèêàöèÿìè äðóãîé ïðèðîäû.

2. îñòðûé îòåê ãîëîâíîãî ìîçãà â ðåçóëüòàòå òóïîé òðàâìû èëè ñäàâëèâàíèÿ.

3. ïîðàæåíèå öåíòðîâ ñðåäíåãî è ïðîäîëãîâàòîãî ìîçãà âèðóñíîé èíôåêöèåé.

4. èíñóëüòû èëè òðîìáîýìáîëèè ñîñóäîâ â ýòîì ó÷àñòêå ìîçãà, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ êðîâîèçëèÿíèåì.

Íàðóøåíèÿ äûõàíèÿ ìîãóò ñîïðîâîæäàòüñÿ òàêèìè ñèìïòîìàìè, êàê ïîìðà÷åíèå ñîçíàíèÿ, ñíèæåíèå äàâëåíèÿ.

Áðàäèïíîý. Ïàòîëîãè÷åñêèå òèïû äûõàíèÿ, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ óìåíüøåíèåì êîëè÷åñòâà äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé, ðàçâèâàþòñÿ â ñëó÷àå óãíåòåíèÿ ôóíêöèè äûõàòåëüíîãî öåíòðà. Ýòî ñëó÷àåòñÿ ïðè íàðóøåíèè âíóòðèìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, ñâÿçàííîãî ñ îïóõîëüþ, âîñïàëèòåëüíûìè ïðîöåññàìè (ìåíèíãèò, ýíöåôàëèò), ðàçðûâîì ñîñóäà èëè ïàòîëîãè÷åñêèì ñêîïëåíèåì æèäêîñòè. Åùå îäíîé ïðè÷èíîé çàìåäëåíèÿ äûõàíèÿ ÿâëÿåòñÿ òÿæåëàÿ èíòîêñèêàöèÿ. Âîçáóäèìîñòü íåðâíûõ öåíòðîâ, ðàñïîëàãàþùèõñÿ â ñïèííîì ìîçãå, ñíèæàåòñÿ ïðè ïîâûøåíèè â êðîâè ñîäåðæàíèÿ ìî÷åâîé êèñëîòû, àöåòîíà, êðåàòèíèíà, èíñóëèíà, ÿäîâ è ïðè èíôåêöèîííî-òîêñè÷åñêîì øîêå. Ñóùåñòâóþò êðèòåðèè, ïî êîòîðûì âðà÷è îïðåäåëÿþò íàëè÷èå áðàäèïíîý:

1. äî ãîäà – ìåíåå òðèäöàòè âäîõîâ;

2. äî äâåíàäöàòè ëåò – ìåíåå äâàäöàòè äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé;

3. îò ïÿòèäåñÿòè è ñòàðøå – ãðàíèöåé íîðìû ñ÷èòàåòñÿ äî òðèíàäöàòè âäîõîâ â ìèíóòó.

Ïîëèïíîý. Ïàòîëîãè÷åñêèå òèïû äûõàíèÿ, ïðè êîòîðûõ ÷àñòîòà âäîõîâ âîçðàñòàåò, âñòðå÷àþòñÿ ó áîëüíûõ ñ ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû, àíåìèåé, à òàêæå ïîñëå òÿæåëîé ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè è ïðè áåðåìåííîñòè. Ïðè÷èíîé ïîäîáíîãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà ÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèå ïàðöèàëüíîãî äàâëåíèÿ êèñëîðîäà â êðîâè. Ïðè÷èíû ïðè ýòîì ìîãóò áûòü ðàçíûå. Ñî ñòîðîíû äûõàòåëüíîé ñèñòåìû ýòî:

1. âîñïàëèòåëüíûå çàáîëåâàíèÿ ëåãêèõ;

2. íåäîñòàòî÷íîñòü ñóðôàêòàíòà;

3. õðîíè÷åñêàÿ îáñòðóêòèâíàÿ áîëåçíü ëåãêèõ, ýìôèçåìà, áðîíõèàëüíàÿ àñòìà;

4. îñòðàÿ èëè õðîíè÷åñêàÿ ëåãî÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.

Ñî ñòîðîíû êðîâåíîñíîé ñèñòåìû:

1. îñòðàÿ èëè õðîíè÷åñêàÿ ñåðäå÷íîñîñóäèñòàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü; àíåìèÿ;

2. îòðàâëåíèå óãàðíûì ãàçîì;

3. ïîðôèðèÿ è äðóãèå íàñëåäñòâåííûå áîëåçíè êðîâè;

4. îïóõîëè êðàñíîãî êîñòíîãî ìîçãà.

Êðîìå âñåõ âûøåïåðå÷èñëåííûõ ïðîáëåì íà óðîâåíü êèñëîðîäà â êðîâè âëèÿåò ïðîöåññ òêàíåâîãî äûõàíèÿ. Ãèïîêñèÿ ðàçäðàæàþùå äåéñòâóåò íà äûõàòåëüíûå öåíòðû â ïðîäîëãîâàòîì ìîçãå, è êîëè÷åñòâî äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé óâåëè÷èâàåòñÿ.

Ãèïåðïíîý. Ýòîò òèï äûõàíèÿ íå îòíîñèòñÿ â ïîëíîé ìåðå ê ïàòîëîãè÷åñêèì, îí íàáëþäàåòñÿ ïðè óñêîðåíèè îáìåíà âåùåñòâ â îðãàíèçìå. Ãèïåðïíîý, èëè ãèïåðâåíòèëÿöèÿ, – ýòî ãëóáîêîå è ÷àñòîå äûõàíèå, íåîáõîäèìîå, ÷òîáû ëó÷øå íàñûòèòü êðîâü êèñëîðîäîì, êîòîðûé íóæåí êàê êàòàëèçàòîð â ìåòàáîëè÷åñêèõ ïðîöåññàõ. Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ ó ñïîðòñìåíîâ, ïðè ôèçè÷åñêîé èëè ýìîöèîíàëüíîé íàãðóçêå. Èç ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé âûäåëÿþò òèðåîòîêñèêîç è ëèõîðàäêó.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ îðãàíèçì íå íóæäàåòñÿ â òàêîì êîëè÷åñòâå êèñëîðîäà, íî èç-çà ÷ðåçìåðíîé ñòèìóëÿöèè äûõàòåëüíîãî öåíòðà ãèïåðâåíòèëÿöèÿ âñå ðàâíî ðàçâèâàåòñÿ. Òàêàÿ ñèòóàöèÿ ìîæåò ïðèâåñòè ê ñäâèãó êèñëîòíî-ùåëî÷íîãî ðàâíîâåñèÿ è ïîâûøåíèþ óðîâíÿ óãëåêèñëîãî ãàçà â êðîâè.

Àïíîý. Òèïû ïàòîëîãè÷åñêîãî äûõàíèÿ ó ÷åëîâåêà ìîãóò áûòü êàê ñ åãî îñòàíîâêîé, òàê è áåç. Âñå çàâèñèò îò òîãî, êàêîå âëèÿíèå îêàçûâàåòñÿ íà äûõàòåëüíûé öåíòð. Íàïðèìåð, äàííîå ñîñòîÿíèå ìîæåò áûòü âûçâàíî ñíèæåíèåì ïàðöèàëüíîãî äàâëåíèÿ óãëåêèñëîãî ãàçà â êðîâè. Åñòåñòâåííàÿ èëè èñêóññòâåííàÿ ãèïåðâåíòèëÿöèÿ òàêæå ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé îñòàíîâêè äûõàíèÿ. Èçâåñòåí òàêæå ñèìïòîì «ëîæíîãî àïíîý», âîçíèêàþùèé èç-çà âíåçàïíîé ñìåíû òåìïåðàòóðû èëè ïåðåïàäà äàâëåíèÿ âîçäóõà, íàïðèìåð ïðè ïîïàäàíèè â õîëîäíóþ âîäó. Íî â äàííîì ñëó÷àå îñòàíîâêà äûõàíèÿ âûçâàíà íåïðîõîäèìîñòüþ âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé (ñïàçì ãîðòàíè), à íå ñíèæåíèåì ôóíêöèé ïðîäîëãîâàòîãî ìîçãà. Ïàòîëîãè÷åñêèå òèïû äûõàíèÿ (×åéíà-Ñòîêñà, Áèîòà, Êóññìàóëÿ) èìåþò â ñåáå ýëåìåíò àïíîý ðàçíîé ïðîäîëæèòåëüíîñòè.

Äûõàíèå. ×åéíà-Ñòîêñà Âïåðâûå òàêîé òèï äûõàíèÿ áûë îïèñàí â êîíöå äåâÿòíàäöàòîãî âåêà, íî òîãäà âðà÷è íå ñìîãëè óñòàíîâèòü ïðè÷èíó ýòîãî ñîñòîÿíèÿ. Âðà÷è ñâÿçûâàëè åãî ïîÿâëåíèå ñ ïîâûøåíèåì óðîâíÿ óãëåêèñëîãî ãàçà â êðîâè. Ïàòîëîãè÷åñêèå òèïû äûõàíèÿ ×åéíà-Ñòîêñà ïðîÿâëÿþòñÿ â âèäå ïîâåðõíîñòíûõ è ðåäêèõ âäîõîâ, êîòîðûå ïîä äåéñòâèåì ãèïîêñèè ïîñòåïåííî ñòàíîâÿòñÿ ÷àùå è ãëóáæå. Ñïóñòÿ ñåìü âäîõîâ íàñòóïàåò ãèïåðâåíòèëÿöèÿ, è ýêñêóðñèÿ ãðóäíîé êëåòêè ñíîâà çàìåäëÿåòñÿ.  êîíöå öèêëà íàñòóïàåò ïàóçà, îñòàíîâêà äûõàíèÿ, êîòîðàÿ äëèòñÿ îò ïÿòè äî ñåìè ñåêóíä. Ïîäîáíûé òèï äûõàíèÿ íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ ó ìàëåíüêèõ äåòåé è ÿâëÿåòñÿ âàðèàíòîì ôèçèîëîãè÷åñêîé íîðìû. Êðîìå òîãî, îí ðàçâèâàåòñÿ ïðè òðàâìàõ ãîëîâû, ïîâûøåíèè âíóòðè÷åðåïíîãî äàâëåíèÿ, èøåìèè ìîçãà, îòðàâëåíèÿõ è áîëåçíÿõ ñåðäöà.

Äûõàíèå Êóññìàóëÿ. Ïàòîëîãè÷åñêèå òèïû äûõàíèÿ Êóññìàóëÿ áûëè îòêðûòû â Ãåðìàíèè â êîíöå äåâÿòíàäöàòîãî âåêà. Âðà÷, Àäîëüô Êóññìàóëü, îïèñàë èõ ó ïàöèåíòîâ ñ çàïóùåííûìè ôîðìàìè ñàõàðíîãî äèàáåòà è ïðåäñòàâèë ñâîå îòêðûòèå êàê îäèí èç ïðèçíàêîâ ïðèáëèæàþùåéñÿ êîìû. Âïîñëåäñòâèè ó÷åíûå âûÿñíèëè, ÷òî ãëóáîêîå è øóìíîå äûõàíèå âñòðå÷àåòñÿ è ïðè äðóãèõ ìåòàáîëè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâàõ. Îñîáåííî ïðè àöèäîçå, òî åñòü ñìåùåíèè ðàâíîâåñèÿ ñðåäû â ñòîðîíó êèñëîò. Áûëî áèîõèìè÷åñêè äîêàçàíî, ÷òî ïîäîáíûå ñèìïòîìû ïîÿâëÿþòñÿ, åñëè äûõàòåëüíûé öåíòð ðàçäðàæåí íàêîïëåíèåì àöåòîóêñóñíîé è îêñèìàñëÿíîé êèñëîòîé.  êðîâè ïàöèåíòà íàáëþäàåòñÿ ñíèæåíèå ïàðöèàëüíîãî äàâëåíèÿ óãëåêèñëîãî ãàçà è íèçêàÿ êîíöåíòðàöèÿ áóôåðíûõ ðàñòâîðîâ.

Äûõàíèå Áèîòà. Ïàòîëîãè÷åñêèå òèïû äûõàíèÿ Áèîòà èíà÷å åùå íàçûâàþòñÿ ìåíèíãèòè÷åñêèì äûõàíèåì. Îíè õàðàêòåðèçóþòñÿ ðèòìè÷íûì ðàâíîìåðíûì äûõàíèåì, ïåðåìåæàþùèìñÿ ïàóçàìè îò òðèäöàòè ñåêóíä äî ìèíóòû è áîëåå. Íàèáîëåå ÷àñòî ýòîò ñèìïòîì îòìå÷àåòñÿ ó ïàöèåíòîâ ñ îðãàíè÷åñêèìè èëè èíôåêöèîííûìè ïîðàæåíèÿìè ìîçãà, íàðóøåíèåì ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, èíòîêñèêàöèÿìè è øîêîâûìè ñîñòîÿíèÿìè. Âïåðâûå ýòîò òèï äûõàíèÿ áûë îïèñàí âî Ôðàíöèè â 1876 ãîäó ó áîëüíîãî ñ î÷åíü òÿæåëîé ôîðìîé ìåíèíãèòà.

Äûõàíèå Ãðîêêà. Ïàòîëîãè÷åñêèå òèïû äûõàíèÿ Ãðîêêà íàïîìèíàþò òàêîâûå ïðè äûõàíèè ×åéíà-Ñòîêñà. Ýòî ñâÿçíî ñ õàðàêòåðíûì èçìåíåíèåì ãëóáèíû è èíòåíñèâíîñòè äûõàíèÿ. Ðàçíèöà çàêëþ÷àåòñÿ ëèøü â îòñóòñòâèè îñòàíîâêè èëè «ïàóçû» â êîíöå öèêëà. Ïðè äûõàíèè Ãðîêêà îíà ìåíÿåòñÿ íà ïîâåðõíîñòíûé âäîõ.  íåêîòîðîé ëèòåðàòóðå ýòîò òèï äûõàíèÿ íàçûâàþò «íåïîëíûé ðèòì ×åéíà-Ñòîêñà», òàê êàê îáà ñèìïòîìà íàáëþäàþòñÿ âî âðåìÿ ñõîæèõ ïàòîëîãèé è ìîãóò áûòü ïðîäîëæåíèÿìè äðóã äðóãà â êëèíè÷åñêîé êàðòèíå ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ.

Àïíåéñòè÷åñêîå äûõàíèå. Ãðóäíàÿ êëåòêà èìååò ïðåäåëû ðàñòÿæèìîñòè, óòâåðæäàåò íîðìàëüíàÿ ôèçèîëîãèÿ. Ïàòîëîãè÷åñêèå òèïû äûõàíèÿ â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ìîãóò ïîêîëåáàòü ýòó èñòèíó. Ïðè ïîðàæåíèè ñòðóêòóð ìîçãà, îòâå÷àþùèõ çà ðåãóëÿöèþ äûõàíèÿ, íàáëþäàåòñÿ ðàñøèðåíèå ãðóäíîé êëåòêè, êîòîðàÿ è òàê íàõîäèòñÿ â ñîñòîÿíèè âäîõà. Îðãàíèçì óæå íå ìîæåò îòðåãóëèðîâàòü óñèëèÿ, íåîáõîäèìûå äëÿ äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé. Ïîäîáíûé ñèìïòîì íàáëþäàåòñÿ â ïðîöåññå óìèðàíèÿ ÷åëîâåêà. Îòìå÷àþòñÿ ïîñëåäîâàòåëüíûå ñòàäèè èçìåíåíèÿ äûõàíèÿ: äèñïíîý – óãíåòåíèå äûõàíèÿ – àïíåçèñ – ãàñïèíã-äûõàíèå, à çàòåì ïàðàëè÷ äûõàòåëüíîãî öåíòðà â ïðîäîëãîâàòîì ìîçãå. Âåñü ýòîò öèêë ÿâëÿåòñÿ ïðîÿâëåíèåì ïîíòîáóëüáàðíîãî àâòîìàòèçìà, ðàçâèâàþùåãîñÿ âñëåäñòâèå óãíåòåíèÿ äåÿòåëüíîñòè âûñøèõ íåðâíûõ öåíòðîâ. Êîãäà ðàâíîâåñèå âíóòðåííåé ñðåäû îêîí÷àòåëüíî ñìåùàåòñÿ â ñòîðîíó êèñëîò, íàáëþäàþòñÿ òîëüêî åäèíè÷íûå âçäîõè è äèçðèòìèè äûõàíèÿ, íå ïîïàäàþùèå íè ïîä îäíó èç ïðèâåäåííûõ êàòåãîðèé.

Ãàñïèíã-äûõàíèå. Íàçâàíèå ïîÿâèëîñü îò àíãëèéñêîãî ñëîâà «ãàñï», ÷òî îçíà÷àåò õâàòàòü ðòîì âîçäóõ, èëè çàäûõàòüñÿ. Ýòîò òèï ïîÿâëÿåòñÿ ó áîëüíûõ ñ àñôèêñèåé, íåçàâèñèìî îò åå ãåíåçà. Íàèáîëåå ÷àñòî ê òàêîé êàòåãîðèè ïàöèåíòîâ îòíîñÿòñÿ íåäîíîøåííûå ìëàäåíöû, à òàêæå ëþäè ñ çàêðûòûìè òðàâìàìè ãîëîâû è â ñòàäèè òÿæåëîé èíòîêñèêàöèè. Ãàñïèíã-äûõàíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ ðåäêèìè âäîõàìè ñ ïðîãðåññèâíî óáûâàþùåé ãëóáèíîé, êîòîðûå ïðåðûâàþòñÿ îñòàíîâêàìè äûõàíèÿ äëèòåëüíîñòüþ äî äâàäöàòè ñåêóíä. Ïðè ýòîì â àêòå äûõàíèÿ ó÷àñòâóåò íå òîëüêî âñïîìîãàòåëüíàÿ ìóñêóëàòóðà, íî òàêæå ìûøöû øåè è ëèöà. Èíèöèàòîðîì òàêîãî äûõàíèÿ âûñòóïàåò êîíöåâîé îòðåçîê ïðîäîëãîâàòîãî ìîçãà, ïðè óñëîâèè ÷òî âñå âûøåëåæàùèå îòäåëû óæå ïðåêðàòèëè âûïîëíÿòü ñâîè ôóíêöèè.

Äèññîöèèðîâàííîå äûõàíèå. Ïðè òÿæåëûõ ðàññòðîéñòâàõ, âûçâàííûõ ïîðàæåíèåì ïðîäîëãîâàòîãî ìîçãà, íàáëþäàåòñÿ «óðîäëèâîå», «àòàêñè÷åñêîå» äûõàíèå. Îíî ìîæåò áûòü äâóõ òèïîâ:

1. Äèññîöèèðîâàííîå. Åñëè ó áîëüíîãî íàáëþäàþòñÿ ïàðàäîêñàëüíûå äâèæåíèÿ äèàôðàãìàëüíûõ ìûøö è òàêæå àñèììåòðèÿ ïðè ïîäúåìå ïðàâîé è ëåâîé ñòîðîí ãðóäíîé êëåòêè.

2. Äûõàíèå Ãðîêêî-Ôðóãîíè. Êîãäà îòìå÷àåòñÿ ðàññèíõðîíèçàöèÿ ìåæäó ìåæðåáåðíûìè ìûøöàìè è äèàôðàãìîé ÷åëîâåêà.

 êà÷åñòâå ëå÷åáíîé òàêòèêè ïðè ðàññòðîéñòâàõ äûõàíèÿ èñïîëüçóþò ïåðåâîä ïàöèåíòà íà èñêóññòâåííóþ âåíòèëÿöèþ ëåãêèõ ñ âûêëþ÷åíèåì ôóíêöèé ìûøö ïóòåì ââåäåíèÿ ìèîðåëàêñàíòîâ.  ñî÷åòàíèè ñ êèñëîðîäîòåðàïèåé ýòî ïîìîãàåò çàùèòèòü ìîçã ÷åëîâåêà îò ãèïîêñèè è ñîõðàíèòü êîãíèòèâíûå ôóíêöèè äî âîçîáíîâëåíèÿ íîðìàëüíîãî ðèòìà äûõàíèÿ.

Çàêëþ÷åíèå

ãèïîêñèÿ ñèñòîëè÷åñêèé êèñëîðîäíûé îòðàâëåíèå

Îðãàíû äûõàíèÿ îñóùåñòâëÿþò ãàçîîáìåí ìåæäó àòìîñôåðíûì âîçäóõîì è îðãàíèçìîì.  ëåãêèõ êèñëîðîä èç âîçäóõà, ïîãëîùàåìîãî ïðè âäîõå, ïåðåõîäèò â êðîâü è äîñòàâëÿåòñÿ â êëåòêè. Çäåñü áîëüøàÿ ÷àñòü êèñëîðîäà ñâÿçûâàåòñÿ ñ óãëåðîäîì è âîäîðîäîì, êîòîðûå âûäåëÿþòñÿ â ïðîöåññå îáìåíà âåùåñòâ èç âûñîêîìîëåêóëÿðíûõ îðãàíè÷åñêèõ ñîåäèíåíèé, âõîäÿùèõ â ñîñòàâ êëåòîê. Îáðàçóþùèåñÿ ïðè ýòîì óãëåêèñëûé ãàç è âîäÿíûå ïàðû óäàëÿþòñÿ èç ëåãêèõ ïðè âûäîõå. Ìåíüøàÿ ÷àñòü êèñëîðîäà âõîäèò â ñîñòàâ êëåòîê îðãàíèçìà. Ýíåðãèÿ, îñâîáîæäàþùàÿñÿ ïðè ðàñùåïëåíèè îðãàíè÷åñêèõ âåùåñòâ, èñïîëüçóåòñÿ äëÿ æèçíåäåÿòåëüíîñòè, äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ðàçðóøàþùèõñÿ êëåòîê è ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà. Äûõàíèå ðàçäåëÿþò íà âíåøíåå, èëè ëåãî÷íîå – ãàçîîáìåí ìåæäó àòìîñôåðíûì âîçäóõîì è êðîâüþ, è âíóòðåííåå, èëè òêàíåâîå – ãàçîîáìåí ìåæäó êðîâüþ è òêàíÿìè, îáåñïå÷èâàþùèé îáìåí âåùåñòâ â êëåòêàõ. Áåç äûõàíèÿ æèçíü ÷åëîâåêà íåâîçìîæíà; ÷åðåç êîðîòêîå âðåìÿ ïîñëå åãî ïðåêðàùåíèÿ îñòàíàâëèâàåòñÿ ñåðäöå è íà÷èíàåòñÿ ðàçðóøåíèþ îðãàíèçìà, â ïåðâóþ î÷åðåäü êëåòîê íåðâíîé ñèñòåìû. Îñîáåííî âåëèêî çíà÷åíèå äûõàíèÿ äëÿ ðàñòóùåãî îðãàíèçìà äåòåé, òàê êàê ðîñò è ðàçâèòèå îñóùåñòâëÿþòñÿ â ðåçóëüòàòå èíòåíñèâíîãî îáìåíà âåùåñòâ.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Ãåíèíà À.Ì. Ôèçèîëîãèÿ äûõàíèÿ. Îñíîâû. Äæ. Óýñò. Ìîñêâà. «Ìèð». 1988. 198 ñ.

2. Àãàäæàíÿí Í.Ë., Òåëëü Ë.Ç., Öèðêèí Â.È., ×åñíîêîâà Ñ.À. Ôèçèîëîãèÿ ÷åëîâåêà. – Ì.: Ìåäèöèíñêàÿ êíèãà, Í. Íîâãîðîä: Èçäàòåëüñòâî ÍÃÌÀ, 2003. – 528 ñ.: èë.

3. https://biofile.ru/bio/19591.html

4. https://www.syl.ru/article/313937/patologicheskie-tipyi-dyihaniya-u-cheloveka

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

Читайте также:  Шейный остеохондроз может быть причиной повышенного давления